• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Оксана Кубатченко Профессионал

Что скрывается за понятием «трансгрессивная литература»?

«Трансгрессия — это жест, который обращен на предел»
Мишель Фуко

Современная литература объединила множество различных стилевых направлений: фэнтези, кибер-панк, трансгрессивная литература — каждое из них имеет своих поклонников. Остановимся конкретно на понятии трансгрессивной литературы. Термин «трансгрессия» обозначает переход границ, выход за пределы условностей, культурных и социальных норм. Т. е. это своеобразный прорыв в неизведанное, прорыв порой жесткий и жестокий, мало поддающийся логическому объяснению.

Этот переход некой метафизической границы способен коренным образом трансформировать человека, его психику. Некоторые философы относят к трансгрессивному опыту мистическое озарение, откровение, посредством которого человек встречается с абсолютом. Трансгрессивным переходом также считается смерть. Трансгрессия зачастую связана с состояниями измененного сознания (под влиянием наркотических средств или глубоких медитаций), а также нередко граничит с безумием.

Надо сказать, что современная литература, а именно такое распространенное ее направление, как постмодернизм, питает определенный интерес к изучению пограничных состояний. Трансгрессивная литература описывает различные психоделические опыты, измененные состояния сознания, жесткое ломание героями норм и стереотипов общества, нарушение социальных табу. Потому для такой литературы характерны темы наркотиков, нетрадиционного секса, болезненных взаимоотношений и психических извращений. Герои впадают в предельную рефлексию, подвергают свое сознание невероятнейшим опытам и совершают нарочито нелогичные поступки. Таким образом, очерчиваются и затем ломаются, стираюстся существующие границы между разрешенным и запрещенным, реальностью и безумием, плохим и хорошим.

В подобной литературе вы не найдете положительных или сугубо отрицательных героев — писатель не берет на себя ответственность учить читателя жить. Он порой сам не знает, что же такое хорошо, а что плохо, и на примере своих героев пытается показать читателю глобальную относительность любых оценок и установок. Конечно же, трансгрессивная литература не лишена эпатажности. В этом направлении пишут такие авторы, как Сорокин, Мамлеев и частично Пелевин, а на западе огромными тиражами расходятся книги Ч. Паланика, И. Уэлша, Р. Хелла, Х. С. Томпсона.

Началом популярности трансгрессивной литературы считается 1991 год, когда вышла в свет книга Дугласа Коупленда «Поколение Икс» — о молодежи 60−70 годов. Книга отличается эклектичностью стиля и необычностью композиции. К трансгрессивной литературе также относят книги У. Берроуза («Голый завтрак», «Джанки»). Термин «трансгрессивная литература» часто упоминается в контексте контр-культуры.

Нередко такую литературу называют термином «трэш-литература», обозначающим «мусор», «чернуху», то есть все то негативное, что мешает нам жить. Однако, по моему мнению, трансгрессивная литература отличается от трэша тем, что неприятные подробности и внешняя грязь не являются основной темой для описания, самоцелью, а лишь служат отправной точкой или силой, побуждающей человека действовать наперекор себе и обществу.

Нужно сказать, что темы и проблемы, затрагиваемые трансгрессивной литературой, не новы: о попытке перейти границу между дозволенным и недозволенным уже размышлял в «Преступлении и наказании» великий русский писатель Ф. М. Достоевский, о «потерянном поколении» писали Хэмингуэй и Сэлинджер. Но трансгрессивная литература имеет некоторые нюансы: развиваясь в русле философии постмодернизма, она стала своеобразной реакцией на обезличивание человека в современном мире и протестом против всемирной глобализации.

Корни появления подобной философии уходят в т.н. «кризис западного рационализма». Человек со временем перестал верить в устоявшуюся картину мира, навязанную традиционной наукой и обществом, его терзают глобальные, неразрешимые вопросы. Некоторые упрячутся от подобных размышлений в бытовых делах, уделяя все время карьере, семье или же развлечениям. Другие же, подобно героям Паланика, Коупленда, Хелла, ни в чем не могут найти иллюзорного удовлетворения и терзаются неразрешимыми вопросами бытия по-своему: экспериментируя над своей и чужой психикой, ломая привычное окружение и устоявшиеся стереотипы.

Их можно назвать циничными, можно несчастными, можно подвергнуть презрению или пожалеть, но все они так или иначе мученики, без конца срывающие корки с внутренних нарывов, уродующие себя, свою жизнь и жизнь окружающих с одной лишь неосознанной целью — дойти до конца, туда, где душевное страдание переходит в просветление, где распад личности дает шанс на озарение.

Поиску новых смыслов также посвящены многие книги Сорокина. Герои таких произведений, как «Лед», «Путь Бро» целенаправленно ищут близких по духу людей с целью возвращения к мистическим первоистокам. Тексты Сорокина во многом эпатажны, порой их сложно или даже неприятно читать из-за шокирующих эпизодов и подробностей, в них зачастую используется ненормативная лексика.

Можно долго спорить о том, какой эффект производит подобная литература на неокрепшие мозги читателей, но, во всяком случае, не худший, нежели распространенные ныне формы массовой культуры типа низкопробных боевиков и пошлых реалити-шоу.

Вообще, для чтения трансгрессивной литературы нужно быть достаточно подготовленным. Не рекомендуется читать подобную литературу лицам младше 16-ти и особо впечатлительным людям. Ну, а если вам уже попалась в руки такая книжка, то относитесь ко всему максимально отстраненно и философски.

Статья опубликована в выпуске 8.06.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: