Дмитрий Шомин Мастер

Какие бывают флейты? (Часть 2)

В первой части было представлено описание различных типов флейт и приведен более подробный раздел по поперечным флейтам. Для тех, кто хочет продолжить ознакомление с другими типами — вторая часть.

Свистковые

Из свистковой флейты проще всего извлекать звуки. Поэтому все детские игрушки принадлежат как раз этой категории. И именно свистковая флейта господствовала в Европе с 11 по 18 век. Называлась она по-разному: флажолет, рекордер или блок-флейта. В 18 веке была вытеснена более сильной и техничной поперечной флейтой. Однако сегодня практически во всех музыкальных магазинах можно увидеть как раз рекордер (или по-немецки блок-флейту). Он вновь всплыл на волне популярности старинной музыки. К тому же он проще в освоении.

Свистки — это разновидность свистковой флейты. Они сегодня обычно используются сотрудниками милиции, охраны или различными контролерами как сигнальный инструмент. Еще их используют для подачи сигнала терпящие бедствие. Такие свистки крепятся на спасжилете.

Также широко известны русские свирели. Обычно это двуствольная свистковая флейта, на которой исполняется двухголосная мелодия. Часто это слово употребляется в обобщенном смысле. Родственна ей сопель. Это уже одноствольная флейта. Известна она с 11 века как ратный инструмент для подачи сигналов на поле боя.

Можно перечислить еще несколько инструментов разных народов, которые относятся к этой же группе свистковых флейт. Это марийский «шиалтыш», грузинская «саламури», армянский «тутак». В южно-американских Андах распространена «тарка». У этой флейты прямоугольный в сечении канал.

Открытые

Открытые продольные флейты, как более простые и более древние, распространены очень широко. Среди них сегодня наиболее широко известна флейта очень далекого нам народа — японцев. Это сякухати. На ней исполняется два вида музыки. Светская, мелодичная и понятная. И сакральная, медитативная музыка, понять которую непросто. Порой она имитирует звуки природы, порой отражает движения духа.

Другой известной разновидностью является татарский и башкирский курай. Этот инструмент можно назвать голосом народа, и он очень популярен. При игре на флейте исполнитель часто «гудит» низким голосом, сопровождая музыку. У тюркских и монгольских народов «гудение» обычно представляет собой горловое пение. Это делается и на других родственных инструментах. Таких как казахская «сыбызгы», киргизский «чоор». Сюда же стоит отнести и венгерскую флейту «фуруйя». Родственным кураю как по конструкции, так и по манере исполнения (держится наискось в углу рта, игра сопровождается гудением) является балканский «кавал». На нем играют в Болгарии, Албании и Румынии. Название «кавал» — турецкого происхождения.

Однако в Румынии есть свои разновидности открытой флейты. Это широко распространенный «флуер». В советское время был хорошо известен молдавский народный оркестр «Флуераш» по названию родственного инструмента. «Флуер» является одним из солирующих инструментов в «тарафе», национальном оркестре румынских цыган. В Украине такая флейта называется «флояра».

Самым простым и, возможно, наиболее древним из всех является другая флейта — Карпат. Эта флейта представляет собой простую трубку со скошенной вершинкой. Поэтому у гуцулов она называется «скосивка». У румын это — «телинка». Звуки разной высоты извлекаются с помощью частичного перекрывания пальцем нижнего (выдувного) отверстия. Во всех перечисленных выше флейтах звуки различной высоты извлекаются благодаря перекрыванию отверстий на корпусе. У «телинки» же нет ни отверстий на корпусе, ни свистка. Проще этой флейты не существует. Аналогичная телинке флейта без игровых отверстий существует в Польше — «фуярка» и в Словакии — «концовка».

В общем ряду открытых флейт также можно назвать еще курдский и армянский блул и армянский сринг. Название он взял от древнегреческой сиринги, которая является флейтой Пана. Но переход названия одного инструмента на другой очень характерен.

В Южной и Центральной Америке имеется своя разновидность открытой продольной флейты. Это тростниковая флейта «кена». Самая старая археологическая находка — 12 тыс. лет назад.

На островах Океании и в Австралии распространены носовые флейты. Как видно из названия, воздух в них вдувается через ноздрю. Румынская телинка тоже иногда используется как носовая флейта.

Смешанные

Как уже говорилось, переход названий в музыкальных инструментах — это норма. Среди таких инструментов можно назвать следующие флейты. Украинскую сопилку, которая может быть и открытой, и свистковой, и промежуточного типа. И украинскую свыриль. Название родственно русской свирели, однако, это многоствольная флейта, типа флейты Пана. Также она может представлять собой многоствольную свистковую флейту, где каждый ствол издает только один звук.

Интересным примером является переход названий, связанных с русским словом дудка. Дудка — это русская продольная свистковая флейта и в то же время — обобщенное название всех духовых инструментов. Однако похожее название существует в туркменском языке. Это «тюйдук». Этим словом называются самые разные инструменты. Например, «гаргы-тюйдук» — это продольная открытая флейта, «дилли-тюйдук» — язычковый инструмент. В турецком языке это слово превращается в «дюдюк». И «диллидюдюк» уже — свистковая флейта. А вот в армянском языке «дудук» — это уже совсем другой инструмент, язычковый, как известный нам саксофон. У болгар «дадук» — свистковая флейта.

Еще один характерный пример перехода названий: слово «най». В арабо-иранском варианте «най» — продольная флейта. В среднеазиатском (каракалпаки, таджики, туркмены, узбеки) — это поперечная флейта. А вот в румынском варианте — это уже флейта Пана.

Флейта Пана

Разновидностей такой флейты очень много. Наиболее широко известен румынский инструмент «най». Однако в России тоже есть такая флейта. Называется она «кугиклы» или «кувиклы». По всей видимости, от названия растения куга. Возможно, кугой называли тростник, основной материал многих духовых инструментов. Правда, сегодня кугой в России называют чаще камыш или рогоз. Кугиклы представляли собой несколько стволов. Исполнителями являлись только женщины. При этом групповое исполнение представляло собой поочередное использование двух и более инструментов группой исполнителей (перекличку). На литовском «скудучае» играют аналогичным образом.

Подобное же исполнение можно обнаружить и на Американском континенте. Это флейта «сику» южноамериканских индейцев. Она представляет собой довольно крупные стволы с низким звучанием. Играют на ней также поочередно. К более простой и небольшой по размерам флейте относится и еще одна южноамериканская разновидность — сампоньо. Она может быть и двухрядной, для более компактного размещения стволов.

Также к флейтам Пана относятся грузинская «ларчеми» или «соинари» и древнегреческая «сиринга».

Заключение

Из рассмотренных примеров видно, что флейты во всех своих видах распространены по всем континентам. Это говорит о том, что эти музыкальные инструменты сопровождают человечество практически на всем протяжении его существования. Они развивались от простейшей телинки до сложного технически оснащенного инструмента, используемого в современном оркестре.

Обновлено 1.02.2008
Статья размещена на сайте 31.01.2008

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: