Алексей Норкин Грандмастер

Что объединяет белый бант и солдатскую кокарду?

Военный мундир традиционно украшают различные яркие детали: погоны, петлицы, ордена и медали, значки и эмблемы. Украшения имеют не только декоративное, но и прикладное значение, представляя окружающим принадлежность военнослужащего к армии, его воинскую специальность, служебный уровень и заслуги.

Не исключение из общего правила и головной убор. Его самая заметная деталь — кокарда. Толковый словарь русского языка Ушакова определяет кокарду как «овальный или круглый жестяной значок на форменной фуражке».

Слово кокарда ведет свою «родословную» из французского языка. Несмотря на то, что самим значком впервые украсили свои головные уборы мадьярские конники еще в XVII веке, прижилось французское название, т.к. именно французы ввели кокарду во всеобщее употребление.

«Cocardes» можно перевести с французского языка как «петушиные перья». В реальности так называют значок на головном уборе не только в виде пучка перьев, но также в виде банта или ленты, а в современных армиях — штампованные металлические или вышитые знаки.

Среди исследователей нет единого мнения когда кокарда появилась в русской армии. Словарь Даля утверждает, что это произошло в 1700 году, и кокарда была белой. Другие исследователи полагают, что «приезд» французской гостьи состоялся на пять-десять лет позднее вместе с появлением при царе Петре I меховых гренадерских шапок, над козырьком которых размещалась государственная символика — штампованное изображение двуглавого орла.

Но большинство исследователей считают первой русской кокардой «российский полевой знак», бант белого цвета, введенный в обиход в 1732 году во время правления Анны I. Появление знака связывают с подготовкой к коронации Екатерины I, которую еще в 1724 году Петр I короновал как императрицу и соправительницу. Шляпы учрежденной по этому случаю роты кавалергардов обшили широким галуном, а с левой стороны золотой пуговицей прикрепили белоснежный бант из шелковых лент. Для армии Анна I использовала вариант подешевле, шелк сохранился только у офицеров, для унтеров и нижних чинов использовался бант из шерсти.

«Анненская» кокарда прижилась и просуществовала до 1861 года. Формы ее были различны, т.к. твердых критериев установлено не было. Начиная с царствования Петра III царственные особы (а фасон военной униформы определяли именно они и никто другой) занялись модернизацией кокарды. Белый цвет заменили черным, затем снова белым. Появились оранжевые и розовая полоски, сама лента стала гофрированной и свернулась в круг.

К 1815 году цвета кокарды устоялись, в центре располагался черный круг, его окружала оранжевая полоска, затем снова черная и наружная белая. Такое сочетание было присуще и матерчатым гофрированным, и металлическим кокардам, какое-то время мирно сосуществовавшим в армейских частях.

Жизнь овальным металлическим военным кокардам дал так называемый репеек, маленькая деревянная деталька, фиксировавшая султаны на киверах. Цвет солдатского репейка зависел от номера батальона, у унтер-офицеров они были бело-оранжевыми, у офицеров серебристыми.

Со временем роскошные военные мундиры сменили более скромные и более удобные. На смену киверам пришли фуражки, а пышные матерчатые кокарды уступили место своим более практичным металлическим аналогам. Они оказались так «к месту», что с 1857 года перекочевали даже на фуражки гражданских чиновников, правда, изменив форму с овальной на круглую. Не обошлось и без курьезов. Гусарские мундиры образца 1876 года предусматривали крепление кокарды к… голенищам сапог. Хозяйственные гусары прятали под нее маленькую коробочку с ваксой.

В начале ХХ века в ходе военной реформы Николая II в целях восстановления «исторической» формы скромную трехцветную овальную кокарду на парадных гвардейских мундирах потеснил двуглавый орел. Некоторые элитные части получили даже экзотическую «Адамову голову» — череп с перекрещенными костями. Впрочем, первая мировая вернула все на «круги своя», овальная черно-оранжево-белая кокарда вернулась на прежнее место.

Окончательно трехцветная кокарда исчезла после революционных событий 1917 года. Сначала военный министр Временного правительства А. И. Гучков приказал перекрасить центр знака из черного цвета в красный, а затем большевики и вовсе отменили кокарду вместе со всеми старорежимными орденами и знаками различия.

Но традиции живучи. «Отголоски» разноцветных полосок и гофрированной ленты мы и сегодня можем видеть на современных кокардах российских солдат и офицеров.

Обновлено 1.07.2008
Статья размещена на сайте 30.06.2008

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Кокарда
    Фасмер: кокарда

    через нем. Kokarde или прямо из франц. cocarde от bonnet à la cocarde. Восходит к ст.-франц. cocard "тщеславный, ограниченный" от coq "петух". Таким образом, первонач. "украшение на манер петушиного гребня".
    --------------------------------------------------------------------------
    1. כוח ארד /коах арод = «сила + бронза».
    Кокарда – бронзовый значок на головном уборе, который делали для отличия одних родов войск от других
    2. כוח ערה דע /коах ара да = «сила + склеивай, соединяй, переливай кровь (у побратимов) + знай!»
    Французское «coq /кок = "петух"» соответствует ивритскому כוח /коах//Кох = «сила», что соответствует славянскому «кохаю» - «люблю, е...у» и тюркскому «Кок, Кук – «синее небо, сила божья {אל /Эль = «1. Сила; 2. Бог»}»».
    Петух - божественная птица, имеющая силу открывать {פתוח /патуах - "Открывающий"} День - "Суд (דין /Дин) божий"

    Зелёный чай также называется в Средней Азии «Кок-чай» и здесь же узбекская пословица: «Чай не пьёшь – откуда силу возьмёшь?». Сила – שעילו /шъилу = «То, что Всевышний». Так переплелись языки, отец которых – Священный язык иЪврит.

    Оценка статьи: 5

  • В "Трёх Толстяках" перешедшие на сторону повстанцев гвардейцы прикрепили на шляпы алые кокарды. Видимо, как раз такие розетки из лент.

  • Интересная информация.
    Будем знать.

    Оценка статьи: 5