Алексей Норкин Грандмастер

Как российские подводники доказали, что они «не лаптем кофе хлебают»? Чаcть II

Дальний поход — не новость для российских подводников. Но обычно при выполнении боевой задачи им приходится действовать скрытно от разведки и средств слежения западных стран. Переход российской подводной лодки из Севастополя на Северный флот, выполнявшийся летом 1992 года под командованием Александра Тарасова, был нетрадиционным, и проходил под постоянным надзором со стороны США и других стран НАТО.

За Гибралтарским проливом капитан первого ранга Тарасов подшутил над новоявленными «союзниками» вторично. Интересуясь погодой и обстановкой в районе Азорских островов, он убедил своих соглядатаев, что направляется именно туда, на юг. Но на самом деле его маршрут лежал на север. Кроме того, сыграли роль недостатки взаимодействия: в Атлантике передвижения отслеживали летчики уже другой базы, не той, с которой взлетел «Орион», сбросивший в подарок банку кофе.

На стыке двух зон ответственности российская подводная лодка «потерялась». Больше суток безуспешно бороздили небо американские разведывательные самолеты в поисках пропажи. Нашли, конечно. Ведь в режиме «белого парохода», т. е. в надводном положении лодке скрыться трудно. Да никто и не думал прятаться.

Вот так и «отомстили» российские моряки за насмешливую инструкцию. По разу — за каждую ложку. А через несколько дней случилась с моряками история, попавшая в заголовки западных газет и аншлаги теленовостей.

Радисты подводной лодки приняли международный сигнал бедствия. Командир решил идти на помощь, так как лодка находилась всего в полутора десятках миль от аварийного судна. Им оказалась большая яхта под французским флагом, одному из матросов которой срочно требовалась медицинская помощь.

Несмотря на неспокойное море, подлодка пришвартовалась к яхте, доктор перебрался к больному и смог ему помочь. Случай оказался нелегким, пришлось медику перебираться с лодки на яхту и обратно неоднократно — то за лекарствами, то справочники изучать.

Подоспел французский противолодочный самолет. Сразу не разобравшись, летчики выполнили боевой разворот. Наверное, решили, что это русская подводная лодка захватила яхту, экипаж которой успел подать сигнал бедствия. Ситуацию по радио разъяснили моряки с терпящего бедствие судна. Потом прибыл португальский вертолет со спасателями на борту и больного эвакуировали.

А экипаж «бдительного» противолодочного «Атлантика» снимал все мероприятие с высоты своего полета. Репортаж показали по всем каналам. Вот так поучаствовали в одной незапланированной операции российская подлодка, французская яхта, американский и французский самолеты и португальский вертолет. Объединились «вероятные противники» для спасения жизни простого французского моряка.

Что было дальше? Да что обычно бывает. Разборки, нервы, почему да как… Хорошо, не наказали никого. Французское правительство пригласило отважного доктора в Париж. Да куда там. Подводник, секреты, дипломатия, скандал! В общем, все заморочили и никого никуда не отпустили. А больной поправился.

Историю эту я узнал из книги Николая Черкашина «Четвертая эскадра». Замечательная книга рассказывает о боевых подвигах в мирное время, напряженной и опасной службе, стойких и верных долгу людях. Низкий им поклон. Тем, о ком рассказала книга. И тем, о ком мы никогда не узнаем.

Обновлено 10.05.2008
Статья размещена на сайте 30.04.2008

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: