Гертруда Рыбакова Грандмастер

Какие современные художники имеют свои галереи? Александр Шилов

Побывав в Галереях выдающихся современных художников З.К. Церетели и И.С. Глазунова, вы явно захотите посетить еще один замечательный музей, Московскую Государственную галерею А.М. Шилова

Народный художник СССР, выдающийся мастер портрета, Александр Максович Шилов родился в Москве в 1943 году, в детстве учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района столицы, затем окончил Московский Художественный институт им. В. И. Сурикова. О его творчестве также существует много разных мнений, порой противоположных. Часто его называют «придворным портретистом», без меры обласканным правительством Москвы. Но творчество А. М. Шилова очень разнопланово, многогранно. Среди большого количества его работ — пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Главными же являются портреты, на которых он изображает людей самого разного социального положения, возраста, характера.

"Солдатские матери", 1985 г. В 1996 году А. М. Шилов передал в дар государству коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Этот благородный поступок был по достоинству оценен общественностью, руководством страны и Москвы. Постановлениями Государственной думы РФ от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская Государственная картинная галерея Народного художника СССР А. М. Шилова. Для размещения картин был выделен особняк начала XIX века, в историческом центре Москвы, рядом с Кремлем, на улице Знаменка, дом 5. Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая 1997 года. Во время открытия Александр Максович дал обещание, что все написанные не на заказ работы впредь он будет дарить Москве, России, что и делает поныне. Ко Дню города музей ежегодно пополняется новыми портретами и картинами.

Позднее музей существенно увеличился. В 2003 году по проекту архитектора М. М. Посохина было построено новое здание галереи, составившее со старым корпусом единый архитектурно-художественный комплекс. Собрание работ художника сейчас насчитывает более 800 картин. Попасть в Галерею А. М. Шилова можно в любой день кроме понедельника, с 11 до 19 часов, идти от станции метро «Библиотека В. И. Ленина» или «Боровицкая» 5 минут. Лучше всего идти чуть пораньше, до открытия, так как людей собирается много, почти всегда есть очередь.

"Ждет сына" 1984 г. Тем, кто не любит классическую живопись и предпочитает непонятные картины современных абстракционистов, кубистов и прочих «художников», советую все же сходить в Галерею, здесь можно порадовать душу красотой, получить истинное наслаждение от соприкосновения с прекрасным.

В экспозиции музея широко представлена портретная галерея наших современников. Герои произведений А. М. Шилова — люди разных профессий, интеллекта, внешности. Конечно, очень много парадных портретов выдающихся людей — летчиков-космонавтов Ю. А. Гагарина, П. И. Климука, В. И. Севастьянова, В. А. Шаталова, актеров и деятелей культуры, писателей и драматургов, академиков и политических деятелей. Очень яркими являются портреты артистов Николая Сличенко, Владимира Высоцкого, Владимира Федорова, кинорежиссера С. Бондарчука.

"Николай Сличенко", 1983 г. Восхищают работы, посвященные любимой дочери художника Машеньке Шиловой, рано ушедшей из жизни. Первые графические зарисовки сделаны, когда Машеньке не было года. Но какой отцовской любовью они наполнены! Эту любовь ощущаешь просто кожей. Росла девочка, яркими красками наполнялись ее портреты. Вот Машенька сидит с любимым мишкой, вот она за уроками, вот уже почти взрослая. И очень яркий портрет с названием «Юная москвичка», на которой художник показал свою дочь, какой он ее представил себе, если бы она дожила до совершеннолетия (об этом рассказала смотрительница зала).

Автопортрет художника на фоне портретов его дочери. Особенно великолепны портреты, выполненные в технике пастели. Это невероятно сложная, старинная техника, когда рисуют специальными цветными мелками, затем растирают все пальцами. В этой технике выполнено много женских образов. Как сказала экскурсовод, А. Шилов стал непревзойденным мастером в технике пастели, никто со времен Ж. Э. Лиотара не достигал такого виртуозного мастерства. (Жан Этьен Лиотар — швейцарский художник XVIII века, наиболее известная его работа (по многочисленным репродукциям) — «Шоколадница»).

На многих портретах А. Шилова изображены священнослужители разных рангов и монашки, молодые послушницы. А с каким уважением и любовью написаны портреты простых пожилых людей, проживших нелегкую жизнь, но сохранивших доброту и достоинство… Например — «Моя бабушка», «Зацвел багульник», «Ждет сына», «Хозяин земли» и другие. Без горечи нельзя смотреть на портрет безногого инвалида Великой Отечественной войны под названием «В день победы. Пулеметчик Шорин», написанный в 1987 году, или на картину «Бомж», где изображен пожилой человек, потерявший все и вынужденный жить на улице.

"В день победы. Пулеметчик Шорин". 1987 г. А вот картина, около которой я просто рыдала — не запомнила ее точного названия, к сожалению, ее нет и на сайте Галереи. На картине — на стуле сидит мальчик лет 12-ти, во время чеченской войны ставший инвалидом, без руки и ноги. Столько боли, обиды в его глазах! За что изувечили ни в чем не повинного ребенка? После этой картины уходишь из Галереи А. М. Шилова потрясенный.

Да, художник любит яркие краски, пишет много парадных портретов, в том числе и по заказу, возможно, много автопортретов (кто-то скажет, мол, слишком любит себя), но хочется низко поклониться замечательному творцу за его дар людям, за возможность видеть мир человека в его разных проявлениях.

В заключение хочу пожелать всем: чаще посещайте музеи, чтоб иметь собственное представление о современных художниках, ведь говорит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Обновлено 21.01.2009
Статья размещена на сайте 15.02.2008

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Подзаголовок можно убрать, лучше выделить в первом абзаце соответствующую фразу. И сделать ссылки на предыдущие части, как раз под именами художников.

    Побывав в Галереях ... захотите побывать - лучше "посетить".
    так же существует - слитно надо.
    в дар Государству - имхо, со строчной надо.
    СССР А. М.Шилова - пробелы не на своих местах.
    начала 19 века
    художник 18 века - века на ШЖ пишутся римскими цифрами.
    от метро «Библиотека В.И. Ленина» - лучше вставить "станции".
    "Ждет сына"1984г. - пропущена запятая.
    абстракционистов, или им подобных кубистов - лишняя запятая.
    священослужители - пропущена буква.
    где изображен пожилой человек на старости лет потерявший все и вынужденный жить на улице - потеряно слово и запятая.
    назания - пропущена буква.
    к сожалению ее нет - пропущена запятая.
    из Галереи А М. Шилова - потеряна точка в инициалах.
    После этой картины уходишь из Галереи А М. Шилова потрясенный. Да, художник любит яркие - лучше абзац разорвать между этими предложениями, а не предложением раньше.
    мол слишком любит - пропущена запятая, имхо.
    поклониться замечательному художнику - я бы написал "творцу" - усилит смысл и избавит от повторений.

    Действительно очень интересно.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 17 февраля 2008 в 00:49

      Так случилось, что Гертруда не успела поправить статьи раньше редактора. А после редакторской вычитки трудно искать ошибки, если их уже нет. Но кое-что поправила - станции, века, творца и тому подобное в остальных статьях.

      • Замечательная статья! Жаль, что в нашем городе несколько лет назад закрыли картинную галерею , а там была картина Шилова. О Шилове я слышала с детства, в советское время каждая семья делала большие подписки на газеты и журналы. В журналах обязательно били статьи вместе с репродукциями художников. Это расширяло кругозор и взрослых, и детей.

        Оценка статьи: 5

  • Ещё одна картина А.Шилова - "Вербное воскресенье", 1992 год

  • Так как формат статьи позволяет ограниченное количество иллюстраций, придется в комментариях ещё немного добавить.
    Для начала - парадный портрет В. Высоцкого, таким его увидел художник.