• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Сочинение по картинке? Сейчас - запросто!

Натюрморт Кальфа: рюмка, фляжки, бокалы и прочая… Обычный антураж для живописца 17 века, казалось бы. Но картина заговорила!

Плюшевые шторы с тяжелыми кистями, большие бокалы, серебряные блюда, позолоченный кувшин… Посуда без особых изысков, но далеко не дешевая. За стоящей флягой — какой-то загадочный предмет, похожий на поднятую крышку кубка. Жаровня с разогреваемой пищей. Огонь в жаровне достаточно сильный, видны язычки пламени и красные угли.

Хозяин явно собирался поесть, но то ли он пришел уже пьяный, то ли дома набрался? Он вылил из фляжки, которая лежит на боку, все до последней капли. Рюмка полна не до краев: успел сделать глоток. На тарелке половинка яблока, значит, успел и закусить. Хотя и недостаточно (а иначе зачем ему что-то греть?).

Рюмка несет нам неявное послание: хозяин знаком не только с вином, но и со спиртным напитком покрепче (скорее всего, это был ликер, который появился в Европе в 15 веке).

О том, что он был порядочно пьян, свидетельствуют поваленные (хорошо, что не свалившиеся на пол) фляжка и кувшин. Да и тарелка с яблоком наполовину свесилась. То ли он упал и сейчас лежит под столом, то ли сильно качнулся, когда выходил?

На столе лежит еще белое покрывало (может быть, простыня). Каким образом это вдруг оказалось на столе? Что, хозяин с подпития хотел протрезветь, облившись водой, да не хватило сил довести намерение до конца?

В доме нет хозяйки: она явно не допустила бы такого беспорядка. Скатерть (бархатная, хотя и основательно потертая) лежит кое-как, огонь без присмотра. Мало того, под жаровней нет подставки, она стоит прямо на скатерти. Это уже чревато потерями: можно прожечь скатерть, а то и поджечь все вообще.

Несколько слов о кухарке. Зная о привычках своего хозяина (он может пригласить кого-нибудь на выпивон), она подготовила заранее посуду. Перевернутый бокал — тому свидетель. Кроме того, она же положила в тарелку еду, зная, что он придет голодный. Кухарка хорошо следит за кухней: большое блюдо, прислоненное к стене, может служить зеркалом. Кто же поставил жаровню на стол? Явно пьяный хозяин!

Есть в картине предмет, назначение которого неизвестно. Это шар, подвешенный перед занавеской. Он из стекла или хрусталя. Полый или сплошной? Я думаю, что полый, потому что для подвески сплошной шар был бы тяжеловат при таких габаритах. И шар заполнен водой. А вот это почему? Да потому что в нем видно объемное изображение. А для чего? Может быть, отпугивать мух? Значит, за роскошной шторой — окно.

Свет в картине — солнечный. Возможно, что в кухне два окна. Одно прямо перед зрителем и зачем-то занавешено, а второе находится слева. Действие должно происходить днем, скорее, ближе к вечеру. Определителем времени в нашем случае является кухарка, потому что она не может уйти с утра, оставив хозяину еду в тарелке для разогрева. Кроме того, свет падает не сверху, явно свидетельствуя, что солнце на закате.

Итак, резюме. Хозяин дома когда-то был богат, а сейчас обеднел, возможно, потому что он — основательный пьяница: на столе две фляги и кувшин, один бокал стоит с вином, второй — перевернут и ждет момента (о том, что хорошие времена прошли, свидетельствует разнобой в питейной посуде). Пришел домой перед заходом солнца порядком надрызгавшийся и голодный.

Кухарка уже ушла, а сам он, видимо, холост. Поэтому он прошел на кухню, подвинул все на столике, перенес на него и разжег жаровню, поставил греть тарелку с едой. Съел половинку яблока в ожидании. Попутно захотел добавить, вылил остатки фляги в рюмку и отпил, но тут его качнуло. Пошатнувшись, он задел флягу, кувшин и потянул со стола скатерть. Хорошо, что не сильно: жаровня осталась на месте. Так что хозяин должен быть под столом! (Очень может быть, что он упал со стула или вместе со стулом, но это только вольная фантазия — художник не оставил никаких доказательств этого предположения).

Могут быть и другие варианты: пошел открывать дверь художнику, который все это нарисовал. А может быть, хозяин — сам художник, автор картины.

В любом случае, натюрморт очень и очень привлекательный. И что интересно: в нем есть три времени. Прошлое представлено перевернутым бокалом, настоящее — горящей жаровней, а будущее — недопитой рюмкой: хозяин сейчас встанет из-под стола и допьет!

Это все, что рассказала картина старого мастера.

В школе сочинения по картинкам давались мне с очень большим трудом. Скорее всего, если бы мне дали такое задание в классе, ничего бы из этого не получилось. А тут вдруг пошло и пошло. Возможно, это влияние детективной литературы, особенно Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом.

Вспомните и вы свое детство — попробуйте написать сочинение по картинке. Должно получиться!

Статья опубликована в выпуске 23.06.2008

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А каково бедным школьникам вымучивать! Когда ни слов еще не знают, ни знаний, ни чувств не переживали подходящих, ни житейским опытом не обогатились! Да еще авторитет учебника давит и, самое страшное - авторитет учительского нудного слова - как надо говорить, как надо чувствовать, как надо писать...

    Оценка статьи: 5

    • Люба, спасибо за комментарий!

      Очень правильное замечание насчет слов: относительно недавно (пару лет назад) на курсах иврита дали задание составить рассказ из заданных слов. Вроде они все написаны, только пиши. Ан нет, у меня ничего не вышло. Я даже двух предложений не смог выдавить.

  • Просто божественно!

    Хотя, если вспоминать именно школьные сочинения по картине, свои и одноклассников, на ум приходят несколько другие оценки. Где они сейчас, эти наши вымученные сочинения...

    • Лена, спасибо за отзыв!

      • Потрясающий анализ картины! Действительно, в школе и слов бы не нашли! Очень интересно было бы почитать ваши статьи о других картинах. Сейчас вспомнила -в молодости не давала покоя картина кажется Сведомского "Римлянка у водоема". О чем она думает, чего ждет? Или просто пресыщена и безмятежна? Закончилось тем, что я эту репродукцию сорвала со стены и выбросила. Уж очень она меня напрягала

        Оценка статьи: 5

        • Лариса, спасибо за отзыв!

          Должен сказать, что один из читателей (он снял свой комментарий, почему-то) правильно высказался по поводу моего анализа: он несерьезен, ни в какой мере не соответствует принятым у живописцев канонам натюрморта. Я в этой области - полный дилетант, но желание оживить картинку было очень сильным, я не удержался от соблазна пофантазировать.

          Есть у меня кое-какие задумки на этот счет, но пока ничего готового нет.

          • он несерьезен, ни в какой мере не соответствует принятым у живописцев канонам натюрморта - и не нужно! Вы написали так, как видите и чувствуете сами. Мне было очень интересно читать, смотреть вместе с Вами, думать вместе с Вами. И Вы действительно оживили эту картину. Это здорово! Если есть задумки - продолжайте! С удовольствием буду читать нестандартное прочтение картин!

            Оценка статьи: 5

  • Прочитала с удовольствием. Читаю, а в голове крутится: «Ну, прям, как у Холмса по методу дедукции». Дочитываю до конца, бац: «Америку не открыла, автор сам с усам».
    Насчет, задания на курсах иврита. Не получилось потому, что родной язык для Вас русский, думаете Вы на русском.
    Вот дедукция в картинках:

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, очень интересно написано.

    Оценка статьи: 5

  • Давно знакома с этим натюрмортом, но впервые РАЗГЛЯДЕЛА его сейчас, читая ваш текст.
    Стекляный шар висит у окна. Может быть, это "ловушка" для солнечных лучей: преломившись, они пройдут не по касательной, а нутрь комнаты и дополнительно ее осветят. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • У меня на столике громоздится полно посуды (я закусываю в комнате, там же пью чай и керосиню), так что тоже можно писать натюрморты.

    Оценка статьи: 5

  • Действительно, очень интересно. Как много, оказывается, может рассказать, казалось бы, самый обычный натюрморт, если в него всмотреться пристально и вдумчиво...

    Оценка статьи: 5