«И выхватил из ножен он своё копьё!» — наверное, в японском героическом эпосе есть и такая фраза, или нечто подобное… Не знаю.
Знаю лишь одно. На старинных японских гравюрах самурай в военных доспехах очень редко изображался без копья. Да и статус копья в эпоху войн, особенно во второй половине периода Муромати (1333−1573 гг.) был гораздо выше статуса меча.
Итак, знакомьтесь.
Яри — копьё своеобразное, как и всё японское холодное оружие. Но если меч, лук и алебарда были хоть как-то похожи на оружие других народов, то такого копья как яри нет больше нигде. Во всём остальном мире. Копьё, которым можно колоть, резать, рубить, блокировать удары меча и даже… останавливать как пешего, так и конного воина. И ещё много чего… Для владения этим грозным оружием самураи с детства изучали технику боя с таким копьём — яри-дзюцу, очень близкую к нагината-дзюцу, но с существенным увеличением колющих движений. Копьё всё-таки. Значительная длина древка (более 2-х метров) тоже внесла коррективы в технику движений. Яри держат двумя руками, применяя колющие, режущие, рубящие и даже толчковые (окованной тыльной стороной древка) удары, вращения, блокировки.
Для рядовых наёмных воинов существовал определенный стандарт, причём у разных самурайских кланов он был различен. Рядовые — асигару — получали оружие и доспехи из арсеналов сюзерена, которому они служили. Рядовых бойцов обучали лишь нескольким колющим движениям и выстраивали в плотный строй, напоминающий древнегреческую фалангу. Следовательно, копья для «простолюдинов» отличались очень большой длиной, легким бамбуковым древком и дешевыми прямыми наконечниками.
Иное дело — фамильное оружие потомственного самурая. Но об этом несколько ниже.
Давайте разберемся, почему же оно стало именно таким, отличным от всего другого.
А всё дело в том, что в Европе, Азии, да и северной Африке тоже копьё предназначалось прежде всего для пробивания щита, которым защищался каждый воин. Даже очень похожий по конструкции на яри римский дротик пилум был предназначен лишь для втыкания в щит вражеского солдата, чтобы вынудить врага бросить щит или лишить противника маневренности.
А в Японии? По данным археологов личные ручные щиты тэ-датэ использовались только на самых ранних периодах японской военной истории и полностью вышли из употребления уже в V веке н.э. Щиты в Японии были большими, стационарными, и служили защитой отрядов копейщиков от стрел или, позже, пуль. Следовательно, таранный удар копьем, сокрушающий всё на своем пути, становится просто не нужен. В ближнем бою воин в лёгких, подвижных доспехах защищался более простыми средствами — оружием, что держал в руках, подвижностью и воинским умением уйти из-под удара и нанести свой. Доспехи японских солдат состояли из толстых кусочков кожи с нашитыми металлическими пластинами, которые соединялись между собой кожаными шнурками. Тонкое лезвие яри просто проходило между пластинами, или, за счёт феноменальной остроты, просто перерезало шнурки, которыми скреплялись между собой эти пластины. Всё: был человек, стал… А пропущенный рубящий удар наконечником с хорошего разворота просто разрубал доспехи не хуже меча. А ведь рядовые асигару вообще носили только конический шлем и доспехи хараате, которые защищали только грудь и живот. Рубящими ударами по рукам и ногам опытный воин просто «выкашивал» плохо обученных рядовых бойцов.
А очень распространенный в те времена обычай приносить в качестве трофея… отрубленную голову знатного врага? Ведь, когда руки заняты копьём, надо достать меч, отрубить голову, всунуть меч в ножны… Три довольно долгих движения, каждое из которых может стоить жизни в продолжающейся рукопашной. Яри позволяет отсечь голову лежащему человеку одним молниеносным движением.
А теперь о наследном самурайском оружии. Древко традиционного яри делалось из красного японского дуба, вязкого, как резина. Меч в такой древесине просто застревал и, чтобы его выдернуть, нужны были драгоценные мгновения, часто стоившие противнику жизни. Для защиты рук иногда после наконечника делали даже подобие гарды.
А иногда наконечники делали с заточенными перекрестьями хадоме, которые использовали для парирования ударов меча, действовали ими как топориком, ими же можно было подсечь противника за ногу или даже остановить лошадь противника. Такие копья даже называли кама-яри (копье-серп). Укороченный вариант такого копья использовали также японские шпионы — ниндзя. А в лихую годину укороченный вариант яри — макура-яри, который был в домашнем арсенале каждого потомственного самурая, клали около кровати под правую руку. И на конской сбруе, на правом стремени всегда болталась «транспортная» медная или железная подставка под копьё — яри-атэ. Правда, было это очень неудобно, и зачастую копья господина тащили рядовые воины просто на плече.
Но всё проходит… И, хотя для церемониальных действий яри применяли в японской армии до начала XIX века, эпоха копья ушла с эпохой войн. Грозный дядька Токугава, объединивший Японию и практически прекративший междоусобные войны, оставил «без работы» не только рядовых, но и потомственных воинов. Кроме того, даже мечей лишились многие. И именно меч стал первым в оружейной иерархии. Как символ принадлежности к сословию, как часть повседневного самурайского костюма, да и просто удобного средства самозащиты.
А что же сейчас? Конечно, техника яри-дзюцу во многом забыта. Хотя и сегодня её изучают. Правда, сегодняшнее тренировочное копьё для занятий яри-дзюцу больше напоминает длинную палку с подушкой на конце. А в качестве подарка или сувенира чаще дарят меч или, в крайнем случае, нагинату. Странно, ведь хорошая копия кама-яри смотрится гораздо эффектнее нагинаты. Хотя, это всего лишь моё личное мнение.
Ну, скажем так, это далеко не единственный вид копья, способный не только колоть, но и рубить. Это еще одно из целого ряда подобных. Прежде всего упомяну нашу русскую боевую рогатину, затем эспантон, ну и, конечно протазан. Причем самураи использовали укороченное яри. Настоящее яри использовать против мечника один на один крайне неразумно. Для того чтобы суметь овладеть яри, нужно куда больше времени и сил. Яри дзюцу они изучали дабы биться с любым оружием в руках на должном уровне. Но все равно это так и остается оружием против конницы, созданным для колющих ударов. Рубящие, это дополнительный бонус, не более того. И основная функция самурая с яри на поле боя- поддержка, так как лезть с яри против вооруженного мечом самурая по меньшей мере неумно. Для этого есть нагината. И кстати, если до строя воинов с яри добегала толпа мечников, они бросали яри на землю и доставали свои мечи.
0 Ответить
И здесь обнаружил несколько древнееврейских терминов, проникших в Японию (иврт. "Прекрасная, походящая") с древними израэлитами.
Яри - это יראי /яри - "Страшись, бойся меня" - копьё - כופיה /копие - "принуждаю".
Щит "Та-Дати" - תא דתי /та дати = "замкнутый круг для изображения ("знания герба")".
Есть ещё "катана" - קטע נע /ката на = "Отрезай, двигай" - это меч - מצא /мецэ - "Тот, которого извлекают, тот, который исходит, из кот орого исходит энергия Цы .
И ещё очень много ивритских слов в японском языке!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезная штука, однако! Обучить, что ли, мою охрану обращаться с такими?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Полезная штука, однако! Обучить, что ли, мою охрану обращаться с такими?"
Ага, и поставить у входа в офис в самурайской одежде, причем, в определенные часы (только сначала телевизионщиков позвать надо) демонстрировать технику владения.
Бесплатная реклама фирме обеспечена!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня и офис, и охрана понапрасну не светятся. И туристы к моему замку не ходят. А колоть, рубить, резать - это нам постоянно приходится делать, причём отнюдь не с печёными фазанами...
Оценка статьи: 5
0 Ответить