Профессионал

Что такое «Нуар»?

Сомневаюсь, что большинство из читающих этот текст увлечено черно-белыми фильмами 40-х годов. Уж слишком специфический «продукт» — на любителя и ценителя. Однако, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. И все чаще я наблюдаю живые воплощения этого принципа. Поэтому и хотелось бы, немного рассказать о таком жанре, как «Нуар».

Нуар — от французского Noir (черный). «Film noir» — «черный фильм», именно так в 1946 году охарактеризовали французские кинокритики направление американского кино. Впрочем, во Франции подобные фильмы уже снимались, но не в столь больших количествах, как в сороковых-пятидесятых годах в Америке.

Основным для этого стиля стал самый пессимистический настрой и общее циничное отношение ко всему, будь то собственная или чужая жизнь. Основным цветом — черный, которого было необычно много даже для черно-белого кино. Основные герои и антигерои — понятие относительное. Это не два полюса, это скорее «Здесь все сволочи и ублюдки, но вот у этого хотя бы есть совесть». Один из шуточных ответов на вопрос «Как определить, кто в нуар-фильме положительный герой» звучит как «тот, кто в конце остается в живых». И это, стоит признать вполне действенный способ, а как иначе определить — можно ли считать убийцу, вора, проститутку или продажного полицейского главным положительным героем? Все относительно.

Именно в этих фильмах стали уделять большее внимание психологическим переживаниям героев, зачастую превращая простую историю об убийстве в шедевр за счет внесения в него сомнений, фобий и мыслей человека, оказывающегося на грани своих возможностей или в одиночестве против общества. И именно эти штрихи к портрету могут стать еще одним признаком относительно положительного героя.

В этом жанре, или стилистике, как вам будет угодно, отсутствие хэппи-энда — это обычное явление. То есть момент, когда виновник всех проблем главного героя наказан, а главный герой находится при смерти, уже можно считать очень счастливым концом. Полная противоположность оптимистическим и мотивирующим фильмам, в которых если уж прощаются с главным героем, так богатым, в его собственном доме и с любящей женщиной в придачу.

Кстати, именно из этих фильмов пошел в жизнь образ женщины-вамп, которая зачастую играла по своим правилам и, обычно, влюбляла в себя главного героя, чтобы потом его использовать. Или использовала, а потом влюблялась.

Как несложно догадаться, в основе большинства фильмов этого стиля лежал криминальный или детективный сюжет, обычно из времен Великой Депрессии с гангстерскими войнами, коррупцией и общим чувством безысходности и неуверенности в будущем. А символом подобных фильмов принято считать частного детектива, который ввязывается в достаточно запутанные истории. Вспомните — темные дома, вечный дождь, крутой парень в плаще и шляпе, натянутой на глаза, стоящий под мерцающим фонарем. Вот именно это и есть Нуар.

В чем же причина популярности этого жанра именно в то время? Ну, точно судить не возьмусь, но, может быть, и в том простом факте, что снимать подобные фильмы можно было без особых затрат — в основном ночью и на натуре, без использования каких-либо ухищрений. Да и общая увлеченность в то время детективами и прочим, как сейчас это называется, «Pulp Fiction» — легким чтивом, сыграла свою роль.

Публике, пережившей ужасы войны, предстояло пережить еще более страшные фобии: преступность, красная угроза из-за рубежа, экономический кризис, что не могло не отразиться на репертуаре кинозалов. Да и цензура после войны стала более «покладистой», пропуская на экраны то, что раньше пройти не могло.

В дальнейшем нуар вышел из своей криминальной направленности, перейдя в соседние жанры, психологические триллеры и драмы. И что самое интересное — он проник и в литературу, все в те же самые детективы. «Снег, похожий на пепел, падал с небес, чтобы тут же быть проглоченным бесконечной тьмой, холодный ветер, словно пришедший из мира мертвых, срывал с костей плоть и уносил с собой частички моей души» — это тоже нуар.

В наше время этот стиль (или течение, как вам будет удобнее) плавно возвращается к жизни. Правда, многие критики уверены, что это нужно называть нео-нуар, мотивируя, что, во-первых, подобные фильмы в цвете уже не столь стилистически чисты, а во-вторых, нынешний зритель привыкший к частой смене кадров, насыщенности картинки и активным действиям, не сможет понять классический нуар, где все подчинено простоте. Впрочем, вышедший на экраны «Город Грехов» в какой-то мере поддерживает эту традицию. Но в этом фильме все сделано так в основном только из-за первоисточника — графических новелл Фрэнка Миллера. Вот уж где простота изображения, так это там. И это тоже нуар.

Как видно, уважаемый читатель, нуар — это не просто жанр кинематографа, как считают многие. Это еще и жанр книг, комиксов, фильмов и даже компьютерных игр — вспомните «Max Payne» — нуар в современном мире со всеми его «достопримечательностями» — безысходностью, криминальными структурами, одиночеством главного героя против огромного замороженного города, цинизмом и несгибаемым желанием простого полицейского под прикрытием докопаться до ответа «Кто стоит за всем этим». Ну, и роковые красавицы тоже там есть, и они тоже играют по своим правилам.

Нуар старой школы
Мальтийский сокол (The Maltese Falcon)
Двойная страховка (Double Indemnity)
Просыпаюсь с криком (I Wake Up Screaming)
Прощай, любимая (Farewell My Lovely)
Живой или мертвый (D.O.A.)

Нео-нуар
Город тьмы (Dark City)
Черная орхидея (Black Dahlia)
Отступники (Departed)
Город Грехов (Sin City)
Графические новеллы Фрэнка Миллера
Серия игр Max Payne

Статья опубликована в выпуске 29.04.2008
Обновлено 11.04.2018

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: