Владимир Рогоза Грандмастер

В каком тереме живут сказки? В гостях у Виктора Васнецова

В тихом московском переулке невдалеке от Садового кольца стоит сказочный терем. С весны 1894 года в доме, выстроенном по собственному проекту, жил замечательный художник — Виктор Михайлович Васнецов. В память о живописце теперь этот переулок носит его имя, а в доме, о котором Ф. И. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом», размещен один из самых интересных московских музеев.

М.В. Нестеров. Портрет художника В.М. Васнецова Этот дом-музей особенно любят дети, ведь здесь живут сказки. Интересно наблюдать, с каким интересом дети рассматривают громадные полотна, украшающие мастерскую художника, с каким восторгом узнают на картинах знакомые персонажи русских народных сказок. А полюбоваться в этом доме есть чем не только детям, но и взрослым. Кроме значительного количества картин и рисунков художника здесь представлена прекрасная коллекция древних предметов и икон, которую живописец собирал всю жизнь. Да и само здание не оставляет равнодушным — это на самом деле удивительный сказочный терем.

Виктор Васнецов родился 3 мая 1848 г. в Вятской губернии в селе Лопьял в семье священника. По совету отца юноша выбрал путь духовного служения. Учился в Вятском духовном училище, а затем в духовной семинарии. Но тяга к живописи, которой Виктор увлеченно отдавал все свободное время, пересилила и, уйдя с последнего курса семинарии, он в 1867 году отправился в Петербург. Год проучился в Рисовальной школе Общества поощрения художников, где его наставником был прекрасный художник И. Н. Крамской, а в 1868 году поступил в Академию художеств.

Спящая царевна Еще в годы учебы в академии юноша определил главное направление своей деятельности — историко-былинная живопись. Чтобы быть ближе к исконно-русской старине, в 1878 году Васнецов переезжает в Москву. «Я чувствовал всем существом, — писал он впоследствии, — что только Москва, ее народ, ее история, ее Кремль смогут оживить мою обессиленную петербургским равнодушием и холодом фантазию! Только Москва, этот исконный центр всего родного, с детства такого близкого и понятного, сможет правильно насытить мое истосковавшееся по всему русскому, по всей народной поэзии творчество, направить меня по настоящему, русскому художнику свойственному, пути и направлению!».

Москва всегда привлекала художников, практически одновременно с Васнецовым в первопрестольную перебрались И. Е. Репин и В. Д. Поленов. С каким удовольствием после прямых и чопорных петербургских улиц друзья-художники бродили по кривоколенным московским переулкам, где в зелени садов прятались старинные дворянские и купеческие особнячки, а из-за очередного поворота внезапно появлялись небольшие уютные церквушки, которые, казалось, еще помнят Ивана Грозного.

Оружейная палата, Патриаршая ризница, Румянцевский музей, собрания коллекционеров Д. П. Боткина, К. Т. Солдатенкова, А. И. Хлудова, П. М. Третьякова давали возможность лучше понять и почувствовать мир русской старины. В Москве Васнецову работалось легко и плодотворно. Именно здесь были написаны его лучшие произведения, навеянные русскими былинами и сказками. Несомненно, самым известным из них стало грандиозное полотно «Богатыри», украшающие ныне Третьяковскую галерею.

Царевна-Лягушка Немногие знают, что одно из крупнейших произведений мастера находится в Историческом музее. О созданной в 1882−85 годах картине-фризе «Каменный век» известный художник и реставратор И. Э. Грабарь сказал, что это «единственная в европейской живописи композиция, заставляющая верить в подлинность этих первобытных людей». Стоит отметить, что Васнецов любил бывать в историческом музее, где можно было отдохнуть душой, общаясь с истинными знатоками российской истории И. Е. Забелиным, В. И. Сизовым, А. В. Орешниковым. В этих залах неоднократно проходили персональные выставки Васнецова, причем, немалую часть вырученных от их проведения средств Виктор Михайлович жертвовал на расходы по пополнению музейных коллекций.

Человек глубоко верующий, Васнецов с удовольствием участвовал в росписи православных храмов. Высокую оценку современников вызывали выполненные им мозаики для храма Воскресения Христова в Петербурге и росписи собора Святого Владимира в Киеве.

Виктор Михайлович с увлечением коллекционировал древние иконы. Об этой страсти живописца интересные воспоминания оставил его племянник Всеволод Аполлинарьевич Васнецов: «На этом же Сухаревском толчке попадались моему дяде древние иконы. Он был большим их знатоком и одним взглядом определял достоинства предлагаемого произведения. И вот иногда раздавался телефонный звонок — звонил дядя Виктор. „Аполлинарий! Какую вещь я приобрел! Сейчас же приезжай смотреть“. Ему нетерпелось похвастаться своим приобретением. Отец немедленно выезжал, а частенько и я с ним. Посередине мастерской на мольберте уже стояла новая покупка. Как всякий коллекционер, пополнивший свою коллекцию каким-либо интересным приобретением, дядя бывал оживлен, разговорчив и сиял как именинник. Оба брата с интересом рассматривали икону, восторгались ее достоинствами, иногда спорили о школе и времени».

Царевна-Несмеяна Творчество и увлечения Васнецова хорошо представлены в музее, где насчитывается более 25 тысяч картин, рисунков, исторических реликвий и документов. Среди этого многообразия главный интерес посетителей неизменно вызывают картины, большинство которых написано в начале ХХ века. В громадной мастерской художника представлены полотна, которые он сам называл «поэмой семи сказок»: в эту серию входят «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Кащей Бессмертный», «Баба Яга», «Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем», причем отдельные картины имеют несколько вариантов.

Взрослых зрителей заинтересуют портреты, пейзажи, жанровые картины и зарисовки, выполненные мастером. Большое впечатление производит и сам дом, на первом этаже которого находятся гостиная, столовая и жилые комнаты, сохранившие мебель и убранство, создававшиеся по эскизам Васнецова в Строгановских и Абрамцевских мастерских, а также на родине художника в Вятке. При этом стиль оформления каждого помещения свой: гостиная выполнена в боярском стиле, характерном для XVII столетия, столовая напоминает горницу в избе зажиточного крестьянина.

Большое впечатление производит мастерская живописца, размещающаяся на втором этаже. Это пронизанное светом громадное помещение площадью около 110 квадратных метров и высотой до 6 метров. На стенах большие картины по мотивам русских сказок, которые интересно рассматривать под чарующую музыку российских композиторов, бывших современниками автора.

Ковер-самолет Напротив мастерской в кабинете-спальне, который художник называл «светелкой», расположилась коллекция икон. Эта комната еще во времена Васнецова производила на посетителей большое впечатление: «Вдоль стен — широкие, чисто выструганные скамьи. На бревенчатых стенах угольные и карандашные наброски, рисунки, этюды. В левом углу старинные строгие иконы без позолоты и украшений — это ценнейшие образцы творчества древнерусских живописцев», — вспоминал Всеволод Васнецов.

Художник гордился своей коллекцией икон, недаром его последний портрет, который в 1925 году написал Нестеров, изображает Васнецова на фоне старинных икон.

Жизнь художника оборвалась 23 июля 1926 года, когда он работал над портретом своего друга Михаила Нестерова. Но стоит в Москве терем, в который художник поселил сказки, приносящие радость и детям, и взрослым.

Обновлено 8.05.2008
Статья размещена на сайте 7.05.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: