Галя Константинова Грандмастер

Ударим консалтингом по ребрендингу, или Слаще ли хрен редьки?

Нет, не собираюсь я радеть за чистоту родного языка. Пустое это.

Теперь, куда ни глянь, всем нужен ребрендинг. Не только корпорациям, но и какой-нибудь области или прослойке населения (однажды пришлось столкнуться с понятием «ребрендинг» даже по отношению к целому народу). Так не проживут.

Или, может, сначала мы освежим понятия или представления о чем-либо, а потом (когда-нибудь) можно будет и делом заняться? То есть областью или прослойкой.

Встречала я и сочетание «ребрендинг быта». Это всего лишь описание общеизвестных вещей, то есть как еще можно использовать тот или иной продукт или средство. Ничего нового, только слово модное прибавили. Применяется оно уже и в отношении культуры. Ну и шуточные высказывания, конечно. Например, про ребро Адама, и чем оно стало всем на удивление в процессе ребрендинга. Женщиной, как известно. Хорошо кто-то поработал. А какую сложную модель сделал! Вообще другой продукт! Видимо, мотивация была сильная.

Если всерьез, то, конечно, ребрендинг — целое направление в науке, призванное помочь имиджу компании избежать застоя (вспомним «Кока-колу», «Билайн» или некоторые наши авиакомпании). Направление важное, безусловно, ведь речь идет о репутации, а не только о количестве продаж, и соответственно, величине доходов. Не случайно, что специалисты по брендам должны хорошо разбираться в психологии как отдельного человека, так и массовой. Причем, часто рассматривается именно целевая аудитория. В этом плане интересно работает корпорация McDonald’s. Доставалось им не слабо — за не самую здоровую еду, главным образом. Сначала McDonald’s успокоил всех, что работает везде на местном сырье и нанимает местный персонал. Потом была рекламная кампания для детей, и мы знаем, что прошла она успешно, просятся дети в McDonald’s, просятся. По крайней мере, в России. Потом переключились на подростков.

Вообще-то изначально, когда один ковбой на Диком Западе покупал у другого ковбоя корову, он просто менял на ней клеймо как новый владелец. Теперь ребрендинг относится к разряду творческих профессий, и занимаются им тоже очень крупные, часто международные компании. Брэндмэйкеры проявляют креативом в плане изменения имиджа компании (а что я могу поделать здесь со словами?!), серьезные рекламщики считают, что вносить изменения в название или логотип нужно не реже, чем раз в 3−5 лет.

Ведь вы не просто меняете логотип или название (фирмы, сайта, если это не просто ре-дизайн; политической партии, наконец), но также по-другому себя позиционируете или даже кардинально меняете идеологию. То есть это именно ценностный вектор.

Продавали одежду, но турецкую, на рынке, теперь же — в магазине, европейскую (но тоже сшитую в Турции для Европы). Была одна политическая партия — с теми же людьми стала совсем другой. И так далее.

Но я не про компании, корпорации или партии — они-то выживут. А нужно ли этот принцип применять к своей жизни?

Не нравится прожитая жизнь — меняем фамилию, имя. А что — работает! Женщины, меняющие фамилию при замужестве (замужествах), это знают. И психологи немало пишут о связи имени с каким-либо ассоциативным рядом.

Можно поменять и внешность. Само понятие ребрендинга часто теперь применяют и к внешности известных актрис, певиц, если те решаются на пластику лица. А уж если вдруг меняют репертуар…

Ужасно, конечно, что ко всему у нас относятся, как товару, который нужно продать, и желательно не задешево. Но здесь уже тоже ничего изменить не получится. Хотя остается надежда, что не все, и не всегда, и не во всем следуют у нас только законам рыночной экономики.

Но, может, и правда, заняться ребрендингом, поменять что-нибудь в своей жизни? Хотя бы просто упаковочку? Вдохнем в наш бренд новую жизнь?

Обновлено 6.06.2008
Статья размещена на сайте 23.05.2008

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • а ведь статья действительно, и лукавая, и умная, и смешная. и автор явно радеет за язык, одновременно мягко и настойчиво. И тема очень важная, то есть я вижу не одну тему, минимум три. Какое уж тут пустобрехство?

    Оценка статьи: 5

  • комментарий

    Дело не сделается, если просто поговорить о нем, даже "по-американски".

  • Вы просто юмора не поняли. Веселая и умная статья.

  • А я вот за чистоту русского языка вступился бы. Наводнили русскую речь проамериканскими терминами, аж тошнит. Ну, к менеджеру уже привыкли, а вот мерчендайзер, дилер, дистрибьютор, промоушен и т.п. Что за необходимость употреблять закардонные слова, когда каждому из этих слов есть соотвествия в русском языке? Причем употребляют в основном двоечники, которые на английском трех слов связать не могут, а вот нравится им импортные словечки вставлять.
    (К Лауре эти слова не относятся, она там живет)
    Статья пропагандирует "ребрендинг" и прочий "фигендинг", и за это тройка.

  • Заголовок задиристый, привлекает внимание к хорошей статье

    Оценка статьи: 5

  • прозвучало уже в комментариях, и я соглашусь: идея понятна, но не читалось "как по писанному" . По написанному - спотыкалось. Может это особенности речи автора? Но целостности и связанности тоже хотелось бы...

  • Люба Мельник Бывший модератор 24 мая 2008 в 09:53

    Так о чем разговор?! Сама природа подает пример изменчивости и регулярных обновлений.

    А нужно ли этот принцип применять к своей жизни?

    Это жизненный принцип - который жизнь применяет к нам, что фыркать, негодовать и уворачиваться? Если уж говорить именно о жизни. А не о том "целом направлении", с которого речь начинается в статье.
    Вообще это, конечно, игра в слова - словами. С немалой долей лукавства авторского.

    • Люба, ну почему бы иногда и не слукавить? Или мы не женщины, "наши величества"? А по поводу обновлений в жизни у нас в семье есть поговорка, дарю всем, кто хотел бы чуть-чуть сребрендиться (очумеешь все-таки от этих слов)... по жизни: ШЕСТАЯ МОЛОДОСТЬ ПРИХОДИТ К ТОМУ, КТО ПЯТУЮ СБЕРЕГ!
      Будем беречь, что есть хорошего, во всем? А иногда можно и поиграть в игру перемен.......
      Жанна, все-таки дело не с словах, а в нас, верно? Перефразируя известное - никто так не не любит так себя, как не любим себя мы. Уже в грамматике запуталась. Не любим, в общем. Но ведь вы оптимистка?

      • Люба Мельник Бывший модератор 24 мая 2008 в 14:15

        А я ведь и не корю, не упрекаю.

        • Как вам эта фразочка, нашего колеги. Сегодня с ней перебрехивалась и открыла:
          Мы с ним пару лет тому назад очень активно коммуницировали
          А нормально общаться нельзя уже??

          Оценка статьи: 5

          • Люба Мельник Бывший модератор 24 мая 2008 в 14:44

            Люда, ну если дама с джентльменом именно коммуницировала, как иначе-то сказать?!

            • Жанна, я там пыталась добавить информацию, а меня обвиняли в желании навязать свою позицию и обижались за китайцев. Я как-то их обидела. Вот и получилось -я про Фому, мне про Ерему. Разговором не назовешь.
              Люба, общаться или совместно пребывать, то есть сосуществовать с дженельменом означает это странное коммунальное слово?

              Оценка статьи: 5

              • Люба Мельник Бывший модератор 24 мая 2008 в 15:57

                Речь очень хорошо характеризует человека, Люда, ведь так? Вот вы хотите думать, что "коммуницировать" - это равнозначно "общаться", "совместно пребывать". Но человек применил то слово, какое сказалось. И вас это слово огорчило или раздражило. Одно слово стало для вас сигналом - вы к собеседнику отношение сформировали.

                Интуиция уже вам много чего наговорила о собеседнике: и экзотическое "коммуницировали", и "мы с ним", и "активно" - все сработало. Плюс вообще то, что сказано было по ходу "перебрехивания". Так что "перебрехивались" - просторечное, в общем, слово - это и есть та оценка, которую вы собеседнику выставили.

                Вернусь к статье Гали. У меня, допустим, эта статья вызвала досаду - и более всего из-за манеры изложения, особенностей речи. Тезисы набросаны, связки где есть, где нет, где - уже названное лукавство. Ставится вопрос - "а надо ли?" - как будто в попытке удержать миллионы от повального ребрендинга жизни.

  • Вау, Галина! столько заимствованных слов... правда, они настолько плотно вошли в нашу жизнь, что уже и о их природе не задумываешься.

    Пятерка однозначная за статью. Иронично так и мягко подвела к главному вопросу - Быть или не быть? а если быть - то когда, где и во сколько?

    Здорово написано!

    Оценка статьи: 5

    • А что делать, Жанна? А понимаю, что у профессионалов должен быть свой (мы называем его "птичий") язык, другое дело, что даже сами профессионалы в разных областях часто не могут понять друг друга, даже экономисты с юристами. Вопрос стоит о нормальной речи, и хотелось бы, чтобы не получилось так, что и журналисты стали "страшно далеки от народа".
      я ничего не имею против новых слов, вон американцы, кажется, в прошлом году "отпраздновали " миллионное слово в своей словаре. (неважно при этом, каков словарный багаж у среднего американца - вопреки расхожему мнению не верю, что уж очень мал, вполне достаточен). При этом они бережно собирают все, что не попадя, издают даже словари слэнга какого-нибудь колледжа, изучают, тоже, наверное, крайность, не мне судить.
      Пусть и ребрендинг будет: людям надо работать, и, если нет другой работы, пусть мальчишка подработает в студенчестве в том же Макдональдсе, всяко лучше, чем питие в подворотне, а, выучившись, пусть и консалтингом занимается, раз слово "консультация" (тоже ведь не русское!) устарело. Выбора на данный момент нет.
      но и меры сейчас нет. И себя мы точно не любим. Есть, вроде, наука психолингвистика. Скоро будет какая-ниюудь социопсихолингвистика. Изучим, как мы себя не любим. И - будем дальше себя не любить.........

  • Имиджжжжжж, сверби-динннг, а все пустое и создающее лишь видимость. Раскручивают отстой, ту же коку, би и авиа. Хорошее само есть. И не надо говорить, что это не так. По себе знаю, 10 лет на "сарафанном радио" работала, без рекламы. Вдохнем в наш бренд новую жизнь?
    Вдыхать новое в отжившее или поменять отжившее на новое? Вот какой у меня вопрос. 5

    Оценка статьи: 5

    • Брэндмэйкеры проявляют креативом в плане изменения имиджа компании (а что я могу поделать здесь со словами?!), Что еще к этому добавить? Класс . 5. Нанимаюсь хранителем русского, кондового. христовенького в ШЖ. Мы-то, русские тут, хоть фильтруем, стесняемся. Говорим: приказчик, десятник, стряпчий. Храним, родненький. По кухням.

    • Ура! Как здорово, что меня правильно поняли.
      А то ведь так и до фрустрации в нашем нон-стоповом реалити-шоу недалеко.
      В общем, меру надо бы знать.
      И иногда о душе думать, пока она еще не совсем офф-шорная. То есть не обязательно в глубокой старости.