Борис Рохленко Грандмастер

В наследство - связь времён? Федор Григорьевич Солнцев.

Какую зрительную информацию может получить современник о древности? «Что за вопрос? — воскликнет продвинутый читатель. — Да сейчас хоть книги, хоть фильмы! Да еще Интернет! Чего еще не хватает?».

Да, фото, кино, телевидение, Интернет перенесут куда угодно и когда угодно — но только в те места, где сохранились сами остатки и свидетели прошлого (предметы, статуи, здания) или их изображения (рисунки, мозаики).

Ф.Г.Солнцев «Ну, и в чем проблема?» — опять вопрошает нетерпеливый читатель. А в том, что далеко не все сохранилось. Многое исчезло, и мы это исчезнувшее больше не увидим никогда.

Вот тут образованный читатель скажет: «Ну да, а всякие картины, на которых изображен и быт, и нравы, и природа, и животный мир? На них есть очень много!» И я ему скажу: «Да, ты прав. Есть, если это было зафиксировано художником».

Митра патриарха Никона В те времена, когда не было фото и кино, глаз художника был единственным аппаратом, способным донести до зрителя что-либо интересное. Естествоиспытатели, археологи, путешественники рисовали увиденное, в результате исследования приобретали доказательность, а история и дальние страны становились близкими и ощутимыми.

Художник чаще всего фиксирует окружающие его детали, передает атмосферу, в которой находится. Но есть изумительное исключение: академик живописи Федор Григорьевич Солнцев — автор многих произведений искусства. А славу ему принесло то, что он рисовал древности.

Летний женский костюм города Торжка Ф. Г. Солнцев в 14 лет начал учиться в Академии художеств (отец, крепостной крестьянин, платил за его обучение), в 23 года закончил ее с малой золотой медалью, продолжил заниматься в Академии и через три года получил за свою картину большую золотую медаль. После этого давал уроки, писал портреты, но президент академии художеств А. Оленин вывел его на интересную работу, которой Федор Григорьевич занимался очень долгое время.

Художника посылают по городам России. Круг его интересов (и обязанностей) — не только драгоценная утварь, но и одежда, оружие, предметы домашнего быта. Его техника — акварель.

Деталь митры патриарха Никона В 1834 году Ф. Г. Солнцев получает звание академика живописи. Его привлекают к реставрационным работам в разных городах России, он копирует обнажившиеся от времени или при реставрации фрески старинных церквей.

Можно спорить с характеристикой, которую ему дают искусствоведы: «не обладающий особым художественным талантом». Мне кажется — это от зависти! Много ли найдется художников, готовых рисовать в мельчайших деталях, до последнего камушка, до последней жемчужины, до мельчайшего завитка украшения царских одежд? Или вложить столько профессионализма в рисунки национальных костюмов? И таких рисунков не один-два листа — более 3000!

Деталь митры патриарха Никона Мне кажется, что только страстно увлеченный и понимающий всю важность своего занятия человек может много лет подряд рисовать по 50 акварельных листов в год в среднем (каждую неделю — лист), а иногда и в два-три раза больше. Невероятная работоспособность и преданность делу! Я уже не говорю о художественной и исторической ценности наследства этого великого (я не боюсь так выразиться) художника.

Ф. Г. Солнцев не только рисовал древности и реставрировал церкви. Он занимался и
Кремлевскими дворцами (рисунки паркета), и росписью фарфора. И везде это была выдающаяся работа!

Многое о Ф. Г. Солнцеве можно найти в Интернете, но, по-моему, было бы здорово заполучить книгу, в которую вошли около 500 иллюстраций его работы: «Древности Российского государства». И если вы станете обладателем этой книги — возможно, для вас это будет самым значительным приобретением из литературы по истории русского искусства!

Обновлено 1.06.2008
Статья размещена на сайте 31.05.2008

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: