Борис Рохленко Грандмастер

Ах, эта свадьба! Погуляем?

Я получил приглашение на свадьбу. И крепко задумался. Дело в том, что приглашение было от сабров — местных уроженцев, родители которых приехали в Израиль больше 50 лет назад. Ливийские евреи живут достаточно тесной общиной, в которую практически нет доступа ашкеназам — выходцам из Европы, а тем более из России. С одной стороны, меня как бы уважают, с другой — я совершенно не представляю, как себя вести в такой компании.

После недельных колебаний я сообщил организаторам торжества о нашем участии. Одним из самых сильных побудительных мотивов к этому было любопытство: на такой свадьбе я не бывал. И очень вероятно, что это был единственный шанс узнать детали этого события не со слов.

Буфетный зал. Фото автора Место свадьбы — банкетный зал гостиницы «Шератон», 500 приглашенных, стоимость банкета — 50 тысяч долларов. У входа — сейф для подарков (как урна для голосования). Подарок — чек, сумма которого минимально должна покрывать расходы на гостя (в нашем случае — 100 долларов). Гости собираются в буфете с фуршетом. На стенах — телевизионные экраны, которые показывают происходящее в банкетном зале.

Хупа. Фото автора Гостей приглашают в зал с хупой (свадебным балдахином). Первыми по белой дорожке к хупе идут родители жениха, за ними — родители невесты, потом проходит девочка (с мамой), которая несет розочки (в них — обручальные кольца). И вот появляются жених и невеста. Раввин начинает обряд, это его сольное выступление. Надо было видеть и слышать: он выступал как соловей в предрассветный час (к слову сказать, у него был достаточно приятный голос)! Он вел за собой всех присутствующих, произнося первые слова молитв и ожидая ответа зала — и зал следовал за ним хором!

Вначале идут только молитвы и наставления. Потом начинается пение свадебной молитвы, жених надевает невесте обручальное кольцо. Раввин зачитывает ктубу — брачный договор. Затем отец надевает жениху обручальное кольцо. Жених, как и невеста до этого, показывает всему залу надетое на палец обручальное кольцо, затем они вместе показывают эти кольца. Жених, невеста и их родители отпивают из одного бокала по глотку вина.

Окольцованы. Фото автора Центральный момент торжества: жених читает псалом «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя…» (Псалтирь, псалом 136, ст. 5−6) и разбивает стакан в память о разрушении Иерусалимского Храма.

Бракосочетание свершилось!

Все рукоплещут новобрачным, поздравляют их и переходят в банкетный зал. На столах салаты, напитки и вино: две бутылки на 10 человек (и те не были выпиты до самого конца банкета). Но — совсем как в стране исхода! — один из соседей достал из-под стола бутылку виски и начал угощать всех желающих выпить (в итоге у него остался только один партнер — автор этих строк).

Стакан разбит! Фото автора Веселье было всеобщим при полном отсутствии не то что пьяных — хмельных! Музыка — восточная, для танца живота. Плясали все, как могли. Музыкальное оформление было двухчастным: сначала — ритмы танца живота, а потом — уже с певцом и каким-то ансамблем — современные восточные мелодии.

В зале работал телеоператор (кроме того, что весь процесс снимали на видео и фото), изображение с телекамеры передавалось на экраны под потолком. Так что сидящие далеко от площадки для танцев могли видеть все достаточно подробно.

На экранах - сцены из жизни новобрачных. Фото автора Что касается еды — после холодных закусок было две перемены горячих блюд.

Ближе к полуночи публика начала разъезжаться, но самые устойчивые веселились почти до утра…

Впечатление — не передать словами! Кстати, в дни моей комсомольской юности мне довелось женить одного друга. Красавец, высокий, гитарист — все при нем (и жену он выбрал себе под стать). На следующий день после свадьбы он сказал: «А я бы еще раз женился!» На вопрос: «Почему? Ведь ты только что стал молодоженом?» он ответил: «А мне понравился сам процесс!»

Вот и нам понравился сам процесс (хотя мы не были виновниками торжества)!

Обновлено 13.10.2008
Статья размещена на сайте 1.03.2008

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 5!

    Очень интересно, спасибо! А я была за зиму на трех филиппинских свадьбах, вот нет времени описать, похоже в том, что абсолютно трезвые, и много и красиво танцуют.

    Оценка статьи: 5

  • 5!

    Интересно!

    Оценка статьи: 5

      • Да не за что! Это Вам спасибо!

        Пишите ещё что-нибудь такое обо всех этих традициях, национальных обычаях - это так интересно читать, а уж фото смотреть - так вообще...

        И вот эти слова - "хупа",
        "микве, кидуш и йихуд" - а это уже "из Лауриного коммента...

        Совершенно не понимаешь, о чём речь, а интересно... И чисто интуитивно всё-таки понимаешь, про что там...

        А вот то, что понравилось особо:


        Веселье было всеобщим при полном отсутствии не то что пьяных – хмельных!
        На столах салаты, напитки и вино: две бутылки на 10 человек (и те не были выпиты до самого конца банкета).

        Ну, что тут скажешь?!
        Комментарии излишни, как говорится…

        Оценка статьи: 5

        • "Вэйз мир!! Что это были за свадьбы! Для них закупался на два дня ресторан, который был в аккурат у меня за боковым окном.
          Нанимался затейник-ведущий, обязательно, конечно, еврей и обязательно чтобы пел. Самый знаменитый и, конечно, дорогой был Миша N. Новобрачные являлись после хупы, где она проводилась – не знаю, не видела, врать не буду. Но что была – несомненно.
          Окна ресторана открыты, мне слышны хохмочки Миши, смех, пение:
          «Мишка, Мишка, гдеее твоя улыбка,
          полная задора и огня?
          Самая нелепая ошибка, Мишка,
          то, что ты уходишь от меня...»
          Празднество продолжалось до позднего вечера. Переодевались дамы три раза в день. И на следующий день – то же самое, разница та, что невеста была уже не в белом: она уже молодая жена, женщина. В этот день и она могла надеть несколько нарядов до вечера. Все гостьи - тоже.
          Если вы видели хоть одного пьяного или даже под хмельком в конце этих свадебных пиршеств, можете покрасить меня в синий цвет и кормить всю жизнь гречневой кашей, которую я на дух не переношу."

          http://beltsy.lit.com.ua/stetliz2.htm - адрес цитаты

  • В этих розочках - обручальные кольца. Фото автора

  • Нет, вот это таки свадьба. Женится сын гурского равина. 50 000 любавических собрались в центре Иерусалима. Так чем же все-таки отличается их свадьба от обычной еврейской свадьбы? Та же хупа, тот же микве, кидуш и йихуд? Или что-то другое? Моя дочура была на летом на свадьбе, где невеста не стояла как положено под хупой справа, а семь раз по кругу обошла жениха. Говорят, старый обычай в честь семи глав-благословений кидуша. Так ребе сказал. Что-то новенькое. ( В Луксоре так 11 раз жука скарабея обходят для сбычи мечт!)
    Я вот была удивлена, что у хасидов мужчины с женщинами не танцуют (запрещено касаться), а если танцуют, то только через шарф: каждый держится за свой конец шарфа. Просто диву даешься откуда у них столько детей через дырочку в простыне.

    • Лаура, судя по тому, что есть в Сети, обряд проводится по-разному. Для меня это вторая свадьба, но первая была у советских евреев. Было нечто похожее, но только похожее.

      И обходят, и хупа под открытым небом... У каждой общины какие-то свои особенности. Ну, и модерн влияет на все.

      Спасибо за комментарий!