• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Екатерина Елизарова Мастер

Дню Победы посвящается... Что мы знаем об истории создания военных песен? Часть 2

Во время войны песни играли значительную роль. Их невероятную способность влиять на сознание людей очень хорошо понимали власти, ведь нередко они сами заказывали композиции на определенные темы или, наоборот, запрещали и критиковали другие. Патриотичные песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Итак, продолжим наш разговор о песнях военных и послевоенных лет.

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою: знаю, встретишь с любовью меня…

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

Я как будто бы снова возле дома родного…

Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. Интересно, что в первоначальном варианте песни были такие слова:


Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.

Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».

За весенние ночи, за родную страну, да за карие очи я ходил на войну…

Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Автор слов песни, поэт Лев Ошанин, рассказывал, как родилась идея о создании композиции. Когда он узнал, что части советской армии находятся на подступах к Берлину, чувство счастья великой, долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского парня, опытного солдата, одного из спасителей огромной державы, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди… И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не сказал до того времени, когда победа стала очевидной. Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были сымпровизированы тут же. Через несколько лет Лев Иванович с сожалением рассказывал, как, по требованию Политуправления, он вынужден был изменить слова припева:

Эй, встречай,
Да крепче обнимай.
Чарочку хмельную
Полнее наливай!

на такие:

Эй, встречай,
С победой поздравляй,
Милыми руками
Покрепче обнимай!

Нам дороги эти позабыть нельзя…

Как вспоминал автор песни «Эх, дороги» А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД вскоре после окончания Великой Отечественной войны для программы «Весна победная». Сегодня эту военную песню часто инсценируют, а первой идея пришла советскому режиссеру Сергею Юткевичу, который предложил добавить в программу сценку: как солдаты едут с фронта и напевают. Называлась эта сценка «Под стук колес». По справедливым комментариям современников, песня «Эх, дороги» вобрала в себя историю всей войны и показала чувства, которые испытывали бойцы.

А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела…

Позитивная «Песенка фронтового шофера» появилась в 1947 году в программе «Клуб веселых артистов». Авторы слов — Борис Ласкин и Наум Лабковский, музыка — Борис Мокроусов. Песня была написана как своего рода дополнение к знаменитому киногерою Минутке, из картины «Великий перелом». Несмотря на то, что роль Минутки была эпизодической, его героический подвиг — соединение проводов для восстановления телефонной связи с командным полком — запомнили все. Оптимистичного, смешного Минутку играл Марк Бернес, он же великолепно спел «Песенку фронтового шофера».

Этот день мы приближали как могли…

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

С ДНЕМ ПОБЕДЫ, ДОРОГИЕ ВЕТЕРАНЫ! СЧАСТЬЯ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ!
Статья опубликована в выпуске 9.05.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Яя От Читатель 26 апреля 2015 в 00:03 отредактирован 26 мая 2018 в 13:14 Сообщить модератору

    А мне кажется выдуманной и очень натянутой версия про Сталина с вальсом Первое - офицер что, с лилипуткой танцует или инвалидкой без ног, раз она не достанет до погона даже вскинутой вверх ручкой? Бред! (ну в общем-то и как вальс танцуется?Одна рука в руке партнера, а вторая или на плече/погоне, или на спине на уровне лопатки )Второе не против Сталинских слов, а против погона - как определить на погоне незнакомую руку? Нюхать что ли? Или погон сам распознаёт как собака? В ладони хоть понятно - наощуп незнакомая. Так что версия хоть и красивая с погонами, но скорее всего именно по моей логике авторы и подправили текст, а вовсе не по приказу Сталина

  • А вот исполнительница первее первого. Адрес http://www.ng.ru/nvo/2002-05-17/9_victory.html : Однажды на прослушивании появился молодой композитор Давид Тухманов. Он сел за рояль, а его жена впервые исполнила пока еще никому не известную песню. Прозвучали последние аккорды. В зале минутная тишина, предвестник того, что "День Победы" раскритикуют в пух и прах. И вот началось: "Это безобразие...

    И, наконец, полное решение вопроса. Не Гуляев. То-то мне было неуютно смотреть ту телепередачу!.. Певец, который был первым, – мой самый-самый, часто слушаю. Смотрите http://www.sovross.ru/old/2003/090/090_4_1.htm – всё подробнейше рассказано. Леонид Сметанников. Приношу извинения автору статьи и редактору за то, что временно ввёл в заблуждение. Радуюсь вместе с вами!

    Кстати, не напишет ли Екатерина Елизарова статью по материалам нашей переписки? Чтобы читатели знали, сколько усилий стоит за выяснением всего одного факта из тех, которые она привела.

    • Да...
      По первой ссылке что-то не очень реальное - утверждают, что песня написана в 1972 и вела "подпольное" существование, если можно так назвать неоднократное исполнение на концертах в Кремле - кем, кстати? И вообще хронология странная: "Шел 1972 год", "вырвался к народу на традиционном новогоднем конкурсе песни", "На 30-летии Победы песня звучала повсюду". И обратите внимание на сайте Тухманова на фразу "Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали "крестными отцами" песни "День Победы", на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир."

      По второй - Сметанников прямо говорит: "В марте 1975 года меня пригласили на Центральное телевидение записывать «Голубой огонек» в честь приближающегося 30-летия Великой Победы спеть эту новую, нигде и никем еще не исполнявшуюся песню." Март 1975 года - эта дата указана и на сайте Тухманова. Нестеровская говорит то же самое - на радио песню не взяли, но в телепередачу она ее включила.
      А мне-то казалось, что в то время эфиры были еще прямые...

      А вот и Лещенко рассказывает: "у нее была, на мой взгляд, неудачная премьера на «Огоньке», эту песню пел очень хороший исполнитель, Леня Сметанников, но он как-то не нашел настоящую интонацию..."

      Ну, теперь картинка сложилась цельная.
      Осталось только выяснить, когда же встал и прослезился Брежнев!

      Оценка статьи: 5

      • Да, надо же, как всё интересно! О Брежневе я знаю из уст своего преподавателя, ведущего "Радио России" Леонида Давыдовича Азарха, который, наверное, известен очень многим. Он рассказывал, как он работал на радиостанциях "Юность" и "Радио России", и как он впервые, без согласования с руководством, поставил в эфире песню "День Победы". Из-за того, кому эта песня показалась "цыганской" Леонида Давыдовича хотели уволить на следующий же день. Но именно в тот вечер состоялся концерт, на котором песню и оценил Брежнев, благодаря чему Л. Д. Азарх сумел остаться на радиостанции.

        Оценка статьи: 5

  • Вот только сейчас добралась до второй части. На пятерку, Екатерина Мы с мужем ночь 9 мая провели за слушанием военных песен...

    Оценка статьи: 5

  • Очень люблю песни военных лет! Люблю слушать, люблю петь и слёзы часто наворачиваются на глаза, когда ПЫТАЕШЬСЯ только представить через что прошли наши ветераны!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо большое, Ольга! И еще раз спасибо Виктору за информацию!

      Оценка статьи: 5

      • Еще раз: информация пока не подтверждается.

        Оценка статьи: 5

        • Полгода-год назад я видел телепередачу (возможно, по каналу «Звезда»). О песне «День победы» говорилось много, так что не вся ли передача была о ней. Показывали отрывок из «Голубого огонька» с комментарием, что плёнка затёрта частым копированием кусков из неё для других передач, но участок с этой песней сохранился в неприкосновенности, его никто не брал. Первое исполнение не имело успеха, в передаче последовало пояснение кого-то из известных в этой сфере людей: это была «не его» песня (не этого певца), так бывает. Мне смотреть было не очень уютно, потому что певец – из числа моих любимых в давние времена. Но кто именно, я забыл, потому стал искать в Интернете «Голубой огонёк» 1975 года, там и увидел – Гуляев, никакого другого моего любимого певца нет. Кстати, именно в 1975 году он был принят в Большой театр и получил Государственную премию, так что, может быть, неудачное исполнение не показывали ещё и для того, чтобы не напоминать о ней хорошему и любимому народом человеку. Такого, как сейчас – если певец исполнит необыкновенно сложную партию, СМИ не заметят, а если кувыркнётся с лестницы, покажут по всем каналам, – не было. После мытарств Тухманов и Харитонов обратились к Лещенко: спаси песню! Дальше в передаче был рассказ Лещенко. В том, что кто-то, кроме Бернеса, исполнял песню «Журавли», да ещё в 1975 году, когда сам Бернес везде звучал (он умер в 1969), очень сильно сомневаюсь. Все знали, что он записал её смертельно больным, в состоянии, когда другие только болью и живут, а не поют, и любой, кто вздумал бы соперничать с ним, заслужил бы презрение за неэтичный поступок (тем более по отношению к всенародному любимцу). Лишь недавно кто-то из молодых и бессовестных кукарекнул «Журавлями», и то я лишь раз услышал, больше не крутят. Кроме того, один ли «Голубой огонёк» был в 1975 году? Было время, он загорался каждую субботу.

          • "Огонек"-то конкретный - к 30-летию Победы.
            Может быть, то самое безымянное первое исполнение песни, успевшей к празднику, и было гуляевским...

            О "Журавлях":читать дальше →

            Оценка статьи: 5

            • Представьте, никого из перечисленных Вами исполнителей не слышал с "Журавлями". Ни единого! И как такая толпа мимо прошла?.. Спасибо за сообщение. А первого исполнителя "Дня победы" ещё поищу, придумал другой путь. Но нужно время.

              • Опа! Только-только отправил предыдущий комментарий, и уже нашёл доказательство. На адресе http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200502030181901 – интервью с Нонной Нестеровской, четверть века проработавшей редактором "Голубых огоньков". Среди прочего: «Препятствия на пути к зрителю знаменитой песни Тухманова "День Победы" при вас ставили?» – «Было. Я включила ее в майский "Огонек", хотя знала, что песня не прошла сквозь сито худсовета ни на радио, ни в министерских кабинетах. Жена Давида, с которой мы дружили, уговаривала меня не рисковать. Но я твердо решила сберечь шедевр. И когда на просмотре осведомились, кто автор песни, я, не моргнув глазом, сказала: "Туликов". А потом, уже во время эфира, попросила Игоря Кириллова назвать настоящего автора». Там же говорится, что Нестеровская родом из Львова (куда потом и вернулась, интервью взято там в 2005 году) и часто приглашала украинских артистов, в том числе не раз Юрия Гуляева. Но обещанный выше другой путь всё же попробую.

  • Песня "День победы" впервые была исполнена на "Голубом огоньке" 1975 года Юрием Гуляевым.

    • Можно увидеть источник этой информации? На сайте Тухманова рассказывается, что песня написана в марте 1975, первым исполнением было прослушивание на конкурсе песен к 30-летию Победы, а затем ее (неожиданно для организаторов) спел Лещенко на телеконцерте ко Дню милиции (это 10 ноября 1975 года).

      Оценка статьи: 5

      • Загляните на адрес http://dir4.etvnet.ca/cgi-bin/video/eitv_browse.fcgi?action=details&media_file=73852. Я нашёл его, задав в поиске "Голубой огонёк 1975 ". Искать стал, потому что забыл исполнителя. Но помнил из случайно увиденной телепередачи, что таковой был.

        • Уф, перекопала весь Интернет. На этом канадском сайте не регистрируют российских жителей, "Огонек" посмотреть не смогла.
          Зато вот здесь нашла программу этой передачи.
          Юрий Гуляев, за фортепьяно - Тихон Хренников - Ария Фрола (из оперы "Фрол Скобеев, или Безродный зять", Тихон Хренников)
          Юрий Гуляев, в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра ЦТ и ВР, дирижер - Юрий Силантьев - Журавли (Ян Френкель - Расул Гамзатов).

          Вряд ли Юрий Гуляев там еще что-то исполнял...

          Оценка статьи: 5

  • Какая большая работа проделана при написании статьи. Молодец!!! Отлично!

    • Была рада увидеть здесь статью о посвященных ВОВ песнях... У меня есть и свои любимые: "Тёмная ночь", "На безымянной высоте", "Случайный вальс", поэтому особенно меня порадовал тот факт, что в статье я смогла прочитать сразу о двух из трёх любимых песнях...

      Имхо, в этих песнях больше жизни, чем во всех современных, вместе взятых. В них каждая строчка наполнена болью и трагизмом, но, в то же время, едва не светится искренней надеждой...

      А под "Тёмную ночь" я до сих пор плачу, сколько бы раз её ни слушала...

      Оценка статьи: 5