Как только начинался показ очередной серии, все бросали свои дела, чтобы вновь встретиться с любимыми героями. В те годы шляпки пани Моники вызывали небывалый интерес у женщин, прически пани Зоси их удивляли, а короткие юбки пани Катарины пользовались сумасшедшим успехом. Пан Директор всех веселил, пан Профессор умилял своей интеллигентностью, пан Зюзя с милой улыбкой сыпал анекдотами.
Из развлекательных передач в 60-е годы на телевидении были известные всем «КВН» и «Голубой Огонек», викторины, всевозможные «угадайки» и конкурсы. В эпоху «хрущевской оттепели» молодые сотрудники «Отдела занимательных передач» на ЦТ, где юмор был редким гостем, придумали «Короткие истории». О сериале речи тогда не шло, передача должна быть разовой.
И вот в 1963 году все «завертелось»… Режиссер
Они весело переругивались в декорациях кафе, бассейна — везде, где придется, даже на кухне. Чтобы сгладить «стыковки» в сценарии, за сценой включали какой-нибудь музыкальный мотивчик.
Режиссер Театра сатиры Валентин Плучек, которому предложили взять на себя постановку передачи, категорически отказался. Другие кандидаты в режиссеры только пожимали плечами, с улыбкой вчитываясь в сценарий новой программы. Ассистент В. Плучека, Георгий Зелинский, к которому обратились работники «Отдела занимательных передач», бегло пробежал глазами по страницам текста, потом негромко ответил: «Я пока ничего не понимаю в этом, но давайте пробовать…»
Передачу по указанию руководства ЦТ перелицевали из «Коротких историй» в «Добрый вечер». Зрители стали предлагать свои названия: «Клуб чудаков», «Забегаловка», «Подвальчик», «Балаганчик» и др. От актера Александра Белявского, который вернулся из Польши, где снимался в кино, актеры узнали, что там транслируется передача «Кабаре старых панов». Теперь ни у кого не было сомнений. Это должен быть «Кабачок…» Но какой?..
И тут кто-то обратил внимание, что в студии, где яростно дискутировали актеры программы, 13 стульев. Так родилось название «Кабачок «13 стульев». Узнав о новой передаче, маститые сатирики В. Ардов, Г. Горин, Л. Ленч, Э. Успенский стали предлагать режиссеру все новые и новые интермедии для сценария. Не в стороне были и польские авторы. Их рассказы как нельзя лучше подходили для уже рождавшегося сериала.
К тому же, то, что успели увидеть на ЦТ театральные критики, не вызвало у них одобрения. В газетах запестрели фельетоны, которые осмеивали вздорную пани Монику, скандальную пани Терезу, тупого пана Директора… «Плоские» шутки, как писали журналисты, наводят только скуку на зрителей.
Первый ее ведущий Александр Белявский покинул проект. И ему на смену пришел молодой актер Михаил Державин. Программа выходила один раз в месяц. И, тем не менее, шли ежедневные репетиции. По четыре часа в день. Из 28-й студии на Шаболовке, где работали актеры, то и дело раздавался смех, слышался жалобный голос режиссера Г. Зелинского: «Веселее! Еще веселее!»
Часовой спектакль шел «живьем», от начала до конца. Для этого необходимо было выучивать большие тексты. Забыть ничего было нельзя, а уж тем более допустить какую-либо оплошность. Особую изобретательность актеры проявляли, чтобы попасть в фонограмму исполнения польских песен.
Актриса Наталья Селезнева (пани Катарина) рассказывала в одном из своих интервью, что она почти неделями не выходила из студии, где шли репетиции. Там же и спала на диванчике. А утром, сделав грим и переодевшись, бежала на сценическую площадку.
Для всех было неожиданностью, когда «Кабачок «13 стульев» оказался в «сетке» вещания. Очередной спектакль должен был состояться в январе 1966 года. До сих пор неизвестно, как это произошло и кто решил будущее программы. После выхода передачи актеры и режиссер ждали разгрома. Однако через 2−3 недели в ЦТ пришел мешок со зрительскими письмами. Следом — второй, потом — третий. Восторженные отклики на любимый всеми «Кабачок «13 стульев» приходили каждый месяц.
Конечно, во многом такой интерес к передаче был вызван участием в ней известных актеров. Ольге Аросевой (пани Моника), как самой обаятельной героине, слали письма личного характера, ей предлагали встретиться, приглашали в гости, просили совета. Но такая популярность сыграла с ней злую шутку. Режиссер Театра сатиры В. Плучек, где она работала, 10 лет не давал Аросевой ни одной роли.
А молодую актрису Викторию Лепко (пани Каролинка) В. Плучек не взял в свой театр, потому что она играла в «Кабачке «13 стульев». И потом, когда ее пробовали на какую-нибудь роль, то спрашивали: «А вы случайно не из «Кабачка?» И в результате в роли ей отказывали.
Программа на телевидении по времени заканчивалась до начала спектакля в Театре сатиры, где играли актеры. Спартак Мишулин в роли пана Директора исполнил в «Кабачке» свыше тысячи миниатюр, причем так виртуозно, что зрители следили за каждым его словом. Но никому и в голову не приходило, что он и другие артисты после часа напряженной работы в телеэфире стремглав летели в театр, чтобы не сорвать представление.
Трудно забыть актеров В. Байкова (пан Вотруба), Р. Ткачука (пан Владек), З. Зелинскую (пани Тереза), В. Шарыкину (пани Зося), Г. Вицина (пан Цыпа) и др. Вот что вспоминает актер Зиновий Высоковский (пан Зюзя):
«Не пойму как мы работали? На нас давило руководство Театра сатиры. Ведь мы были популярны и, как казалось нам, независимы. Мы умело высмеивали советский строй. Жить в тисках между обожанием народа и нелюбовью чиновников ЦТ было нелегко».
За 15 лет передача «Кабачок «13 стульев» в общей сложности отработала 160 часов, было сыграно около 2000 сценок, за эти годы актеры получили от зрителей почти 4000 писем. По коридорам ЦТ ходили слухи, что «Кабачок» любила смотреть семья
Через 16 лет была попытка возродить «Кабачок «13 стульев», но из этой затеи ничего не получилось. Пришло совсем другое время, появились новые герои. И сейчас еще, когда наши мамы и папы вспоминают об этом самом длительном на ЦТ сериале с восхищением, их дети удивляются. Чем же привлекала всех эта передача? Думаю, что любовью к зрителям и неистощимым юмором героев «Кабачка «13 стульев». Ведь в них люди узнавали своих родных и близких, соседей, коллег по работе, самих себя…
Под прессом высшего начальства, вопреки "ужасному" советскому режиму каким-то чудом создавались такие передачи и снимались фильмы, которым до сих пор перемывают косточки.
А сейчас, когда всё дозволено и можно, "оказалось,что говорить не о чем", как сказал А. Райкин на заре перестройки. Так до сих пор ничего, сравнимого с "Кабачком 13 стульев", не появилось на т/экранах и на больших тоже, сопоставимого с "режимными" фильмами.
Аура польского юмора в передаче была принята лучшим образом. А сейчас со стороны правителей Польши извергается вражда к РФ с характерной польской заносчивостью и высокомерием, увы.
1 Ответить
Олечка, я эту передачу помню, она мне очень нравилась!
Но и всё же - Почему «Кабачок «13 стульев» обожали зрители и не любило руководство ЦТ?
Плучек не давал Аросевой роли. Викторию Лепко (Каролинку) тоже из-за этого не снимали в кино и вообще... тоже травили...
Это наверное - зависть?!
Иначе никак не объяснить!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Помню, как дедушка садился у телевизора и сердито зыркал в мою сторону - дескать, не мешай. Это значило "Кабачок"....Все же интересно, почему иногда не самые смешные шутки, фоновая "чужеродностть" (польская) так всех привлекали, наверное, на безрыбье. Но зато уж сейчас на фоне нашего "сатиры-юмора" - просто хрестоматийная по качеству передача. Никаких плоских шуточек, своя атмосфера, самоирония, в общем, - знак качества.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Олечка, талантливо написано.
Артисты словно оживают перед глазами.
Но какая самоотверженность: программа раз в смесяц, а они репитировали каждый день!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий, огромное спасибо.
0 Ответить
Хорошие воспоминания навеяла Ваша статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо! Замечательная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, коллеги, за комментарии.
0 Ответить
Оказывается, передачу многие помнят. Мне она тоже нравилась. И актеры играли прекрасно, и песни были чудесные. Спасибо за оценку.
1 Ответить
Рассказано от души
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья интересная, только такое явления я что-то не помню. Имена какие забавные. Почему все как будто польское?
Вот эта фраза странная:
По просьбе телевидения взять на себя постановку передачи режиссер Театра сатиры Валентин Плучек категорически отказался.
Получается, будто В. Плучека телевидение уговорило категорически отказаться. А наверно, его как раз телевидение уговаривало взяться за работу, на что и последовал этот категорический отказ. Или я ошиблась?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, изменила фразу.
0 Ответить
Марианна, вероятно редактор пропустил ошибку:
Трудных забыть актеров В. Байкова (пан Вотруба), Р. Ткачука (пан Владек), З. Зелинскую
М.б. труднО?
Статья неплохая, но, действительно, какой-то глубины не хватает: тех шуток, что ли? Чтобы молодое поколение имело полное представление о передаче.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Спасибо, поправили.
0 Ответить
Почему «Кабачок «13 стульев» обожали зрители и не любило руководство ЦТ?
Если с первой частью вопроса косвенно понятно, то по поводу второй таки переспрошу - ну и? почему?
Хочется вкатить трояк, но статья хороша. 5 баллов все ж поставил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я то же смотрела с родителями. И всем нравилось! В те годы когда было всего 2 программы наверное и веселого мало показывали. А эта передача была в тему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Напомнили. Мне в "Кабачке" особенно нравились польские песни. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить