Юрий Москаленко Грандмастер

Почему советские летчики уступают по числу сбитых самолетов асам Люфтваффе?

Сегодня в «Летописи войны» я хочу поднять тему, которая поразила меня в самом начале 90-х годов, когда я прочитал в одной из газет сообщение о том, что немецкий летчик Эрих Хартманн сбил за время войны 352 самолета, причем только четыре из них были американские. Чуть позже цифра американских потерь увеличилась до 7, но все равно 352 сбитых противника — показалось чересчур много. Список побед лучшего советского аса Ивана Кожедуба — всего 64 самолета).

У меня в голове не укладывалось, как такое может быть. Еще больше впечатлила расшифровка боевого счета Хартманна. Я возьму только несколько дней лета 1944 года. Навскидку. Итак, 1 июня 6 сбитых самолетов (5 «Лагов» и 1 «Аэрокобра). 2 июня — 2 «аэрокобры», 3 июня — 4 самолета (по два «Лага» и «Аэрокобры»). 4 июня — 7 самолетов (все кроме одного — «Аэрокобры»). 5 июня — 7 самолетов (из них 3 «Лага»). И, наконец, 6 июня — 5 самолетов (из них 2 «Лага»). Итого, за 6 дней боев сбито 32 советских самолета. А 24 августа того же года сразу 11 самолетов.

Желаемое за действительное?

Но что странно: Эрик Хартманн сбил за первые шесть дней июня 32 самолета, а все Люфтваффе по дням: 1-го — 21, 2-го — 27, 3-го — 33, 4-го — 45, 5-го — 43, 6-го — 12. Итого — 181 самолет. Или в среднем более 30 самолетов в день. А сколько же составили потери Люфтваффе? Официальные цифры за июнь 1944 года — 312 самолетов, или чуть более 10 в день. Выходит, что наши потери составляют в 3 раза больше? А если учесть, что в потери немцев входят еще и самолеты, сбитые нашей зенитной артиллерией, то соотношение потерь еще больше!

Как человеку, имевшему к военной авиации непосредственное отношение, мне показалась очень странной подобная арифметика. Я что-то не припомню, чтобы где-то писали о том, что в июне 1944 года немцы имели трехкратное превосходство по количеству сбитых самолетов. Тем более не в первые месяцы войны, когда у гитлеровцев было полное превосходство в воздухе, а менее чем за год до великой Победы.

Так где же собака зарыта? Не от лукавого ли эти хартманновские цифры? Сначала предположим, что все соответствует действительности. И сравним двух летчиков — того же Хартманна и трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Хартманн совершил 1404 боевых вылета и сбил 352 самолета, в среднем на один самолет уходило порядка 4 вылета; у Кожедуба показатели такие: 330 боевых вылетов и 62 самолета противника, в среднем 5,3 вылета. В плане цифр все вроде бы соответствует…
Но есть одна небольшая особенность: как считались сбитые самолеты? Не могу не привести выдержку из книги американских исследователей Р. Толивера и Т. Констебля о Хартманне:

«Остальные пилоты эскадрильи потащили счастливого Белокурого Рыцаря в столовую. Пирушка шла полным ходом, когда ворвался техник Хартманна. Выражение его лица моментально погасило ликование собравшихся.
 — Что случилось, Биммель? — спросил Эрих.
 — Оружейник, герр лейтенант.
 — Что-то не так?
 — Нет, все в порядке. Просто вы сделали всего 120 выстрелов на 3 сбитых самолета. Мне кажется, вам нужно это знать.
Шепот восхищения пробежал среди пилотов, и шнапс снова полился рекой».

Достойные внуки барона Мюнхгаузена

Не нужно быть большим специалистом по авиации, чтобы заподозрить неладное. В среднем на каждый сбитый «Ил-2», а именно о победе над такими самолетами заявил в тот раз Хартманн, у него ушло порядка 40 снарядов. Возможно ли такое? Где-нибудь в условиях тренировочного воздушного боя, когда противник сам подставляется, очень сомнительно. А здесь все происходило в боевых условиях, на запредельных скоростях, да еще учитывая то обстоятельство, что те же фашисты называли наш «Илюшин» — «летающим танком». И для этого были основания — масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. То есть броня ставилась не с бухты барахты, а строго в уязвимые места…

И как после этого выглядит гордое заявление, что в одном бою сбито сразу три «Илюшина» да еще 120 пулями?

Нечто подобное произошло и с другим немецким асом Эрихом Рудоферром. Вот выдержка из другой книги — «Энциклопедию военного искусства. Военные летчики. Асы Второй мировой войны», вышедшей в Минске.

«6 ноября 1943 года во время 17-минутного боя над озером Ладога Рудорффер объявил о подбитых им 13 советских машинах. Это был, естественно, один из самых больших успехов в истребительной авиации и одновременно один из наиболее противоречивых боев…»

Почему именно 13 самолетов за 17 минут? Об этом нужно спросить у самого Эриха. Его слова никаким сомнениям не подвергались. Правда, нашелся Фома неверующий, спросивший, а кто может подтвердить, этот факт? На что Рудоффер, не моргнув глазом заявил: «Откуда я знаю? Все тринадцать русских самолета упали на дно Ладоги».

Как вы думаете, этот факт смутил составителей книги рекордов Гиннесса? Как бы не так! Имя Рудоффера занесено в эту книгу, как образец самой высокой боевой эффективности.

Между тем, некоторые исследователи подчеркивают, что число реально сбитых самолетов и приписанных составляли соотношение примерно 1:3, 1:4. В качестве примера, тот же Алексей Исаев в своей книге «Десять мифов второй мировой» приводит такой эпизод:

«Возьмем в качестве примера два дня, 13 и 14 мая 1942 г., разгар битвы за Харьков. 13 мая люфтваффе заявляет о 65 сбитых советских самолетах, 42 из которых записывает на свой счет III группа 52-й истребительной эскадры. Документально подтвержденные потери советских ВВС за 13 мая составляют 20 самолетов. На следующий день пилоты III группы 52-й истребительной эскадры докладывают о сбитых за день 47 советских самолетах. Командир 9-й эскадрильи группы Герман Граф заявил о шести победах, его ведомый Альфред Гриславски записал на свой счет два „МиГ-3“, лейтенант Адольф Дикфельд заявил о девяти (!) победах за этот день. Реальные потери ВВС РККА составили 14 мая втрое меньшее число, 14 самолетов (5 „Як-1“, 4 „ЛаГГ-3“, 3 „Ил-2“, 1 „Су-2“ и 1 „Р-5“). „МиГ-3“ в этом списке просто отсутствуют».

Для чего понадобились подобные приписки? Прежде всего, для того, чтобы оправдать большое число потерь со своей стороны. Легко спросить с командира полка, потерявшего за один день 20−27 самолетов. Но если он в ответ расскажет о 36−40 сбитых самолетах противника, то отношение к нему будет совсем иным. Не зря ребята жизни свои отдавали!

Кстати, лучший английский ас — полковник Д. Джонсон — совершил за войну 515 боевых вылетов, но сбил всего 38 немецких самолетов. Лучший французский ас — лейтенант (подполковник в английских ВВС) П. Клостерман — совершил за войну 432 боевых вылета и сбил всего 33 немецких самолета.

Разве они были настолько менее мастеровиты, чем те же Хартманн и Рудоффер? Вряд ли. Только система подсчета была более реальна…

Обновлено 26.03.2010
Статья размещена на сайте 5.06.2008

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Петр Смирнов Читатель 7 сентября 2017 в 22:43 отредактирован 23 мая 2018 в 07:38

    Очевидно, я выду за рамки историй о ассах-лётчиков времёх 2 Мировой войны..
    Хотелось бы подвести черту под статистику немецких ведомств , вообще. Это не касается только самолётов. Немцы поражали не только русских, но и англичан, франзузов, американцев поразительными способностями в военном искусстве. Немецкие подлодки, приходя в базы докладывали о потоплении десятков английских судов; ассы сбивали невероятное колличество самолётов у франзузов в мае 1940 года, а бравые танкисты, согласно уточнённым данным, в отдельных боях под Курской дугой уничтожив несколько тысяч советских танков и пт, а теряли сами несколько десятков..?!? Один бог судья этим методам учёта и обработки данных. Интереснее другое. Временами, в авторитетных немецких изданиях, можно было найти в современной обработке обоснования таких подсчётов. Например, можно узнать, что немецкие вспомогательные службы по ремонту мех.частей, делали свои справки и сдавали их в оперативные штабы. Так, если подбитый танк можно было взять на буксир и оттащить, при этом ремонтная доля была сравнительно не большая( от 2 до 4 недель ), то он не ставился в потери, а только во временно вышедший из строя. В статистике потерь его не было, даже если его экипаж погиб. До таких фокусов не могли додуматься в Красной Армии, где честно ставили такую технику в прочерк.. Стоит ли говорить, что отдельные документы отчетов командир немецких эскадриль есть лаконичное упоминание о "целепоражение" без уточнения. Что это было? Колонна пехоты, мост или деревушка на холме.. Что в последствии переписывалось, как уничтожение вражеского самолёта, без всяких правил дотошных доказательств, которыми были измучены советские ассы..

  • Комментарий скрыт
    • Виктор Прохоров Читатель 4 апреля 2017 в 07:47 отредактирован 23 мая 2018 в 15:00

      Наткнулся на давнишнее обсуждение и аж заколдобился. Дети младшего дошкольного возраста закрывают глаза, когда не хотят видеть что-то неприятное или страшное. Не вижу – значит, нет.
      Вот и кое-кто из участников обсуждения как малые дети: не понимаю, как Эрих Хартман мог сбить 352 самолета противников. Закрываю глаза – и как бы нет никакого Хартмана… Так просто.
      Для таких индивидуумов ГУЛАГа не было – и голодомора тоже. Не было холокоста, а Хартман вовсе не сбил 352 самолета. И на Луну американцы никогда не летали...
      Таким взрослым с их младенческим сознанием не понять, что тем самым они открывают шкатулку Пандоры. Тогда ведь и Ю.Гагарин никуда не летал… Чем докажешь?
      А если по сути, то два соображения. Во-первых, арифметическое: пилотам-истребителям люфтваффе попросту приходилось сбивать в 5-6 раз больше самолетов, чем советским. Ведь в 1941 количественное соотношение по истребителям равнялось где-то 5-6 к одному. Угадайте с трех раз, в чью пользу? А в 1943 уже 10-12 к одному... Куда тут денешься? Вот и работали.
      А во-вторых, юридическое: в 1949 советский суд приговорил военнопленного Эриха Хартмана к 25 годам заключения. За что? «За нанесение ущерба советской экономике, выразившейся в уничтожении 347 самолетов» - см. дело N 463 ГВП 1949 г.
      Может, кто-нибудь намерен оспорить приговор сталинского суда, самого гуманного в мире?

  • Комментарий скрыт
    • Вадим Дунаев, общеизвестно всему цивилизованному миру, что Россию-СССР всегда били.
      Нас бил Карл-XII.
      Нас бил Наполеон.
      Нас били союзники, считай вся цивилизованная Европа во времена Крымской войны.
      Потом нас били то те, то эти, вплоть до Гитлера и Буша.
      Посему нет смысла спорить - и немецкие асы нас били-били - пока все (почему-то) не закончились.
      Как и Карл-XII. Он нас тоже бил беспощадно, пока его войско не закончилось.
      Как Наполеон, который последнюю блестящую победу над русскими одержал на Березине, когда из пришедших к нам летом 500.000 солдат из России сумели выбраться аж около 9000.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Вспомнился анекдот, как одессит вернулся из Америки с чемоданом денег. Рассказывает приятелям, как было дело: сажусь я на корабле в картишки переброситься, и тут один объявляет, что у него "карэ". Все сбросили, я говорю - покажи. Он говорит: у нас тут все джентльмены и мы верим друг другу на слово. Вот после этого, братцы, мне и попёрло...

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • deuter deuter Читатель 18 февраля 2010 в 08:55 отредактирован 23 мая 2018 в 12:14

    Юрий Москаленко, если вы решили взять пару книжек и посмотреть цыфирки по сбитым самолетам , и при этом еще и нам впаривать ваще личное мнение , то ничиво у вас не получится ....... во первых никому не секрет что ассы люфтваффе былы на голову сильнее чем наши летчики... а говорить так , что типо , я посмотрел в книжку и увидел ( непонятно что вы увидели ) + я же еще путем сложных вычислений столбиком или крестиком ( вышивал) вычислил статистику сбитых самолетов , и оказалось , что нифига ))) ассы люфтваффе просто летать не умеют ))))) .... интересно , что вы привели еще пульки , которымы илы сбивали ( 40 пулек на 3 самолета = 120 ))))))))) вы тут не ошибились )))) . сказать могут что угодно , а ФАКТ ОСТАЕТСЯ ФАКТОМ, что было дело... а как оно произошло , можно и сказать что 1пулей я подстрелил 3-х летчиков на разных самолетах , летевших строго по линии......
    есть такая наука - философия называется ..... прочитайте основной вопрос философии...... и тогда вам все станет ясно......

    не знаю как закончить , но ..... навязывать ваше мнение народу , это не правильно . я не пытаюсь защищать ту старону ..... просто это никому не секрет - что это действительно так

    Оценка статьи: 1

  • Андрей Кожин Читатель 11 июля 2009 в 19:51 отредактирован 23 мая 2018 в 07:54

    Вызывает интерес вот какой ещё разрез- а как по вашему мнению ,уважаемые участники, обстояло дело с приписками иотчётностью командиров подразделений СА. Неужели искренне кто-то думает ,что цифры собственных потерь у нас не занижались? И ещё один абсолютно неопровержимый факт по поводу Хартмана- он был арестован после войны в Германии , перевезён в СССР ,осуждён по статье нанесение ущерба социалистической собственности в особо крупных размерах и приговорён к 10 годам лагерей. Наказание отбыл полностью ,а затем вернулся nach haus где и прожил до своей кончины в начале 90х годов . Вряд ли бы советские власти затеяли всю эту канитель против обычного лётчика (войну он закончил командиром эскадрильи ,если не ошибаюсь). Видно всё же были основания...

  • Александр Иванов Читатель 30 января 2009 в 10:50 отредактирован 22 мая 2018 в 18:02

    Система подсчета была действительно разной, у нас требовалось подтверждение наземных наблюдателей или хотя бы пилотов в составе группы, немцы же зачастую считали самолет сбитым при простом попадании в него (что могло подтвердиться данными кино-фото пулемета) что само по себе не может являться фактом сбития. Большинство самолетов после боя возвращалась на свои аэродромы с пробоинами и повреждениями и никто не считал их сбитыми.

    Оценка статьи: 5

  • Меня тоже всегда удивляли количества сбитых советских самолётов. Складывалось впечатление, что, как в сказке, "Одним махом семерых убивахом".

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью, Юр

    Оценка статьи: 5

  • Мне не очень понравилось. Помимо личных подсчетов велась и статистика военными. Там, возможно, врали в другую сторону. И как вы установите правду?

    Оценка статьи: 4

  • Анастасия Демидова Читатель 10 июня 2008 в 07:46 отредактирован 21 мая 2018 в 11:50
    шепот восхищения

    замечательная статья. спасибо от потомков воевавших.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая информация!
    Очень убедительно изложено.
    Выводы по-настоящему логичны.

    Оценка статьи: 5

  • Сегодня в «Летописи войны» я хочу поднять тему

    К 9-му мая бы ее а не сегодня
    впрочем, лучше поздно чем никогда.
    Хорошо изложено.

    зы

    Забавно.. оказывается, слывущие образцом аккуратности и скрупулезности немцы занимались приписками вполне по-совковому.

    Оценка статьи: 5