• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Губерниев Мастер

С чего начинается книга?

Прочитав статью Александра Захарова, я захотел её дополнить. Речь пойдёт о художественном произведении — детективе, историческом романе и т. п.

Итак, с чего начинается книга?

В основе всякой художественной книги лежит сюжет. Нет сюжета — нет книги. Однако, даже самый оригинальный и интересный сюжет ещё не является залогом успеха! Нужно проделать огромную работу, о которой речь пойдёт далее. Как это ни странно, но общее количество возможных сюжетов весьма ограничено, и найти что-то оригинальное с каждым годом становится всё труднее. Всё уже когда-то было — не у Шекспира, так у Светония… Впрочем, часто сама жизнь дарит нам отличные сюжеты — главное уметь их разглядеть, очистить, огранить и оправить. Сюжет вам могут подарить, как Гоголю подарил сюжет «Мертвых душ» Пушкин. Сюжет вам может кто-то рассказать, как историю или анекдот. В худшем случае, сюжет можно просто украсть из другого художественного произведения. И переделать угнанный сюжет до неузнаваемости. Это не будет плагиатом, но всё же это не самое лучшее решение. Особенно, если оригинал широко известен и качественно реализован.

Итак, будем считать, что сюжет найден. Теперь надо определиться с местом и временем действия. Где и когда происходят описываемые вами события? Это может быть целый временной диапазон — от мгновения до вечности. И пространственный диапазон — от точки до Вселенной. Когда со временем и местом мы определились, лезем в Интернет, обкладываемся энциклопедиями, картами, книгами и узнаём об интересующем нас пространственно-временном диапазоне всё, что только можно. Пусть многое нам не пригодится, это неважно! Важно как можно глубже погрузиться в эпоху, почувствовать её ритм, её дыхание… Собирайте биографии великих людей того времени, не пренебрегайте газетами, даже рекламными объявлениями! Поищите материалы о местной моде, жизненном укладе. Выпишите пословицы, анекдоты, сплетни, слухи. Всё может пригодиться! Если действие происходит в вымышленную эпоху или в вымышленном мире, всё это надо придумать и детально проработать.

Теперь, обладая сюжетом и обширными знаниями об эпохе, можно приступить к формированию своих героев. Обычно писатели выписывают их характер с известных им прототипов, но можно и придумать, синтезировать своих героев. Не пренебрегайте тщательной прорисовкой даже второстепенных героев. Придумайте их биографии, их легенду. Пусть многое не войдёт в книгу, но имея всё это под рукой, вы сможете сделать повествование связанным и логичным. Внимание к второстепенным героям — это своеобразный индикатор мастерства писателя.

Кстати, перед тем как начать писать самому, стоит много и серьёзно читать. Читать мастеров слова, классиков прошлого и современности. Читать с карандашом и блокнотом, анализировать, думать, сравнивать.

Теперь самое время начать разворачивать нить повествования. Наиболее эффективно разворачивать сразу несколько нитей — они пишутся отдельно, а затем переплетаются: каждая из них обрывается на самом интересном месте, передавая эстафету другой. Это позволяет постоянно удерживать интерес читателя.

Вот теперь нам пригодятся те факты о месте и времени, что мы собирали в самом начале! Нанизываем их на нити повествования, как бусины. Главное, чтобы они вместе смотрелись на этих нитях гармонично — бусы должны быть стильными.

Параллельно прорабатываем стилистику, добавляем по вкусу философские размышления, лирические отступления.

По всем сюжетам расбрасываем «знаки», которые должны сработать в конце. Знаки нагнетают напряжение и вызывают у читателя чувство сопричастности к разгадыванию сюжета.

Наконец, продумываем развязку, кульминацию сюжета. Закручиваем все нити повествования в тугой узел, который развяжется в самом конце.

Концовка — наиболее важная часть художественного произведения. Именно она формирует общее «послевкусие» книги. Именно она запомнится (или не запомнится) читателю, вытягивая за собой всю книгу. Если смысл увлекательного начала — втянуть читателя в книгу, удержать его внимание, то смысл увлекательной концовки — оставить в душе читателя впечатление от книги, заложить ему в душу основную идею, передать исходный посыл, ради которого написана книга. Не случайно многие читатели начинают читать с конца, им не терпится понять, что же автор хочет до них донести. Но если книга стоящая, будьте уверены, читатель прочтёт и начало. И будет перечитывать книгу ещё и ещё, несмотря на то, что развязку уже знает.

Итак, книга готова — есть сюжет, герои, нити повествования, развязка. Теперь стоит пройтись ещё раз по всей книге критическим взглядом: хорошо ли проработан сюжет? Выпуклы ли характеры героев? Тщательно ли проработаны детали? Не перегружена ли книга фактами и «лирическими отступлениями»? Гармонично ли складываются части в единое целое? Нет ли нарушений в логике повествования? Программисты называют этот процесс «отладка». Отладьте, отшлифуйте книгу до полного блеска.

Теперь настало время дать прочесть книгу критикам. Выпишите все замечания, но не спешите всё исправлять. Продумайте, насколько обоснованы замечания. Наколько часто они упоминаются разными людьми? Насколько авторитетно для вас их мнение? Теперь, внеся замечания, отложите готовую книгу на месяц-другой. Вернитесь к ней и прочтите написанное свежим взглядом. Всё ли воспринимается также, как раньше? Не появилось ли желание что-то переделать, добавить, убрать? Когда появится ощущение, что книга готова и дальнейшие изменения не требуются (не просятся наружу сами), печатайте книгу и несите в издательство. Если там книгу примут, начнётся следующий этап «великой эпопеи», но это уже выходит за рамки статьи.

Удачи вам в нелёгком писательском труде!

Статья опубликована в выпуске 19.03.2008
Обновлено 25.12.2018

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Важна и форма, и содержание. Но любая книга начинается с вдохновения. С вдохновения в высоком смысле слова.

  • Азамат Адельгужин Читатель 4 декабря 2012 в 17:01 отредактирован 4 декабря 2012 в 17:01 Сообщить модератору

    Китайская мудрость гласит: "..." (простите, но кажется я забыл как она в точности звучит, но смысл таков) что нужно сначала изучить пути всех мастеров, и потом создать свой, неповторимый, основанный на всех остальных. Как-то так, по-моему.

  • Магомед Магомедов Читатель 9 марта 2011 в 00:12 отредактирован 25 мая 2018 в 08:21 Сообщить модератору

    Стилистика французских классиков 18-19 веков, как по вашему? она имеет право называться технологией? ведь только про французских королей столько рассказов написано и такое впечатление что все упражнялись по одной методичке. Я вам так скажу, все знают метод, и у каждого он свой.

  • Статья отличная! Познавательная! Поставила 5! Только мне кажется, что можно было бы название выбрать лучше. А то я вначале подумала, что в статье будет идти слегка о другом.

    Оценка статьи: 5

  • Как на кухне. Почистить три картошины, порезать, налить в кастрюльку 1 л воды... Щепотку соли... И все остальное.
    На самом деле есть какое-то смешение и смещение. Одно дело - заниматься творчеством, другое - изготовлением книги... Каковы книжки, сделанные по таким рецептами - мы прекрасно видим. И хорошо, что школа дает возможность читать настоящие книги, а не эти, которые по рецептам.

    • А вы пробовали блюдо, изготовленное без рецепта? Даже самые гениальные повара когда-то учились. Стряпали блюда по простейшим рецептам, подобным приведённому вами. Затем рецепты усложнялись и они сами их создавали. Но рецепт есть у любого блюда! И правила составления рецепта везде одинаковы.

      Оценка статьи: 5

      • Хочу выразить...
        мою благодарность - Виктору (за добротное и, в принципе, верное изложение техники написания книги);
        мои аплодисменты - Лауре Ли (за искрометный комментарий и правду-матку по поводу Донцовых-Марининых..);
        мое приветствие - Владимиру (за философский подход);
        мое сочувствие (дружеское) - Наташе Ростовой (ведь и правда: можно печь блинчики по рецептам, а можно и без, по наитию; можно писать книги по методичкам, а можно - по велению сердца и интуиции. Кому-то нужно учиться технике, а кому-то нет, потому что часто талант и вкус позволяют обойтись без нее.)
        Оценка - 5 баллов.

        Оценка статьи: 5

  • Ахматовой бы дать почитать, а то у нее все из какого-то сора стихи растут Академически правильно все у Вас, прямо хоть в рамочку на стенку в кабинет главлита. Карманное пособие по написанию книги. Инструкция по созданию литературного произведения! Не все, что из человека наружу просится становится литературой и если нет вдохновения и таланта, получится Донцова-Маринина-Акунин. Вот эти точно по методичке пишут.
    Орлов, Пелевин, Сорокин, Пьецух, еще пару (не больше) имен пишут книги потому, что к ним приходит тетя такая - Муза ее зовут. Та без инструкций, шалая как вдохновение горячечного больного. Как раскумарка для наркоши. А тогда ангел ли, черт ли его руку движет вперед его мысли саму собой. Из какого-то сора.
    А всем остальным творцам современной русской прозы хочется одно попросить: не можешь не писать, так ради бога не пиши. Пожалей еще невырубленные леса.

    • УСПЕХ = ТАЛАНТ + ТЕХНОЛОГИЯ

      Тут дело вот в чём: если человек не умеет складывать буквы в слова, никакая муза не поможет ему что-либо написать. Да, стихи, гениальные произведения рождаются из "сора". Но если нет технологии, то из сора родится только сор. Та технология, если хотите, инструкция, что приведена в статье не является альтернативой таланту. Талант и муза нужны на каждом этапе: при поиске и генерации сюжета, при погружении в эпоху, при формировании характеров героев, при разворачивании нитей повествования, при закручивании кульминации и развязки, при составлении лирических отступлений... И особенно при "отладке" книги! Так что, на мой взгляд, знание технологии есть условие необходимое, но недостаточное. Также как и талант!

      УСПЕХ = ТАЛАНТ + ТЕХНОЛОГИЯ

      Оценка статьи: 5

    • Писатели нужны всякие: и гениальные, и талантливые, и просто крепкие профессионалы, пишущие по методичке. Главный критерий - читательский спрос. А уже время всех расставит по местам. Какие-то произведения забудут через 5 лет, а какието будут читать и наши потомки.
      А за статью - 5. Не все бесспорно, но подход любопытен.

      Оценка статьи: 5