• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Кто был прототипом графа Монте-Кристо?

Как Вы думаете, когда появился рерайтинг (не путать с плагиатом)? Если Вы считаете, что это — современное изобретение, то вспомните классиков, которые использовали в своих произведениях судебные хроники и мемуары других писателей. Например, знаменитый роман Дюма «Граф Монте-Кристо» был основан на мемуарах чиновника Пеше под названием «Полиция без масок», изданных в 1838 году.

Жак Пеше (1758−1830) — автор полицейской хроники, участник французской буржуазной революции XVIII века, основательно изучил судебную практику Франции. Занимался адвокатурой, редактировал «Французскую газету», написал книгу о жизни и деятельности Мирабо. С 1795 года служил в Министерстве полиции, был директором бюро по расследованию дел о заговорщиках и эмигрантах, а затем — архивариусом парижской полиции, написал мемуары в шести томах, в которых излагались многие судебные дела. Несмотря на то, что тогда еще не существовали грифы секретности, он приказал издать мемуары только после его смерти.

Александр Дюма обратил внимание на одно из уголовных дел, описанных в рассказе «Алмаз и мщение», действие которого происходило во времена правления Наполеона. Вот его краткое содержание:

Сапожник Пико встретился с друзьями в кабачке и сообщил, что женится на красивой и богатой Маргарите Вигору. Друзья поздравили, позавидовали и написали донос о том, что Пико — агент Людовика XVIII (а еще говорят о мужской дружбе и женской завистливости!). Накануне свадьбы их «друг» был арестован, 7 лет провел в тюрьме, где познакомился с итальянским священником, который умер в тюрьме и оставил в наследство большое состояние. Невеста вышла замуж за одного из «доброжелателей», Пико вышел на свободу и расправился с доносчиками. Не правда ли, очень знакомый сюжет?

Рассказ трансформировался, оброс новыми персонажами и деталями. Времена империи Наполеона сменились Реставрацией и Июльской монархией. Аббат Фариа — тоже не совсем вымышленный персонаж, действительно отбывавший наказание в крепости Иф, слегка изменил национальность (но это уже совсем другая история). Сапожник превратился в дворянина и принял имя скалы Монте-Кристо («Гора Христа») с острова Эльба, восхитившей писателя во время путешествия по местам заточения Наполеона. Не слишком удачливый и богатый буржуа Лупин стал офицером Фернаном.

Так появился и стал популярным роман, который был напечатан в 138 номерах парижской газеты (с 28 августа 1844 по 15 января 1846 года) — а иначе мы бы восхищались не писателем Дюма, а сотрудником полиции Пеше. Или вообще не узнали бы об этой фантастической истории торжества добра над злом — согласитесь, в жизни не всегда люди попадают в тюрьму с перспективой разбогатеть, скорее наоборот.

В обработке Дюма эта трагическая хроника приобрела красочность, насыщенность событиями и даже философское отношение к мести: если оскорбленный сапожник просто убивает своих обидчиков, то граф Монте-Кристо предает огласке преступления и подлости своих врагов и гордо удаляется от суеты Парижа.

Кстати, Александр Дюма никогда не скрывал, что прототип героя и сам роман основан на мемуарах полицейского чиновника и включал очерк «Алмаз и мщение» во все прижизненные издания «Графа Монте-Кристо».

Все мы читаем полицейские милицейские хроники — теперь их печатают в газетах и специализированных журналах — но кто сможет написать по их материалам роман, который останется популярным и через несколько веков?

Статья опубликована в выпуске 15.08.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: