Владимир Рогоза Грандмастер

Почему женский монастырь стал главным памятником Бородинскому сражению?

На Бородинском поле, на расстоянии одного километра от батареи Раевского находится Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный удивительной женщиной, вдовой генерала Александра Алексеевича Тучкова. В 1820 г. на месте гибели мужа на средства Маргариты Михайловны Тучковой была сооружена церковь Спаса Нерукотворного, которая затем и стала центром монастырского комплекса.

Игуменья Мария (М.М. Тучкова) В 1826 г. Тучкова поселилась рядом с церковью в специально построенном доме. Здесь же стали селиться вдовы погибших в сражении воинов. В 1833 году в поселении было уже более 40 человек, и по просьбе Тучковой император Николай I учредил здесь Спасо-Бородинскую пустынь. Через несколько лет пустынь была преобразована в монастырь, а М. М. Тучкову назначили его игуменьей. Главной заботой монашествующих стало сохранение могил воинов, погибших в Бородинской битве. После революции монастырь был закрыт, но в его постройках сохранился музейный комплекс.

С 1992 гола монастырь вновь стал действующим, церковь Спаса Нерукотворного, величественный Владимирский собор и два келейных корпуса переданы монашествующим. На территории монастыря размещаются пять постоянно действующих экспозиций Бородинского музея-заповедника.

Дж.Доу. Генерал А.А. Тучков После возрождения Спасо-Бородинского монастыря в его стенах создана экспозиция «Дом игуменьи Марии». В восстановленном домике основательницы монастыря отражена непростая история жизни матушки Марии. Площадь экспозиции невелика — три небольшие комнаты. В двух из них рассказывается о событиях мирской жизни М. М. Тучковой, о подвиге се мужа, об истории основания Спасо-Бородинского монастыря. Главная комната — мемориальная. Она служила матушке и кабинетом, и молельней. Здесь она принимала гостей. Здесь в 1839 году ее посетил император Николай I. Интерьер этой комнаты воссоздан по сохранившимся фотографиям и описаниям очевидцев. Особое место в ней занимают предметы, когда-то принадлежавшие игуменье.

Слово «Бородино» входило в жизнь многих поколений со строками лермонтовского стихотворения и описания Бородинской битвы в романе Толстого «Война и мир». Во время работы над главами романа, посвящёнными Бородинскому сражению, писатель посетил поле битвы. В 1983 году в здании бывшей гостиницы Спасо-Бородинского монастыря, где в сентябре 1867 года останавливался Толстой, была открыта экспозиция «Лев Толстой и Бородинское сражение». В ней прослеживается история замысла и создания знаменитого романа. Изобразительный материал 1860-х гг. дает возможность увидеть Бородинское поле таким, каким предстало оно перед глазами Толстого. В экспозиции показаны исторические труды, мемуары, художественные произведения, карты и схемы, которыми пользовался Толстой при написании своего романа.

В одном из залов — черновые заметки и зарисовки местности и остатков укреплений, сделанные писателем на Бородинском поле, которые стали основой многих изменений, внесенных им в окончательный вариант описания Бородинской битвы. Вернувшись из Бородина, Толстой писал в письме жене: «Я очень доволен сваей поездкой. Я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было».

Выставка «1812 год в декоративно-прикладном и медальерном искусстве» была открыта в здании церкви Иоанна Предтечи в 1989 году к 150-летию Бородинского музея. Её экспонаты отражают память народов о событиях и героях 1812−15 годов. Потребность запечатлеть ту грозную пору в керамике и стекле, в тканях и произведениях мелкой пластики, в медальерном искусстве проявилась уже в первые послевоенные годы.

На территории монастыря Одним из раритетов выставки является платок «Европейский театр в декабре 1812 года», изготовленный в Англии уже в 1813 году. Большой интерес вызывает полная коллекция медалей известного художника Ф. П. Толстого на темы важнейших военных событий 1812−14 годов, а также выпущенные к 100-летию Отечественной войны сувенирные платки Прохоровской мануфактуры и изделия из фарфора фабрик Кузнецова и Гарднера с портретами русских военачальников и сценами Отечественной войны 1812 года.

Интерес к славной странице русской истории не угас и в наши дни. События времен войны с Наполеоном вдохновляют современных художников, о чем свидетельствуют работы, выполненные в керамике, в технике ростовской эмали, федоскинской художественной росписи по лаку, резьбы по перламутру, росписи по шелку.

С большим интересом посетители осматривают выставку «Военная художественная игрушка». Она интересна и детям, и взрослым, которым предоставляет возможность вернуться на короткое время в мир детства. Редко кому не вспомнится здесь сказка Андерсена о стойком оловянном солдатике. Игрушки, представленные в экспозиции, поражают многообразием форм, красочностью, нарядностью, а некоторые — простотой и скромностью.

Выполненные из традиционных для русских народных промыслов материалов — дерева и глины — богородская и сергиево-посадская, каргопольская и абашевская игрушки открывают эту экспозицию. Далее следуют изготовленные как мастерами-профессионалами, так и любителями отдельные фигурки солдатиков и композиции из металла (олово, чугун), картона, пенопласта, фарфора, гипса и даже пластилина. Здесь можно увидеть фигурки воинов различных эпох, но приоритет, конечно же, отдастся Отечественной войне 1812 года. По работам многих художников-миниатюристов можно изучать состав русских войск — пехоты, кавалерии, артиллерии, ополчения и казаков, участвовавших в Бородинском сражении. С исторической достоверностью художники воспроизводят элементы обмундирования, снаряжения и вооружения.

В 20 веке Бородинское поле снова стало полем битвы. В годы Великой Отечественной войны здесь солдаты 5-й Армии на шесть дней задержали фашистов, которые рвались к Москве. Экспозиция «Бородино в годы Великой Отечественной войны» развернута в здании монастырского комплекса, в котором в 1941 году был военный госпиталь.

Экспозиция выполнена в темных тонах, что зримо подчеркивает, какие суровые бои здесь проходили. Предметы, найденные на Бородинском поле, — каски, оружие и боеприпасы, личные вещи солдат и офицеров, газеты и листовки той поры, топографические карты и штабные документы — позволяют лучше понять в каких условиях шли бои на ближних подступах к Москве в 1941 году.

Музейные экспозиции, развернутые на территории Спасо-Бородинского женского монастыря, позволяют понять, какие великие события происходили на этой земле в 1812 и 1941 годах, недаром это место названо «Полем русской славы».

Обновлено 3.07.2008
Статья размещена на сайте 2.07.2008

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Браво!

    Оценка статьи: 5

  • Статья (похоже, сделанная из буклета для экскурсантов) не отвечает на вопрос заголовка. Она начинается «после ответа» – после того, что было до описанного в ней. Ответ – в судьбе М.М. Тучковой. Напишете сами или позволите мне написать? Да, и некоторые фактические неточности: Спасская церковь построена не только на средства Тучковой, Александр I пожертвовал 10 тысяч (почти половину суммы), и заложена она в 1818-м, подрядчик обязался построить её в том же году, а не в 1820, – что там было три года строить, она маленькая), селились рядом не вдовы воинов (хотя и они, возможно, тоже), а любые обездоленные (парализованная крестьянка, женщина из распутных и пр.), пустынь не могла быть учреждена Николаем I (хотя без него не обошлось), он же не церковный начальник.

    • Спасибо, Виктор.
      Напишите о Тучковой. Женщина удивительной судьбы.
      По поводу пустыни. С Петра 1 подобные решения принимал Синод, а утверждал император. По сути, вы правы, превильнее было бы написать - с разрешения Николая 1.

      Оценка статьи: 5

      • Спасибо за то, что уступили тему, через 2-3 дня выложу на сайт. Закопавшись поглубже, обнаружил, что хотя подрядчик и обязался построить церковь в 1818-м, но, видимо, потом долго велась внутренняя отделка и всё такое, так что закончена церковь (освящена) в 1820-м.

  • Очень полезное напоминание потомкам

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, но скучно.

    Оценка статьи: 4