• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

Почему большевики называли репрессии 30-х годов «Термидором»?

До лета 1937 года у «старых большевиков» ещё теплилась надежда, что власть действительно расправляется с троцкистами и врагами Советского государства, но массовые аресты среди них в августе и сентябре породили слухи о контрреволюции, и всё чаще ими произносилось слово «Термидор».

Термидором был назван месяц июль в календаре Французской республики, в этом месяце контрреволюция уничтожила якобинскую диктатуру.

Революционный календарь начинался с 22 сентября 1792 года — со дня образования республики. Неделю в нём сделали десятидневной, и днём отдыха стал считаться каждый десятый день. Месяцы назвали так:

  • зимние — нивоз, плювиоз, вантоз;
  • весенние — жерминаль, флореаль, прериаль;
  • летние — мессидор, термидор, фрюктидор;
  • осенние — вандемьер, брюмер, фример.

Народ, свергнувший монархию, обновлял не только календарь. Даже в шахматной игре якобинцы призвали заменить короля знаменем республики, а королеву — адъютантом, однако эти новшества ненадолго пережили республику.

9 термидора, или 27 июля, 1794 года умеренные депутаты Конвента Французской республики выступили против вождя якобинцев Максимилиана Робеспьера, не дав ему слова, и арестовали его под возгласы «Долой тиранов!». На следующий день «Неподкупного» с раздробленной челюстью повезли в тележке по улицам Парижа на гильотину. Так закончился последний террор якобинцев, продолжавшийся сорок шесть дней с момента принятия Закона 22 прериаля, объявившего смертным преступлением распространение ложных сведений с целью возбуждения и развращения общества.

По закону якобинцев преступниками считались все несогласные с жёсткой политикой Робеспьера и его приверженцев-палачей, развязавших массовые репрессии и отправлявших на гильотину по общему приговору большие группы «провинившихся» граждан.

Террор 1937 года в СССР был развязан Николаем Ежовым после одобрения Политбюро ЦК ВКП (б) подготовленного им приказа от 30 июля того же года о проведении массовых арестов и расстрелов. Этот страшный документ давал также право на арест семей «врагов народа» сверх квоты и составление дополнительных списков на всех подозрительных.

В. И. Ленин постоянно сравнивал события в России с диктатурой якобинцев, но ему и присниться не могло, что в год празднования двадцатилетия Октября почти все его соратники будут физически уничтожены, утвердится новая партийная элита и «старые большевики» назовут репрессии 30-х годов в Большом терроре товарища Сталина «Термидором».

Кровавая расправа с одновременным изъятием всех памятных документов о них и книг будет продолжаться и после выхода специального постановления Совнаркома и ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». В нём говорилось, что «мерзавцы из банды Ежова» массово осуждали «ни в чём не повинных людей, применяя средневековые пытки», но ни слова не было о том, кто одобрил эти действия.

После казни Робеспьера и его приверженцев власть во Французской республике захватили умеренные депутаты Конвента и объявили террор против якобинцев. Спустя год и три месяца после 9 термидора, в октябре 1795 года, Конвент был ликвидирован, и управлять страной стала Директория в составе пяти человек, защищавшая интересы буржуазии и старавшаяся силой подавить протесты бедняков.

Одно из восстаний против Директории было разгромлено генералом республиканской армии Наполеоном, приказавшим стрелять картечью в толпу парижан. Революция закончилась приходом к власти военных и реставрацией Бурбонов, но никто из них уже не смог отобрать земли, распределённые между крестьянами.

После массовых арестов, проведённых по всей стране, и физического уничтожения в 1937—1938 годах героев Октября и Гражданской войны «старые» большевики иначе как «Термидором» репрессии не называли. Террор Сталина и его окружения напоминал им заговор Барраса, Фуше, Тальена и других умеренных в Конвенте против тирании якобинцев и расправу над ними, хотя по сути своей они отличались.

В июне 1793 года большинство в Конвенте перешло к якобинцам, они возвратили местным коммунам земли, владельцами которых были феодальные сеньоры, и образовали два комитета: Комитет общественной безопасности и Комитет общественного спасения с широкими полномочиями.

После принятия в сентябре 1793 года Закона о подозрительных Комитет общественной безопасности стал особенно влиятельным. С поспешной казни двадцати двух умеренных республиканцев (жирондистов), депутатов Конвента, начался массовый террор. Комитет общественной безопасности и Комитет общественного спасения, стремясь к абсолютизму власти, выступили против Коммуны, разгромив её секции, поддерживавшие революцию.

В начале 1794 года Конвент и два его комитета стали высшими правительственными органами, активно используя насилие. Всех несогласных с террором или просто выступавших за проявление милосердия отправляли на гильотину. Так погибли вожди революции Дантон и Демулен, осудившие массовые казни. Заговор умеренных депутатов Конвента остановил деспотизм Робеспьера, но развязал террор против его сторонников.

Но почему же «старые большевики» назвали репрессии 30-х годов «Термидором»? Только ли потому, что 9 термидора по Французскому республиканскому календарю в Париже победила контрреволюция?

Террор сталинских опричников должен был напомнить им, что в борьбе за абсолютизм правления революция пожирает своих вождей. Власть же абсолютная обладает способностью развращать не только правителей!

Статья опубликована в выпуске 19.04.2008
Обновлено 25.05.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: