• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Утопия - место, где все счастливы. Оно нам надо? Часть первая

Вот скажите тем читателям, кто постарше и учился еще «при историческом материализме» слова «три источника» — и они вам, как ванька-встанька, тут же ответят: «и три составные части»! А то и перечислят, какие именно. Для тех, кому повезло учиться в более позднее время, поясняю: среди работ, подлежащих обязательному конспектированию (см. статью «Как мы ленинский зачет сдавали») была и работа Ленина «Три источника и три составные части марксизма».

Правда, мне тут в отзывах на статью про ленинский зачет и конспектирование уже разъяснили, что:
во-первых, ничего конспектировать нас не заставляли,
во-вторых, конспектировать полезно и труды очень гениальные, а в-третьих, конспектировали труды Ленина только гады-приспособленцы.
Причем, что интересно, все три тезиса выдвигали одни и те же люди, и в их головах они как-то так благополучно уживаются.

Но я сейчас не об этом. Я как раз об источниках. Источники, как известно, были такие: диалектика, утопический социализм и политэкономия. С диалектикой бог с ней, с политэкономией тем более, займемся утопиями. Что такое утопия? Утопия суть «место, которого нет», то есть некое идеальное государство, где всем хорошо, все справедливо и все счастливы. Слово выдумал сэр Томас Мор, книга с таким названием вышла в 1516 году. Почти через столетие Кампанелла написал свой «Город Солнца». Оба плохо кончили: Мора казнили, а Кампанелла отсидел 27 лет.

Вот я в детстве все удивлялась: за что же их гнобили? Ведь они ж хотели, как лучше. Проектировали такое общество, где всем-всем должно было быть хорошо. Казалось бы, что плохого, да? А потом докопалась до первоисточников… Правильно нас учили марксистско-ленинские преподы: источники и еще раз источники. Почитала я эти утопии… И в общем поняла, за что гнобили.

Щас будет много цитат. Без цитат никак!

Кампанелла:
«…Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке.»

Начальники, значит, назначают, кому в какой спальне спать… Настораживает.

«Ни одна женщина не может вступать в сношение с мужчиной до девятнадцатилетнего возраста; а мужчины не назначаются к производству потомства раньше двадцати одного года или даже позже, если они имеют слабое телосложение. Правда, иным позволяется и до достижения этого возраста сочетаться с женщинами, но только или с бесплодными, или же с беременными, дабы не довести кого-нибудь до запретных извращений. Пожилые начальники и начальницы заботятся об удовлетворении половых потребностей более похотливых и легко возбуждающихся, узнавая об этом или по тайным их просьбам, или наблюдая их во время занятий в палестре. Однако же разрешение исходит от главного начальника деторождения — опытного врача, подчиненного правителю Любви.»

Это уже совсем как-то не нравится. Пожилые начальницы, которые заботятся об половом удовлетворении народа по своему усмотрению, это да… это сильно.

«Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь.

То есть какое-то специальное ведомство, значит, ведет учет, чтобы каждую третью ночь, а то мало ли — вдруг кто-то без очереди полезет? Талоны еще можно выдавать. На совокупление. Н-да…

Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга.
Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час этот определяется астрологом и врачом, которые…"

Дальше идет длинный пассаж насчет того, в каком созвездии Луна и пр. и пр. и тому подобная ахинея. Читателей, которые хотят в своей половой жизни и в каждом отдельном коитусе руководствоваться астрологией, я призываю перейти к чтению соответствующих статей. Мне им сказать нечего.
Читаем далее про Город Солнца:

«Лица же должностные, которые все являются в то же время и священниками, а также и ученые-наставники могут быть производителями лишь при соблюдении в течение ряда дней многих условий, ибо от усиленных умственных занятий ослабевают у них жизненные силы, и мозг их не источает мужества, потому что они постоянно о чем-нибудь размышляют, и производят из-за этого худосочное потомство. (пассаж силы неимоверной!!)

А этого они всячески стараются избежать, и потому таких ученых сочетают с женщинами живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и неистовых — с женщинами полными и кроткого нрава."

Несколько уже напоминает учебник по выведению племенного скота…

«Ежели какая-нибудь женщина не понесет от одного мужчины, ее сочетают с другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование, но уже не пользуется почетом, как матрона, ни в Совете по деторождению, ни в храме, ни за столом.»

Что ж еще?
Дальше, как говорится, ехать некуда. Sapienti sat — умному достаточно. То есть достаточно понять, что жить в таком вот Городе Солнца уже как-то совсем расхотелось, вплоть до уплывания оттуда на автомобильных покрышках, как уплывали и в реале с другого острова утопии — с Кубы… Ну на закуску еще для модниц:

«Красота почитается у них в стройности, живости и бодрости. Поэтому они подвергли бы смертной казни ту, которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги.»

На этом и все с Кампанеллой. Поднимите руку, кому захотелось пожить в городе Солнца? А?
А что Томас Мор? Может, его Утопия поприятней? Почитаем со временем и его.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 14.05.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Олег Забалённый Олег Забалённый Читатель 3 апреля 2010 в 19:42 отредактирован 3 апреля 2010 в 19:44 Сообщить модератору
    Статья мне понравилась...

    К. Ю. Старохамская, место где все счастливы это действительно - утопия... как не крути. Так не бывает, как не бывает света без тьмы и добра без зла... если кто то счастлив, то рядом ходит обязательно несчастливый... для полного равновесия.
    Статья похожа на слегка провокационную (это мягко сказано)... а комментарии и плоские шутки только усиливают это... и поэтому очень интеллигентные люди попадают на эту удочку без промаха... и делают шокирующие комментарии.
    Кстати пятёрка за организацию легкой провокации.

    Оценка статьи: 5

  • Забавно... в комментариях к статье два человека не могут отличить утопию от антиутопии... а сколько тех, что промолчали и не стали выдавать свой образовательный уровень?

    Какая каша творится в головах людей...

  • ...бред...

    Что за бред.... 1984, скотный двор, город солнца, эквилибриум... Это все антиутопии, показывающие, до чего можно довести идеи "оптимизации" общества. Те моменты, что отмечены в статье - цитаты из книги, которые и так понятны, при прочтении.
    Статья настолько бредовая, что не понятно - это плоский юмор или некомпетентность автора...

    Оценка статьи: 1

    • Игорь Марчуков, вам бы для общего развития книжков каких почитать, чтобы знать, чем утопия отличается от антиутопии... А то вы в один ряд и антиутопии, и город солнца.. какая, действительно, разница...

      Ей-богу, каких только веселых вещей 1 апреля не почитаешь!..

      ... грустно только, что писалось это не 1 апреля, и, по видимому, "на полном серьёзе"... на уровне полученного автором коммента недообразования...

  • Сейчас утопия - это грустно и смешно.
    А если посмотреть серьезно, с позиций того времени, Кампанелла, судя по всему, реально думал, что создает идеальное общество. Его во время написания трактата "Город солнца" на кол сажали, и он умудрился выжить после этой чудовищной пытки. Была цель...
    Мы сейчас со своей колокольни смотрим на жанр утопии, а в эпоху Возрождения люди только-только начали мечтать, почувствовали себя независимыми.
    Насколько тяжелой была тогда жизнь - представить невозможно.
    Достаточно прочесть "смелые мечты" Кампанеллы о том, что в Городе Солнца люди носят прекрасные былые одежды и могут их менять раз в две недели. Предел мечтаний для человека того времени! Все государственные и семейные устои перетряхнуть было не слабо, а представить, что одежду можно менять каждый день даже утопист Кампанеллла не мог...
    Именно в таких условиях родилась утопия. Тогда это была мечта о светлой, чистой жизни.

    • Менять одежды - это прекрасно. А совокуплять людей, как скот, по экстерьеру и породе - еще прекраснее...

      Оценка статьи: 5

      • А Вы могли бы взглянуть на это дело глазами человека 17 века, причем родившегося и воспитанного именно тогда?

        Может для того времени это считалось не очень плохим занятием. Ведь были же брачные партии по классовому признаку между баронами и прочими графьями. А почему, как-то не практиковалось такое между дворянами и "подлыми" людьми. Может как-раз для выведения породы?

        Это так, к размышлению о прекрасном...

        Оценка статьи: 4

  • Да, кстати, эта тема и в фильме "Матрица" была затронута. В первой части. Агент Смит сказал, что это не первая, а шестая версия Матрицы, а первая была идеальным для людей миром, где все счастливы. А самая почти идеально рабочая версия была именно шестая, где был смоделирован именно реальный мир во всех своих аспектах.

    Оценка статьи: 5

  • Такая утопия - еще куда ни шло, а фантастический фильм "Эквилибриум" может смотрел кто? Там чувства были под запретом. Все обязаны были какую-то гадость себе вкалывать, называлась Прозиум 2, эмоции подавляла начисто. Общество - идеальное, как компьютеры в сети, роботы самые настоящие. Жили они "..для того, чтобы поддерживать существование нашего Великого общества". А начало у них тоже было благим - после Третьей Мировой человечество поняло, что не переживет Четвертую. А именно чувства и эмоции и провоцируют войну.

    Кстати, тех, кто отказывался от дозы - уничтожали, сначала сжигале в Зале Сожжения, потом приняли постановление уничтожать на месте.

    P.S.: Еще в школе в 11 классе задали какую-то ерунду читать по литературе. К сожалению не помню ни автора, ни названия. Там тоже общество было похожее, у каждого имена были строго закономерные, например, S429, K63 и тп. Дома были из стекла дабы все видно было.

    Короче, всю эту туфту придумали те, кому явно было нечем заняться. В колхоз этих мыслителей надо - пусть телят поят, навоз кидают и мыслят сколько угодно, одно другому не мешает.

    Оценка статьи: 5

  • А ведь идеи везде были такие хорошие, такие хорошие

    Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

    Оценка статьи: 5

  • 5.

    Тяжелый для написания материал: слишком много сумели воплотить коммунисты, всего не перечислишь. Читать это все трудно, а сократить до приемлемого объема статьи - почти непосильная задача.

    Вам это удалось.

    Оценка статьи: 5

  • Вот тут

    Вот скажите тем читателям, кто постарше и учился еще "при историческом материализме" слова "три источника" - перед "слова" запятая пропущена.

    Я тут все переживаю уж какой месяц: не могу припомнить чеканную формулировку про источники и основные части. У умных людей спрашивала - напоминали, а мне запомнить не удавалось. Про Герцена - лишь что его декабристы разбудили...

    А вот утопии - даа, помнятся лучше. Штюблин с его философским островом в Индийском океане, Чернышевский с его целомудренным борделем в хрустальном дворце...

    • По лысому 3 источника: немецкая классическая философия, (Гегель - Кант как материалист и идеалист) английская политэкономия (Смит и Юм) и французский социализм.(Сен Симон, Фурье и Оуен) 3 сост. части: диамат, истмат и политэкономия. Но поскольку политэкономия, как наука логическая и точная, в большевиковскую теорию не всовывалась никак, добавили еще одну науку - политэкономия в условиях социализма. Это когда закон экономический не работает как закону положено. А апофеоз всех этих долбежных наук - Научный коммунизм! Квинтэссенция! И что удивительно, чтобы для того, чтобы стать специалистом в своей области знаний (медицине, физике, лингвистике, и пр.) нужно было сдавать этот шедевральный предмет на кандминимум! Без него никак не стать ученым врачом, физиком, филологом. Специальность может ты не сдать, но коммунизм ты сдать обязан - так шутили в мои времена аспиранты.
      Бедных Кампанеллу и Мора гнобили, а вот бородатый и лысый в основоположники вылезли.
      Статья распотешная - нет предела человеческому идиотизму, особенно утопическому. Но лысый сказал: мы пойдем другим путем.