• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

Может ли свинья летать? Миядзаки верит в это!

«Настоящий фильм рассказывает о том, как одна свинья по кличке Алая во имя славы, любви и богатства сражалась с воздушными пиратами над Адриатикой в эпоху гидросамолёта». Эта строчка как бы отпечатывается на машинке в начале одной из самых замечательных работ Хаяо Миядзаки на 6 языках, среди которых есть и русский. Дело в том, что фильм заказывала японская авиакомпания для демонстрации на своих рейсах, которые совершала и в Москву. Но сам Миядзаки настолько увлёкся этой идеей, что из 40-минутного ролика (такой формат задал заказчик) впоследствии сделал феерическую сказку на два с лишним часа!

О чём рассказывает нам анимационный фильм «Порко Россо»? Это история трагической судьбы пилота Марко Паггота, героя Первой мировой, на которого легло страшное заклятие, но при этом он сохранил какую-то долю оптимизма, продолжал крепко стоять на ногах, у него осталась цель в жизни, его моральные убеждения были стойкими, и он не боялся их высказывать даже в обстановке фашистского режима Италии.

Эта история — о пилотах тех времён, когда они были романтиками, рыцарями поднебесья. А пилоты гидросамолётов тем более особенные, как говорила юная Фиолина: «Они благороднее прочих пилотов и смелее моряков, потому что небо и море очищают их от скверны».

Эта история — о красном самолёте. На самолётах этой героической окраски летали такие люди, как легендарный Красный Барон Манфред фон Рихтгоффен, прославленный ас и любимец женщин. Красный самолёт Порко — уникальная модель. Его очень сложно было оторвать от воды, а в воздухе он вёл себя замечательно. Только такого пилота, как Порко, он слушался по-настоящему. А Фио, которой тогда было всего 17, благодаря своему инженерному таланту сделала его ещё лучше.

Эта история — о пиратах. Пираты — это люди, живущие грабежом, они грубы и подлы, «воняют, потому что не любят мыться», как говорит о них главный герой. Но когда-то же самое говорит им юная Фио, это заставляет их вспомнить, что они — тоже люди моря и неба, что и для них ценностями являются отвага, честь, долг. Пиратам не чужды романтика и галантность, они никогда не учиняют беспорядков в отеле прекрасной Джины Адриано, сидят, не проронив ни слова, когда она поёт для своих гостей.

К тому же они вовсе не злодеи.

 — Вы злодеи?
 — Ага!
 — А мы заложники?
 — Ага?
 — Это вы и есть воздушные пираты?
 — Всё-то ты знаешь!

Захватив на пароходе груз золота и девочек-школьниц в качестве заложниц, они ведут себя с ними очень робко, боясь даже напугать. А те в восторге от приключения и устраивают на борту самолёта пиратов настоящий кавардак. Пираты же лишь пытаются напомнить детям, что высовываться за борт вообще-то опасно… Когда Порко Россо настигает их, они безропотно отдают юных заложниц, тем более что сами рады от них избавиться. Порко милостиво оставляет им половину золота на ремонт, а сам принимает на борт 15 маленьких, но поднимающих очень большой гвалт пассажирок — настала его очередь…

Да, и о прекрасных женщинах, которые ждут своих возлюбленных и друзей на земле, на берегу, рассказывает эта история. И Фио, для которой пилоты гидросамолётов являлись лучшими людьми на свете (для них строили летающие лодки её отец и дед), которая сама с детства решила стать авиаконструктором, полюбила Порко — для всех он имел гротескный облик свиньи в человеческом костюме, а она, засыпая в палатке, при свете тусклой керосинки увидела настоящего Марко — черноусого красавца с густыми бровями и орлиным носом, усталого, но сосредоточенного перед завтрашним воздушным боем со своим заклятым соперником, который добивался любви Джины, а теперь пожелал в жёны юную Фио, не задумываясь, симпатичен ли ей он сам.

Дональд Кёртис — несомненно яркий персонаж. В одной из первых сцен он по-дружески делится с Порко, что выиграл на своём гидроплане Кубок Шнайдера два раза подряд. Это заставляет вспомнить Гленна Кёртиса — создателя первой летающей лодки и пилота-рекордсмена, к тому же он действительно создал гидроплан, одерживавший победы в Кубке Шнайдера даже над такими соперниками, как самый совершенный на тот момент английский Супермарин. Шнайдер учредил свой приз именно для гидропланов, они должны были пролететь по кольцевой трассе, маршрут был такой сложный, что самолёты должны были обладать большой прочностью, а ещё им нужно было нести необходимый запас топлива. Для воздушного боя они не годились — это Миядзаки решил пофантазировать.

Далее, Кёртис — голливудский актёр. Узнаёте знаменитого Тони Кёртиса, особенно в роли Лесли Великолепного? А ещё наш блистательный ловелас очень напоминает Говарда Хьюза — самого отчаянного авиатора тех времён, продюсера знаменитого фильма «Ангелы Ада» о лётчиках Первой Мировой, уговаривавшего отправиться с ним в Голливуд Лоллобриджиду, которую, как и героиню этого аниме, звали Джина!

Неизвестно, кто был прообразом Джины, но остров Адриано, на котором расположен её отель, вы действительно сможете найти на карте у берегов Хорватии. Кстати, хорваты, которых показал Миядзаки, очень похожи на тех, с которыми я общался в реальности — было приятно. Я читал им стихи. Делал это и Порко.

 — Прощай, свобода Адриатики,
Прощайте, безрассудства дни…
 — Красиво… Байрон?
 — Нет. Я.

Мои стихи хорватам понравились, кстати…

Джина моментами напоминает героинь авантюрных романов, например, возлюбленную инженера Гарина Зою, когда ведёт радиосеанс по аппарату, спрятанному за полками в библиотеке, а потом выбегает в таком же костюме, в каком Зоя занималась пиратством на яхте «Аризона», на пирс к ожидающему её гидроплану. Именно с Джины я во многом списал образ Инги Мозер в своём романе — а может, с других ярких женщин, которых порой знал лично…

А какой романтикой наполнены воспоминания Джины о начале её знакомства с Порко! Вот он катает её на своей «этажерке» с поплавками, им машут люди с лодок, он оборачивается, чтобы улыбнуться ей, но краснеет в смущении — ветер задрал её пышные юбки по моде начала прошлого века. Им обоим 17 лет, они молоды, влюблены и наивны…

В бою с Кёртисом Порко не смог добиться результата посредством пулемётов — их заклинило у обоих. Кёртис разрядил по Марко свой «смит-вессон», а тот в ответ засветил ему отломавшейся у пулемёта рукояткой. В итоге они решили всё на кулаках. Но по окончании боя оба лежали, не в силах подняться, на мелководье пустынного островка, выбранного пиратами в качестве арены схватки. Тогда главарь пиратской шайки объявил, что победителем будет признан первый поднявшийся на ноги. И тут появилась Джина. Её голос привёл Порко в чувство, решив таким образом исход. По условиям схватки Кёртис был вынужден отдать за Порко её долг дедушке Фио, компания которого восстанавливала его самолёт, Фио же освободилась от обещания заключить брак с Кёртисом.

И вот, когда пропеллер самолёта Джины уже вращался, Фио вдруг перегнулась через борт и поцеловала Покро в его свиное рыло! Кто знает, чего она хотела этим добиться… Никто уже этого не видел — остров вмиг опустел, так как приближались самолёты итальянских ВВС, решивших расправиться с пиратами скопом. Джина вовремя предупредила друзей. А Порко, надев слетевшую с рыжей головки Фио панаму, предложил Кёртису отвлечь военных. Но прежде чем он повернулся к своему самолёту, Кёртис закричал во весь голос: «Твоё лицо! Дай мне посмотреть на него! Одно мгновение…» Однако Порко даже не обернулся…

Каков конец этой истории? Миядзаки не показал этого явно — он любит тайны. Но когда мы видим воспоминания Марко о войне, то его друг Бельнильди, женившийся на Джине во время отпуска, летит на самолёте под номером 1. После его гибели Джина ещё два раза была замужем за пилотами, столь же несчастливо. А сам Марко летел в том бою под номером 4 — намёк вполне в духе Миядзаки…

Сам Порко рассказал Фио, как видел уходящего на небеса Бельнильди и всех других пилотов, погибших на войне. Их самолёты один за другим тянулись ввысь, сливаясь в светлую облачную гряду. Миядзаки создал эту сцену под впечатлением от рассказа Роальда Дала «Они навсегда останутся молодыми»…

А вот что говорит нам в конце Фио:

«Больше я ни разу не встретилась с Порко. А с Джиной мы стали близкими друзьями. С тех пор как я стала хозяйкой компании Пикколо, я каждое лето прилетаю к ней в гости. Пираты, хоть и постарели, до сих пор у неё собираются.
Кёртис пишет мне изредка. Он снимается в картинах, некоторые из них намекают на его любовь ко мне и Джине. Он и не скрывает, что скучает по тому лету на Адриатике.
А что касается пари, которое заключила Джина — я дала ей слово хранить эту тайну!»

Пари Джина заключила сама с собой. Оно заключалось в том, что пилот красного самолёта спустится у её острова и войдёт к ней в сад, когда она там будет одна. Кёртис дрожал, сжимая кулаки от ревности, когда она показывала ему на этот самолёт в небе. Вероятно, Джина выиграла это пари.

Наверно, именно с Марко Джина стала счастлива. Разве зря она переживала за него все эти годы? Когда она умоляла его поберечь себя, он отвечал: «Свинья, которая не летает — это просто свинья» Небо помогло ему вернуть человеческий облик и обрести любовь. Миядзаки очень любит небо. И я тоже. А вы любите небо?

Статья опубликована в выпуске 19.04.2008
Обновлено 18.02.2009

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: