• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Как великому Менделееву не дали перевооружить русскую армию?

1890 год для Дмитрия Ивановича Менделеева, прославленного российского ученого-химика, создателя Периодической системы элементов, выдался трудным. Протестуя против притеснения студентов, он покинул Петербургский университет, которому посвятил 30 лет преподавательской практики. Разумеется, Дмитрий Иванович не бросает научную работу, но вдобавок к ней получает назначение в Совет торговли и мануфактуры, в связи с чем обращается к экономической и государственной проблематике. В частности, публикует «Толковый тариф 1890 года», доказывая в нем необходимость поддержки отечественной обрабатывающей промышленности.

Военное и морское ведомства начали привлекать Д. И. Менделеева для консультаций по вопросам перевооружения русской армии и флота. В 1891 году он принял на себя должность консультанта при управляющем морским министерством по пороховым вопросам. Ему дали ответственное задание: выяснить, какого рода бездымный порох применяется за границей и какой наиболее подходящ для России. В докладной записке военному министру по поводу этого поручения Дмитрий Иванович написал:

«Бездымный порох составляет новое звено между могуществом стран и научным их развитием. По этой причине, принадлежа к числу ратников русской науки, я на склоне лет и сил не осмелился отказаться от разбора задач бездымного пороха».

Ученый отправляется в Европу. Во Франции его, члена Парижской академии наук, встретили «по высшему разряду». Существует легенда о том, как проходил этот визит и чем завершился. Согласно ей, Д. И. Менделееву было организовано посещение завода, производившего этот самый порох, а там показана продукция. Взяв в руки несколько патронов, он якобы обратился с просьбой к сопровождавшему его офицеру Генштаба взять несколько штук с собой.

Тот ответил:
 — О, да, конечно… но только…
 — Что только? — спросил экскурсант.
 — Мне придется застрелиться. Я не могу отказать уважаемому профессору, но за разглашение военной тайны должен буду пустить себе пулю в лоб.

С такой ценой вопроса профессор согласиться не мог. И тогда он придумал другой способ, который стал хрестоматийным примером по истории статистики. Д. И. Менделеев изучил статистические отчеты железных дорог Франции, предварительно выяснив, что пороховой завод обслуживала отдельная их ветка. Так были определены объемы поставок сырья и вычислены пропорции ингредиентов: эфира, химических кислот (серной и азотной), хлопка.

Такова легендарная версия. В действительности Дмитрию Ивановичу подарили немного ружейного пороха в качестве «научного образчика для личного употребления» (интересный оборот, неправда ли?!). И сам он писал, что «хотя французы официально оставили в секрете способы производства своего бездымного пороха, но этот их путь, которым они дошли до него, нам ныне вполне известен, и так как из намеков, полученных конфиденциально, известны некоторые части производства, то, руководствуясь полученным образцом, я думаю, что возможно не только достичь результата, равного французскому, но и пойти дальше».

Побывав еще и в Англии в качестве члена Лондонского Королевского общества, Д. И. Менделеев вернулся в Россию, создал со своими учениками лабораторию по исследованию взрывчатых веществ, разработал подробнейший план работ, включая организацию массового производства пороха. В ходе его реализации он совместно с И. М. Чельцовым изобрел пироколлодий — новую основу для взрывчатки. Испытания менделеевского пороха проводились на морской артиллерии под руководством адмирала С. О. Макарова и завершились блестяще… а потом началась волокита, чиновничьи разногласия и т. п.

В 1894 г. Дмитрий Иванович ушел из созданной им же лаборатории, устав доказывать многочисленным комиссиям и комитетам достоинства изобретения. В 1907 г. производство пироколлодия в России было полностью закрыто, а крупные заказы на порох переданы в Германию. Еще через 7 лет началась Первая мировая война, в которой та была противником России, и нашей стране пришлось закупать порох в США. Как горько: это был менделеевский порох!

Дело в том, что бюрократические проволочки не позволили своевременно оформить соответствующий патент, зато два предприимчивых американских офицера Бернаду и Конверс изловчились получить его в 1895 г. на свои имена (даже не скрывая, что в основе их изобретения были разработки русского ученого). И этот порох был принят на вооружение американским военно-морским флотом уже через два года, а армией — через четыре.

Увы, так сбылась мысль Д. И. Менделеева, беспокоившая его еще в 1893 году: «Мне кажется особо печальною та возможность, что пироколлодийный порох будет держаться у нас в большом секрете, но не будет… признан во всех его достоинствах, а между тем так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят принять от них то, что ныне дается в самой России…»

Нет пророка в своем Отечестве?! Россия-матушка, береги таланты своих детей!
Статья опубликована в выпуске 12.06.2008

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: