Еж Руматович Профессионал

Как увидеть Рембрандта?

Во время холода и мерзостной погоды хочется чего-то красивого, необычного и выбивающегося из привычного круга жизни. Разнообразия требует душа в пору всеобщего увядания. Получить его можно по-разному, но общепринятые меры к «разноображиванию» жизни сводятся к давно знакомому и понятному событию для жизни горожанина. А хочется чего-то из ряда вон выходящего. И такая возможность есть.

Преодолев металлоискатели и суровых охранников, можно оказаться перед кассой, где вам дадут заветный билет в сказку и средневековые мысли. При определенном настрое, ситуацию с охраной можно воспринимать как схватку рыцарей за внимание прекрасной дамы. Дамой выступает искусство. Вечное и доброе. Преодолев все препятствия, вы оказываетесь в сумраке и красоте перед широкой лестницей, ведущей к свету. Свет христианского восприятия мира и вечных вопросов. Свет великолепной живописи, собранной со всего мира, но написанной одной школой. Свет искусства, дарующего как эстетическое наслаждение, так и возможность осознать прошлое. Свет истории во всех ее бликах и красках. Все это Рембрандт и его ученики.

Картины мастеров живописи вызывают самые разнообразные ощущения. Два зала картин христианской мысли возвращают в эпоху жизни во Христе, тяжелого быта и восхищающего мужества людей искусства. Людей, которые несмотря на серость и общую необразованность, на зависимость всех от всех, на ограниченность разрешенных тем создавали свет и воплощали чудо творения не божьего, но человеческого. Возможно, они не первые, кто отражал людей столь живо и естественно, и уж наверняка не единственные, кто описывал жизнь своего века через картины евангельского содержания, но глядя на лица, запечатленные на картинах, даже очень далекий от искусства человек понимает, что они были великими творцами. Настолько великими, насколько смертный человек может стать таковым. Настолько неподражаемыми и необычными в сегодняшнем мире, что можно забыть, кто и когда создавал это чудо на холсте.

Но главное — нужно все-таки найти в себе силы и отвлечься от того, что видишь. Тогда появляется шанс увидеть за созданным творением целый мир. Мир со своими правилами жизни и восприятием истории. Мир, характеризуемый неприятием чужих мнений и в то же время проповедующий любовь к ближнему. Мир, который дал начало и заложил основы всей европейской цивилизации. Несовпадение исторических фактов с тем, что отображено на картинах, ограничение тем для композиций, единые законы изображения — все это начало нашей эпохи. Все это еще не цензура, но уже система воспитания поколений. Все это еще не законы, но уже позиция силы, еще не указ, но уже претензия на превосходство. Люди своей эпохи, знали ли они, что формируют будущее и определяют его судьбу?

До момента обретения истины остается немного. К рубежу каждый подбирается со своими чувствами. Вот пожилая пара подходит к третьему залу в настроении умиротворения и покоя. Вот молодые девчушки, практически раздавленные ощущениями и эмоциями, перед самыми дверями опускаются в кресла, не имея сил прямо сейчас двинуться дальше. Вот иностранные туристы разбредаются по одному из групп, на лицах явное нежелание ощущать столь разнообразные и интимные мысли в коллективе. Вот парень что-то быстро не то записывает, не то зарисовывает в блокнот (фотографировать в зале нельзя). И, наконец, рубеж преодолен, из буйства красок, из приглушенного ощущения величия, из темных картин и светлых чувств вы попадаете в мир графических зарисовок и черно- белого отображения мира.

Все та же школа, все те же авторы, и все те же темы, но это их черновики, зарисовки, графика. Это мир черного и белого. Мир, определяющий, кто прав, а кто виноват. Мир, где нужно понять не просто глубину мысли, но и глубину цвета. Только тут понимаешь, что цвет в картинах, виденных ранее, просто недоразумение. Что это упрощение, дабы зритель, привыкший к миру в красках, мог проще воспринять мысли автора. И только здесь автор сказал то, что желал. Да, это не так известно и не так популярно. Об этих работах не написано в общеобразовательных учебниках и популярных книгах. Это не печатают на постерах и календарях, но это та суть жизни, что обычно бывает скрыта вуалью цвета. Это то, что человек видит лишь изредка и не в полном объеме. Это то, что познаешь лишь урывками, а остальное вынужден додумывать. Это вторая сторона жизни и искусство, не менее гениальное творение великих мастеров отображения жизни.

Доступно и очень необычно. Все это можно увидеть в Москве, в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. До 12 ноября работает выставка, посвященная 400-летию со дня рождения Рембрандта. Только приходить нужно раньше, чтобы не попасть в очередь желающих и успеть насладиться всеми эмоциями. Также не стоит являться в понедельник — это выходной, и приносить средства съемки — все равно запрещено. Удачного культурного переваривания!

Обновлено 2.02.2015
Статья размещена на сайте 27.10.2006

Комментарии (41):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все это еще не цензура, но уже система воспитания поколений. Все это еще не законы, но уже позиция силы, еще не указ, но уже претензия на превосходство.

    Что входит во все это? Если это несовпадение, ограничение, единые законы, то почему это считается началом эпохи? Такие понятия существовали задолго до упоминаемых художников. Что в этом контексте означает позиция силы? О чье силе речь? О силе художников? Или о силе власти, государства?

    Еще не указ, но уже претензия на превосходство – а это о ком? Кто кому не указ, чья претензия на превосходство? Наконец, над чем превосходство?

    Люди своей эпохи, знали ли они, что формируют будущее и определяют его судьбу? Люди определяют судьбу будущего? У будущего есть судьба?

  • Но главное - нужно все-таки найти в себе силы и отвлечься от того, что видишь. Тогда появляется шанс увидеть за созданным творением целый мир.

    созданным творением – творение может быть не созданным?

    Мир, который дал начало и заложил основы всей европейской цивилизации – имеется в виду Европа после принятия христианства? А что же тогда делать с древним Римом? С древней Грецией? И с предыдущими цивилизациями? Или все начинается только с христианством? И куда девать, наконец, арабов?

    Несовпадение исторических фактов с тем, что отображено на картинах, ограничение тем для композиций, единые законы изображения - все это начало нашей эпохи. А что здесь подразумевается под нашей эпохой? Какой временной период?
    Люди своей эпохи – и что тогда значит «своя эпоха»?

  • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 11 февраля 2009 в 21:30 отредактирован 11 февраля 2009 в 21:31

    Возможно, они не первые, кто отражал людей столь живо и естественно, и уж наверняка не единственные, кто описывал жизнь своего века через картины евангельского содержания, но глядя на лица, запечатленные на картинах, даже очень далекий от искусства человек понимает, что они были великими творцами.

    Этот длинный период придется разделить. Возможно, они не первые, кто отражал людей столь живо и естественно… - почему «возможно»? Несомненно!

    описывал жизнь своего века через картины евангельского содержания – в этом суждении есть некое обобщение: фраза воспринимается так, как будто художники создавали более или менее полную картину современной им жизни. Несомненно, они не могли изобразить все детали прошлого быта, поэтому почти всегда персонажи картин оказывались в обстановке, современной художнику. Но не более того (это что касается картин евангельского содержания).

    евангельского содержания… - как-то непривычно звучит, царапает слух.

    но глядя на лица, запечатленные на картинах, даже очень далекий от искусства человек понимает, что они были великими творцами. – к чему относятся великие творцы – к запечатленным на картине лицам или к художниками? И далеко небесспорно утверждение, что очень далекий от искусства человек что-то понимает в искусстве.

  • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 7 февраля 2009 в 11:22 отредактирован 7 февраля 2009 в 16:42

    Людей (искусства), которые, несмотря на серость и общую необразованность, на зависимость всех от всех, на ограниченность разрешенных тем создавали свет и воплощали чудо творения не божьего, но человеческого.

    Здесь нужно пораскинуть мозгами. Прежде всего, художники – снобы. Они считают, что публика – серая масса, и она неграмотна. Именно поэтому многие деятели искусства считают, что искусство – не для народа, а для избранных. Тезис «несмотря на серость и общую необразованность» в контексте наводит на мысль, что положение с серостью и необразованностью изменилось в лучшую сторону, что серых и необразованных стало меньше. Я могу привести как контрдовод правило, по которому «количество разума во вселенной остается постоянным, а народонаселение растет».

    Воплощали чудо творения. Строго говоря, воплощать – превращать мысль (нечто нематериальное) в вещи (в нечто материальное). Чудо – это нечто необычное, непривычное, не укладывающееся в рамки привычных представлений. Сочетание «чудо творения» относится к творению Богом всего сущего. Поэтому три слова в одном ряду, относящиеся к художникам, приводят к тому, что называется святотатством (принижением Его могущественной силы). И пояснение «не божьего, но человеческого» только усугубляет принижение Бога.

  • Два зала картин христианской мысли возвращают в эпоху жизни во Христе, тяжелого быта и восхищающего мужества людей искусства.
    Картины христианской мысли – красиво и загадочно. Это что-то новое в нашей жизни – картины мысли. Да еще и христианской!

    А вот это – тоже неплохо: восхищающего мужества людей искусства. Эпоха восхищающего мужества – это следует запомнить и при случае использовать. Еж, спасибо за такие удачные находки!

  • Свет христианского восприятия мира и вечных вопросов.

    Опять вы меня ставите в тупик: вечные вопросы относятся к чему – к свету (свет вечных вопросов) или к христианскому восприятию (христианское восприятие вечных вопросов)?
    Если первое (свет вечных вопросов) – как вопросы могут нести свет? Если второе (христианское восприятие вечных вопросов) – то это вообще загадка.

    Еж, ну нельзя так напрягать читателя!

  • Преодолев все препятствия, вы оказываетесь в сумраке и красоте перед широкой лестницей, ведущей к свету.

    Кажется, что здесь все стройно и логично. Но эта фраза странным образом напоминает другую: «Шел дождь и два студента. Один в кино, другой – в пальто».

  • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 30 января 2009 в 18:17 отредактирован 30 января 2009 в 18:18

    При определенном настрое, ситуацию с охраной можно воспринимать как схватку рыцарей за внимание прекрасной дамы. Дамой выступает искусство. Вечное и доброе.

    Попробуем разобраться: рыцарь борется за внимание прекрасной дамы – искусства. То есть, искусство должно обратить внимание на рыцаря, не так ли? Я уж не говорю о том, что это очень трудно себе представить! Так ведь еще и все с точностью до наоборот: рыцарь оказывает внимание прекрасной даме – искусству! Рыцарь, получив доступ к прекрасной даме, начинает ее постигать? Или я опять чего-то не понимаю? Искусство начинает постигать рыцаря?

  • При определенном настрое, ситуацию с охраной можно воспринимать как схватку рыцарей за внимание прекрасной дамы.
    Так что, нам нужно создать определенный настрой? Или это только желательно? А как лучше – с настроем или без? И чем создавать настрой – тоже неясно. То ли это какая-то внутренняя подготовка, то ли с использованием специальных средств? Наверное, это должно быть что-то сильное, чтобы сам себе казался раздвоенным рыцарем (схватка рыцарей – рыцарь уже не один, минимум двое, а может быть, и больше). А прекрасная дама – искусство! Замечательно! Дама на ходу меняет свой пол (искусство – среднего рода)! Это, наверное, следствие определенного настроя? Я уж не говорю, что схватка с охраной – это слишком круто! Тут уже пахнет Куликовской битвой! Нет, Еж, здесь я не могу вас одобрить! Зачем так рисковать? Осторожней надо, осторожней!

  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 14 января 2009 в 15:44 отредактирован 17 января 2009 в 19:09

    Еж Руматович, Рембрандт - гениальный художниик? Обыкновенный, как и многие... мазок кисти за золото? ... единственное, что я люблю в нем - цвет "в тени", а не "на солнце".

    Оценка статьи: 5

    • как то спустя долгое время после публикации разгорелся спор. Есть подозрение что причина не в самой этой статье, ну да ладно. Ответить хочется только на коммент по поводу "заветный билет в сказку и средневековые мысли"- можно считать что билет в сказку и билет доступа к средневековым мыслям, а можно, что билет в музейную сказку, а сама система музея и бабушек-вдоль-стен как раз и есть средневековые мысли руководителей музея, а можно что сказочный билет - это доступ к сказочным картинам, а вот мысли средневековые постигают тех, кто эти картины рассматривает ( собственно это и был изначальный вариант смысла) ))
      по поводу того, что он обычный художник - о вкусах не спорят, но ведь и вы в нем что то любите!

      • можно считать что билет в сказку и билет доступа к средневековым мыслям, а можно, что билет в музейную сказку, а сама система музея и бабушек-вдоль-стен как раз и есть средневековые мысли руководителей музея, а можно что сказочный билет - это доступ к сказочным картинам, а вот мысли средневековые постигают тех, кто эти картины рассматривает

        Еж, как здорово у вас получается! Теперь уже и не поймешь, где они - средневековые мысли: у руководителя музея с его бабушками вдоль стен или где-то еще? И вот это мне очень импонирует: "мысли средневековые постигают тех, кто эти картины рассматривает"! Как это свежо звучит: "Мысли постигают"! Совершенно нестереотипно! Но может быть, было бы точнее выразиться так: "Средневековые мысли настигают тех, кто эти картины рассматривает"?

  • Еж Руматович, еще один момент:
    Преодолев металлоискатели и суровых охранников, можно оказаться перед кассой, где вам дадут заветный билет в сказку и средневековые мысли.

    Вот где во всей полноте проявляется ваш талант! Вы ставите читателя перед вопросом: считать ли то, что он увидит, сказкой или средневековыми мыслями? И еще: средневековые мысли – это сказка? А сказка – это средневековые мысли? А если средневековые мысли считать сказкой – то где художники: в сказках или в мыслях?

    • Однако ж далеко не каждый читатель готов это принять как предложение задуматься...

      • Люба, вы правы! Но ведь далеко не каждый читатель прочитывает весь текст, да еще и пытаясь понять, насколько ему это будет полезно. Очень многие читают по диагонали, а большинству вообще нет дела до того, кто и что пишет: тратить усилия на это для них нет никакого смысла.

        Я пытаюсь (по мере скромных моих сил) понять, что автор хочет до нас донести. И как у него это получается. Больше того, я иногда просто ворую выражения, которые мне очень приглянулись (как пример - "сильно много лежали на кровати").

        В таком прочтении есть и свои плюсы: я встречаю места, которые у меня будят любопытство. И я даже узнаю что-то новое!

  • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 12 января 2009 в 23:34 отредактирован 12 января 2009 в 23:37

    общепринятые меры к «разноображиванию» жизни сводятся к давно знакомому и понятному событию для жизни горожанина.

    Еж, я просто млею от восторга: такое тонкое понимание действительности! И чем оно передается – существительным «разноображивание». Это последнее очень созвучно слову «сбраживание» - и тогда фраза, в которой нет прямого указания на знакомое и понятное событие для жизни горожанина проявляется в виде… изготовления браги (и естественно, ее потребления)!

  • Разнообразия требует душа в пору всеобщего увядания. Получить его можно по-разному,

    Еж, знаете, вы меня все время настраиваете на раздумья. Вот я прочитал две эти фразы и задумался: что же можно получить по-разному - разнообразие или увядание? Я не исключаю, что это - удачная находка, заставляющая читателя не просто пробежаться глазами по тексту, а вдумываться в него. Если это так - мои поздравления!

  • Еж Руматович, я получил огромное удовольствие от статьи. Изумительно написано! Особенно эта фраза: "Это вторая сторона жизни и искусство, не менее гениальное творение великих мастеров отображения жизни".

    Поражает, с какой тонкостью автор предлагает читателю вникнуть в написанное! Он ничего не навязывает, ничего не формулирует до последней точки! Прекрасно! Так и продолжайте!

  • Все хорошо, только последняя фраза выпадает.

  • Это конечно здорово, что москвичи смогли все это увидеть ну а мне приходится лишь довольствоваться вашими Еж впечатлениями, спасибо

    • Ну я, в общем, тоже не москвич. Но иногда бываю. Правда, в Русском музее давно не был. В Третьяковку недавно ходил. Не очень интересно там.
      А что самое смешное - сколько ни бываю в Питере, никак в Эрмитаж не соберусь. Времени много надо. Один раз в жизни только был.

  • Всегда раздражало жлобство деятелей околоискусства,
    запрещающих съемку экспонатов.

    • Ну, это не жлобство вовсе. Экспонаты, особенно живопись очень нервно реагируют на фотовспышки. если мы не хотим что б наше поколение было последними, кто это видит, нужно с уважением относиться к правилам хранения и требованиям реставраторов. Кроме того, есть еще и права собственников. права фотографов, которые платят за съемку и определенная возможность дохода для хранилищь, музеев и запасников. вы же не разрешили бы прсто так сканировать свое собственное произведение?!

      • особенно живопись очень нервно реагируют на фотовспышки

        Хорошее фото со вспышками - не делается.

        есть еще и права собственников. права фотографов, которые платят за съемку и определенная возможность дохода

        Вот я и говорю - жлобство.

        вы же не разрешили бы прсто так сканировать свое собственное

        Я не претендую на навяливание себя, глазеющего на то что Творец произведения
        не счел возможным выставлять на обозрение - в т.ч. и платное,
        ну а выставивши будь готов, что созерцатели зажелают сохранить на память
        и показать тем, кто пока не имел возможности сподобиться - возможно,
        тем самым способствуя увеличению количества желающих.

        Также и свое - что сокровенное то никто не увидит, ну а показавши жлобствовать не стану
        и никому из своей команды не позволю.

        • То есть вы отрицаете авторское право и прочие такие дела в принципе?
          Нет никакой надобности фотографировать работы, которые давным-давно изданы в профессиональном исполнении (альбомы и пр.). А если разрешить всем бесперечь щелкать блицами, то в галерее невозможно будет смотреть картины. Как вы себе это представляете: люди пришли смотреть картины в тишщине, а мимо идет толпа и без конца вспышками мерцает? Это не жлобство?
          По-моему, бОльшее жлобство это когда возле любого памятника искусства вечно торчат развеселые туристы, и каждому надо увезти домой снимки: а это я на фоне Эйфелевой башни, а это я плюю в Ниагару, а это я верхом на медном всаднике.

          Оценка статьи: 5

          • вы отрицаете авторское право

            Нет. Авторское право имеет право на существование.

            Нет никакой надобности фотографировать

            Не Ваше дело
            я сам решу, ЧТО достойно моего фотографирования
            - в местах, доступных для общего использования.
            Несогласные имеют право и возможность
            хранить свои нетленки в личных чуланах.

            если разрешить всем бесперечь щелкать блицами

            Щелкать блицами можно запретить.
            Мне тоже хочется наслаждаться бессмертными твореньями
            в тишине и без суеты.

            жлобство это когда возле любого памятника искусства вечно торчат развеселые туристы

            Позвоните 02
            и развеселых развезут по вытрезвиловкам.

            По-моему, бОльшее жлобство

            Нисколько не оспариваю Вашего права
            иметь собственный критерий жлобства - в т.ч.
            отличный от моего.

            каждому надо увезти домой снимки

            За каждого не стану говорить
            но мне - надо. Люди привыкли, что из моих поездок
            им предоставляется возможность ознакомиться с какой-либо
            новой технологией, прибором или - произведением искусства (если
            на это дело достанет времени).

            а это я на фоне Эйфелевой башни, а это я плюю в Ниагару, а это я верхом на медном всаднике

            1. Не был, но не исключаю
            2. Не в моем вкусе
            3. Уже говорил - звоните 02, и обрящетесь.

            • А ведь действительно, нет никакой надобности фотографировать. Существуют же альбомы репродукций, сделанные профессиональными фотографами. Сомневаюсь, что Ваша фотография будет сделана лучше.

              Вообще, лично сам отношусь к любительскому фотографированию немного негативно. Сам предпочитаю нигде не фотографироваться, особенно, как было метко сказано - "сидя верхом на медном всаднике". Или в компании какой-нибудь известной личности.

              Напротив, как раз в фотографировании и есть что-то жлобское. А про идею наслаждаться бессмертными творениями в тишине и без суеты в виде собственных шедевральных фотоснимков - вообще хит! Нигде, кроме как в музее, насладиться ими лично я бы не смог, за всех не говорю.

              • в фотографировании и есть что-то жлобское

                Если Вас фотографируют в общественном месте без Вашего разрешения,
                можете смело бить ему прямо в морду - даже если получите 15 суток, общественное мнение будет на Вашей стороне.

                Если Вы - человек публичный, и взгромоздились на высокое место с речью, приучайте себя к яркому свету и вспышкам заранее, чтобы не пугаться.

                про идею наслаждаться бессмертными творениями в тишине и без суеты в виде собственных шедевральных фотоснимков - вообще хит

                Дарю.
                Рекомендую для еще большего наслаждения
                пригласить близких Вам людей, во время наслаждения дать внятные комментарии, заинтересовавшимся - денег на поездку с целью удовлетворить пробудившуюся тягу к искусству созерцанием оригиналов.

                нет никакой надобности фотографировать

                Не фотографируйте.

                Существуют же альбомы репродукций, сделанные профессиональными фотографами

                Для жлобствующих эстетов, готовых довольствоваться альбомчиком.

                Нигде, кроме как в музее, насладиться ими лично я бы не смог, за всех не говорю

                Никому
                НИКОМУ об ЭТОМ не рассказывайте! все равно
                без собственноручносделанной фотки Вам не поверят, что Вы ЭТО - видели
                если Вы не особоодаренный эксперт в соответствующей отрасли искусства, наделенный способностями достоверной передачи образов, мыслей и эмоций.

                Кста, дарю еще идею
                можно на выходе из зала брать с посетителей подписку
                о неразглашении увиденного.

  • Очень хорошая и полезная статья. жаль, без иллюстраций или ссылок. Москвичи могут сходить на выставку, а нам приходится читать "всухую".

    Замечание: много синтаксических ошибок. Статья в работе, есть созможность исправить

    Оценка статьи: 5