• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Что же на самом деле совершил Иван Сусанин?

Хрестоматийный подвиг Ивана Сусанина получил отражение во всех видах искусства, кроме балета. Но достовернее он от этого не стал. Любопытно, что популяризировать его начали только в начале XIX века, через 200 лет после того, как он был совершен. Но обо всем по порядку.

К. Е. Маковский, «Иван Сусанин», 1914 г. Фото: общественное достояние

Существует несколько версий подвига Сусанина, спасшего от поляков Михаила Романова, избранного на царство 21 февраля 1613 года Земским собором. Сам Михаил на соборе не присутствовал, еще в период первых штурмов Москвы народным ополчением в 1612 году он был выпущен поляками из Кремля и с матерью уехал в свою вотчину, село Домнино, что примерно в 70 верстах от Костромы. По преданию, 8 марта 1613 года поляки попытались захватить молодого царя, для чего направили в Домнино отряд.

Дальше начинаются различные варианты версий. Приведу наиболее часто встречающиеся.

По одной из версий, Михаил жил в Домнине под присмотром старосты Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Узнав от верных людей о приближении поляков, Сусанин спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, а сам вызвался идти проводником. Завел поляков в болото, где был убит ими после пыток. За это время Михаила успели перевезти в Ипатьевский монастырь.

По другой версии, поляки прихватили Сусанина на дороге (несколько вариантов с указанием разных мест) и заставили вести их в Домнино. Сусанин завел их в болото, а верного человека послал предупредить Михаила, который смог укрыться в Ипатьевском монастыре.

Концовка этой драмы тоже трактуется по-разному.

  • Поляки, зарубив Сусанина, долго выбирались из болота, что позволило Михаилу укрыться в неприступном для врага монастыре.
  • Другой вариант: поляки на болоте пытали Сусанина, требуя вывести их из трясины. Он отказался и был убит. Враги же почти все тоже погибли в болоте, а тех, кто смог выбраться, убили крестьяне.

Дальнейшие события официально задокументированы. Через неделю после набега поляков из Москвы в Ипатьевский монастырь приехало официальное посольство, чтобы объявить Михаилу об избрании на царство. Романова ждала Москва, а Сусанина крестьяне похоронили у села Исупово.

М. И. Скотти, «Иван Сусанин», 1851 г.
М. И. Скотти, «Иван Сусанин», 1851 г.
Фото: общественное достояние

После этого шесть лет о подвиге Сусанина власти не вспоминали. В 1619 году зять погибшего старосты написал челобитную царю с подробным изложением подвига Сусанина и своих заслуг. «По совету и прошению матери» царь даровал Богдану Собинину и его потомкам земли в деревне Деревеньки Домнинской вотчины, статус белопашцев и освобождение от налогов и повинностей.

В обельной грамоте, выданной Собинину, впервые была описана официальная интерпретация событий 1613 года:

«Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году (7121 г. от сотворения мира) были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти».

В последующем грамоты с практически аналогичным текстом еще несколько раз выдавались потомкам Сусанина по их челобитным для подтверждения привилегий. Впервые официальная версия с подробностями тех событий появляется в указе и грамоте, данной правнуку Сусанина в 1731 году, но упоминания болота и гибели поляков в ней нет:

«…Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части».

Любопытно, что кроме этих грамот, в которых явно повторялись версии, изложенные в челобитных, официальная власть о попытке поляков найти в 1613 году Михаила Романова не вспоминала. Причем в начале царствования Романова полякам русскими дипломатами неоднократно предъявлялись списки, перечисляющие «все неправды поляков», но покушение на монарха — более серьезное обвинение и придумать трудно — не упоминалось ни разу.

Интересно и другое, в ту зиму места нахождения на территории Руси всех польских отрядов и их перемещения были хорошо известны московским воеводам. Но появление польского отряда в районе Костромы и его попытка захватить царя отмечены не были.

Странно и то, что по преданию польский отряд появился в вотчине Романовых на неделю раньше официального московского посольства. Кстати, если бы попытка захвата царя была на самом деле, бояре, прибывшие с посольством к Романову, просто обязаны были назначить проведение досконального дознания. Но в Ипатьевском монастыре о таком важном событии даже не вспомнили.

Первые сомнения в официальной версии были высказаны еще в начале XIX века, когда на основе сведений, изложенных в указах 1731 и 1767 годов, появилось много произведений, воспевающих подвиг Сусанина. Но после того как по решению императора в Костроме установили величественный памятник Ивану Сусанину, сомневаться стало опасно.

В наше время многие исследователи истории России склоняются к версии, что Сусанин погиб не от поляков, якобы посланных на поиски царя, а был убит одной из шаек «воровских казаков», промышлявших обыкновенным грабежом. В те времена по дорогам России подобных шаек слонялось немало, а грабежи и убийства были обыденным явлением.

Можно предположить, что в 1619 году Собинин сам додумался или мудрые люди подсказали представить в челобитной гибель Сусанина как мученическую смерть за царя. Дело было практически беспроигрышное, так как мать Михаила Романова старосту из своей вотчины знала, и гибель Сусанина ради спасения её сына без должной награды оставить не могла. Но, видимо, в то время московские власти эту версию всерьез не воспринимали, так как достоверных свидетельств происшедшего не имели.

Иван Сусанин для России уже давно стал патриотическим символом. Легенда о его смерти за царя живет самостоятельной жизнью.

  • В Костроме ему поставили новый величественный памятник, так как первый был разрушен в послереволюционные годы.
  • В поселке Сусанино есть музей легендарного старосты. Кстати, изображение этого музея все видели неоднократно, ведь разместился он в церкви, изображенной на картине Саврасова «Грачи прилетели».
  • На месте предполагаемой гибели Сусанина установлен громадный камень.
  • Созданы туристические маршруты по местам его гибели.
  • А временами в тех краях проводятся и театрализованные представления, воспроизводящие события 1613 года.

Что на самом деле произошло в костромских лесах в 1613 году, наверное, узнать уже не удастся. Да и так ли это важно?

Статья опубликована в выпуске 10.07.2008
Обновлено 24.07.2022

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да и так ли это важно?

    Абсолютно правильно!
    Многие поколения восхищаются подвигами героев Трои.
    Смысл тех давних событий не изменился, но оброс героикой и романтикой и превратился в прекрасную легенду.

    Оценка статьи: 5

  • "В наше время многие историки склоняются к версии, что Сусанин погиб не от поляков, якобы посланных на поиски царя, а был убит одной из шаек «воровских казаков»"
    Ложка дегтя.... ну почему в наше время находится много желающих переписать историю.... нужно воспевать героев, а не сомневаться, через 400! лет...

    • Владимир Рогоза Владимир Рогоза Грандмастер 10 июля 2008 в 10:27 отредактирован 31 октября 2008 в 16:37 Сообщить модератору

      Вы правы, героев нужно воспевать, но при этом различать героев реальных, чьи подвиги несомненны, и героев созданных устным народным творчеством, литературой, искусством, чьи подвиги – это или вымысел, или искаженный отголосок каких-то реальных событий. Важны и те, и другие.
      Восхищение подвигами Ильи Муромца не страдает от того, что они вымышленные. Был такой реальный богатырь, смело бился с врагами Руси, вот народ и сочинил о нем былины, которые сами по себе уже являются данью уважения.
      Более близкий пример – подвиг 28 панфиловцев. Еще в 1946 году официально было проведено расследование, показавшее, что их подвиг – вымысел газетного корреспондента, побоявшегося ехать на передовую. Но подобное описанному в газете происходило в реальности, и многие из героев его очерка на самом деле погибли в боях за Родину, пусть и не так героически. Поэтому вымышленный газетчиком подвиг стал символическим, и никто не собирается принижать его значение. Примерно в то же время подобный подвиг, но реально задокументированный совершили под Москвой 37 казаков-кубанцев. Но о нем, к сожалению, знают очень мало.
      Восстановление исторической правды – не переписывание истории, а восстановление реальности конкретных событий и подлинных действий конкретных лиц. Без знания всей правды о прошлом нельзя понять многие исторические процессы. Поэтому не удивляйтесь, что появляются новые версии каких-то исторических событий, только различайте их варианты:
      - на основе документов и серьезного исторического анализа;
      - в погоне за «жареным» фактом и газетной сенсацией.

      А сомневаться в реальности подвига Сусанина начали не через 400, а через 200 лет, когда появились первые серьезные публикации с анализом реальности тех событий. В течение же первых 200 лет о нем знали только в небольшом районе, где погиб Сусанин, да в царской канцелярии.
      А убийц Сусанина интересовал не молодой царь, об избрании которого они еще знать не могли, а богатства владельцев вотчины. Кстати, найден скелет со следами рубленых ран, который с большой вероятностью (проводился генетический анализ) может быть останками Сусанина. Поэтому легенда о подвиге Сусанина - это героизированная интерпретация реального факта. И значимость подвига, пусть и легендированного, это никак не умаляет.

      Оценка статьи: 5

  • Надо же! Очень интересно

    Оценка статьи: 5

  • Дмитрий Сацук Читатель 17 апреля 2012 в 00:50 отредактирован 27 мая 2018 в 12:52 Сообщить модератору

    Народ верить в сказки -- быть ребенком.
    Подумайте! Война с Поляками закончилась в 1612 году. Шел год 1613. Как через год Поляки дошли до Костромы?!!!!!!!!? Посмотрите на карту!!!!!! Где Варшава? Где Москва? Где Кострома? Ответьте как отряд в 100 сабель мог пробраться так далеко, мимо городов, сел. Подумайте как можно завести в болото 100 человек и утопить? Бред сивой кобылы. Как зашли, так и вышли. По своим следам. В Костроме распологался гарнизон в 2000 стрельцов. Это самоубийство.

  • Читал. А вы?
    Я писал коментарий не к статье, а к коментариям, хотя и к статье тоже. Особенно к концовке:Да и так ли это важно? Важно! Читайте выше.
    Автор прав: передвижение чужих войск в любом государстве крайне важен и всегда запротоколирован.

  • Андрей Гаранин Читатель 9 февраля 2019 в 22:45 отредактирован 11 февраля 2019 в 14:45 Сообщить модератору

    В 1863-ем году учёный, историк Костомаров Н.И. в своём труде "Исторические монографии и исследования" убедительно доказал, что "подвиг" Сусанина это выдумка сусанинского зятя Богдашки Собинина с целью получения льгот и привилегий. Впервые о Сусанине рассказывается в 1804-ом году в "Географическом словаре" Щекатова в 3-ем томе в статье "Пустошь Коробова" на странице 748. Последующие авторы прибавляли от себя выдумки, один интереснее другого. Пока это нагромождение сказок не оформилось в то, о чём нам рассказывают сегодня.