Валентина Пономарева Грандмастер

Как играли в мяч индейцы доколумбовых времен?

Сначала выясним, каков был индейский мяч. Он изготавливался из каучука и весил 2 кг, а по некоторым данным, иногда и тяжелее был — до 4 кг. И предназначался не только (и не столько) для забавы. Он был священным предметом, который олицетворял Солнце.

Неслучайно среди научных находок в Сан-Агустине (Колумбия) оказалось изображение человека-ягуара, т. е. Бога-прародителя индейских племен (который иногда выполнял и функции верховного бога), с мячом в руке.

Один из обрядов, например, предполагал подталкивание мяча на бегу в течение двух-трех суток без остановки, дабы поддержать непрерывность движения Солнца и обеспечить дальнейшее существование жизни на Земле.

По рисунку пером начала XVI века, автором которого является К. Вейдиц, путешественник и художник, составлено описание довольно своеобразной парной игры с мячом: два игрока становятся на четвереньки и перекидывают его друг другу, пользуясь руками, спиной и бедрами.

Но наиболее известная индейская игра с мячом «пок-та-пок» была командной (каждую из двух команд-участниц возглавлял капитан). Поле, на котором она проводилась, имело размеры примерно 40×50 м и ограничивалось довольно высокими боковыми стенами. Задача играющих команд заключалась в том, чтобы передавать мяч с одного края площадки на другой, не ступая на половину противника (за это начислялись очки), а еще лучше — добиться попадания его в одно из двух каменных колец, укрепленных на ограничительных стенах. Поскольку сделать это было очень трудно, первое же забрасывание мяча в цель означало победу команды.

Правила предусматривали еще одно непростое условие: мяч полагалось отбивать только бедрами или ягодицами (кое-где упоминается, что дозволялось и локтями). Понятное дело, управляться с таким увесистым спортивным снарядом было непросто, да и вероятность травм была высока. Поэтому игроки использовали защитные средства, которые требовали от них немалой выносливости, поскольку осложняли передвижение по полю и утяжеляли в буквальном смысле достижение цели. Судите сами: помимо наколенников полагалось надевать 30-килограммовый кожаный набедренный пояс.

Перед судейской трибуной выставлялся ритуальный мяч Солнца, куда капитаны каждой из команд приносили ритуальные подношения: голову врага или 7 змей, переплетенных с цветами.

Ведь и сама игра с мячом воспринималась издревле не только в качестве тренировки и соревнования в силе, ловкости и быстроте: она считалась ритуалом, символизирующим борьбу Дня и Ночи, Света и Тьмы, Нижнего мира с Небесным. Согласно верованиям индейцев (майя, ольмеков и др.) победа в состязании означала обретение права на освобождение Солнца из оков преисподней (мяч-то круглый, т. е. похож на Солнце). Завершалось это действо… принесением в жертву одного из капитанов (по некоторым данным — вместе с командой, но в это просто не хочется верить), чтобы его кровь и жизнь дали энергию для рождения нового Солнца.

Как возникла эта традиция, объясняет «Пополь-Вух» — сакральная книга киче (горных майя). В ней приводится легенда о вселенской катастрофе, сопровождавшейся столь сильным наводнением, что людям удалось спастись, лишь взобравшись на вершины гор. Солнце тогда исчезло не менее чем на 30 лет. Представляете, какая напасть? Вот в результате нее и возник практически у всех центрально-американских индейцев обычай поддерживать животворное светило кровью приносимой жертвы во избежание повторения пережитого катаклизма.

Специалисты спорят, лидер какой команды приносился в жертву: выигравшей или проигравшей? Одни заявляют, что богам полагалось отдавать лучшее — стало быть, речь шла о победителе. Оппоненты отвечают, что в таком случае:
 — во-первых, в живых каждый раз оставались те, кто оказывался слабее, т. е. потенциал племени уменьшался;
 — во-вторых, победа становилась сомнительной целью.

В ответ на высказанные аргументы сторонники первой версии добавляют, что стать жертвой богов считалось большой честью… и полемика продолжается. Вероятно, лучше всего обратиться к мнению самого авторитетного ученого в этой области, Юрия Валентиновича Кнорозова, расшифровавшего язык майя: он не сомневается, кровью расплачивался проигравший капитан, отдавая ее во благо жизни Солнца.

Если вспомнить, то ведь у древних этрусков и римлян тоже была традиция проводить гладиаторские бои в честь умершего знатного господина, согласно которой погибший/проигравший гладиатор передавал покойному свою кровь и жизненную энергию, а победитель — свою славу победителя. И даже на древнегреческих олимпийских играх победа чемпионов передавалась почитаемым богам, а сами они отчасти уподоблялись им.

Кстати, у античных народов, впрочем, как и у других, тоже были свои мячи. Какие — поговорим об этом в следующий раз.

Обновлено 1.06.2008
Статья размещена на сайте 30.04.2008

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Футбол, футбол - игры на свете я не знаю лучше! Атака смелая, удар и - пять!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2008 в 16:04

    Бога-прародителя - по-моему, со строчной и без дефиса.

    каждую из двух команд- участниц - пробел надо убрать после дефиса

    7 змей, переплетенных с цветком - пыталась представить эту компанию змеюк в сплетении с цветком... Не получается. "Цветок" - комично звучит.

    ниспрошения милости - етто што за слово такое?! ниспослать, ниспадать, ниспровергать - это всегда пожалуйста, но - ниспросить?...

    к мнению самого авторитетного ученого в этой области, Юрию Валентиновичу Кнорозову - э? либо к мнению, либо к ученому, так?

    Оценка статьи: 5

    • Люба - Зоркий Глаз

      Бога-прародителя - по-моему, со строчной и без дефиса.
      - не думаю, что это надо исправлять. Сознательное написание. Редакции сообщу


      каждую из двух команд- участниц - пробел надо убрать после дефиса

      - Согласна

      7 змей, переплетенных с цветком - пыталась представить эту компанию змеюк в сплетении с цветком... Не получается. "Цветок" - комично звучит.

      - Это из источника. Можно поменять на цветочную гирлянду. Нормально?

      ниспрошения милости - етто што за слово такое?! ниспослать, ниспадать, ниспровергать - это всегда пожалуйста, но - ниспросить?...

      - А мне нравится "ниспрошение". Возвышенно так звучит, даже если нет в словарях

      к мнению самого авторитетного ученого в этой области, Юрию Валентиновичу Кнорозову - э? либо к мнению, либо к ученому, так?

      - Да, очепятка. Надо ЮриЯ ВалентиновичА КнорозовА

      Спасибо!

      Оценка статьи: 5