• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Что нового в музее? Нечто из ряда вон…

В пасхальный день с женой моей
Мы вышли со двора.
 — Я поведу тебя в музей, —
сказала мне жена.

(Почти классика, по мотивам С. Михалкова)

И действительно, повела. В музей диаспоры. Трехэтажное здание музея расположено на территории Тель-Авивского университета. Огромное количество посетителей. Большинство — родители с детьми от 3−4 до 11−12 лет (музей в дни Песаха принимает гостей бесплатно — расходы оплачивает один из банков Израиля).

Разные разделы музея оснащены по-разному. Есть своего рода закутки c несколькими креслами — здесь можно посмотреть видеофильм. В стенах коридоров — экраны, рядом с экранами — наушники, можно смотреть и слушать, никому не мешая. Много панорамных экспозиций, очень много. Некоторые из них — динамические: по ходу действия включается подсветка той или иной композиции: история евреев от Моисея до наших дней в документах, артефактах. Что-то смоделировано, что-то скопировано.

Один из отсеков музея: сидит девушка лет 20, о чем-то рассказывает слушателям. А слушатели — дети от 2 до 7! Все смотрят на нее, как завороженные! Самый маленький — и тот лежит тихо: для него на пол специально положили подушку!

Специальный отдел музея, в котором могут поработать посетители — поиск корней: набираете в компьютере свою фамилию и получаете список людей с этой фамилией. Среди них можно искать своих родственников.

На следующий день — другой музей. Выехали поздно, поэтому начали сразу с излюбленных залов: европейская классика, импрессионисты, модели жилых комнат разных эпох. Уже собрались уходить — узнал в дежурной по залу свою бывшую сотрудницу по рекламному бизнесу. То да се, как дела, как жизнь… И она спрашивает: «Вы были на выставке в соседнем зале? Экспонаты шокируют, но народ валит. Советую посмотреть (надо же быть в курсе новых веяний)».

Конечно, мы вернулись. И посмотрели. И впечатлились. И все время в голове звучал вопрос: «Кому это пришло в голову — выставить в музее искусств такое дерьмо?» Дерьмо не в переносном — в прямом смысле.

Представьте себе, что вы согнулись и просунули голову между ног так, что пытаетесь заглянуть себе в задний проход. Попробуйте это изобразить вживую. Это достаточно тяжело, не так ли? Так вот скульптура изображает человека именно в такой позе, при этом мужик держит в руках маленький тазик. Но этого мало: на него извергается поток собственных экскрементов, которые разбросаны вокруг и около и окрашены как натуральное дерьмо. «Только что запаха не хватает для полного счастья!» — один из комментариев присутствующих (фотографий нет, потому что в музее снимать нельзя).

В соседнем зале еще одна скульптура: человеческое тело подвешено к потолку, местами оно ободрано до костей, из ран сочится кровь, которая обрызгивает пол (разумеется, тело не натуральное, кровь изображает подкрашенная вода, но все равно очень противно).

«Каждый художник, скульптор, деятель искусства хочет заявить о себе, выделиться из толпы. И современный подход к этому — выделиться любой ценой — приводит к тому, что для нас выставляют такое. Противно, а что делать?» — заключила экскурсию моя знакомая.

Вот интересно было бы узнать мнение профессиональных искусствоведов по поводу такого рода изысков! Судя по тому, что аналогичные выставки путешествуют по всем музеям мира, критика (по крайней мере, художественные советы музеев) благосклонно относится к таким произведениям.

Прошло несколько дней. Страсти улеглись, удивление напополам с возмущением приостыло, но голова — работает, шарики — крутятся: «Что хотел сказать автор?» Ответ определился так: если смотреть на все таким способом — будешь в дерьме (и это вовсе не значит, что все остальные останутся в белом).

Если вам придется услышать о чем-то подобном — постарайтесь посмотреть, не побрезгуйте. Очень полезно увидеть, что сегодня вытворяют!

Статья опубликована в выпуске 14.07.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • С интересом читаю Ваши статьи, чувствуется в них философское отношение к действительности.
    Да, чего только нынче не вытворяют. На подобную экспозицию вряд ли пойду. Потому как в жизни и так дерьма хватает, достаточно посмотреть Tv или почитать газеты, да и время жалко тратить. Кстати, о таких явлениях в искусстве хорошо сказано у Бориса Диденко в книге «Хищное творчество. Этические отношения искусства к действительности»:
    «… искусству для самосохранения приходится создавать иллюзию движения, которое подобно бешеной беготне белки в колесе, тем не менее остающейся всегда на одном и том же месте. Одновременно при этом хвастливо заявляется, что решение одних и тех же проблем якобы вызвано их "вечностью". Другой метод это - уводить аудиторию в маразматические и шокирующие тупики, используя для этого эпатаж, цинизм, наглость, бесстыжие выходки и т.п. приёмы морально невменяемых суггесторов. Полное отсутствие стыда в таких случаях является самым главным "орудием творчества". Диапазон подобного "искусства", естественно, беспределен. Конечно же, легко при этом вызывать у зрителей, слушателей самые разные, достаточно индивидуальные, но сильные ощущения. Это позволяет искусству "разделять и властвовать", т.е. морочить людям головы и получать за это шарлатанство деньги."

    Оценка статьи: 5

  • А Вы знаете, Борис - на трупе дохлой акулы один персонаж от искусства сделал себе не только имя - огромное состояние. Так что оно, конечно, можно что-то глубокомысленное по этому поводу придумывать, обосновывая авторскую позицию с точки зрения высокого искусства. Но лично мне на выставочное дерьмо смотреть нет ни малейшего желания. У нас тут и реального хватает. М.б. в Израиле так все красиво, что для равновесия дерьмеца добавить надо
    А статья интересная, моя Вам пятерка. Но не за описание последних экспонатов - а за первую часть. Я там хорошие идеи почерпнула для себя. Есть один замысел, охота его отстроить красиво и привлекательно.

    • Аксинья, спасибо за комментарий и за оценку!

      Знаете, все время приходится проводить сравнения: что хорошо, а что плохо. И должно быть нечто дерьмовое в жизни, чтобы научиться ценить хорошее. Это относится не только к искусству, это общее правило.

      В Израиле и без этого автора дерьмеца хватает. Просто кто-то решил, что от такой добавки слишком много не будет.

      Как говорил Соломон: "И это пройдет!"

      • А Вы знаете, Борис - я последние годы сильно стараюсь не оценивать дихотомично, по типу - хорошо-плохо. А более прагматично - мне оно надо или нет. А другие пусть себе сами решают. Знаете - помогает! Кстати, хотела найти книжку Кончаловского, которую недавно с удовольствием читала, там как раз о художниках и искусстве очень созвучные моим мыслям рассуждения. Хотела типа ссылочки Вам кинуть. Да как-то не вижу на своих полках - что ли кому-то читать отдала? Прям беда моя - отдашь, потом забудешь кому и когда. И записывать никак не приучусть - типа свои же люди, вернут. Ан нет...