Елена Гончарук Мастер

Илья Муромец – сказка или быль?

Многие туристы во время экскурсии по Киеву начинают смотреть на меня недоверчиво, когда я им сообщаю, что в Киево-Печерской Лавре можно увидеть мощи Ильи Муромца, и переспрашивают: «Того самого сказочного Ильи?» Того самого, только не сказочного, а самого настоящего человека, который жил во времена Киевской Руси и прочно вошел в народный фольклор и с именем которого связано много загадок.

Нетленные мощи Ильи из города Мурома хранятся в Ближних пещерах Лавры. Для посетителей открыта правая рука героя в молитвенном положении — сложенные вместе три перста для крестного знамения, как принято сейчас в Православной церкви. Мы знаем об этом человеке больше легенд, чем исторических фактов. Так кем же был Илья на самом деле?

Считается, что реальным прототипом былинного героя был крестьянский сын по прозвищу Чоботок родом из села Карачарова недалеко от Мурома, который впоследствии принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре под именем Ильи и через несколько веков был канонизирован церковью под именем Ильи Муромца (1643 год). Прозвище Чоботко, или Чоботок, получил оттого, что однажды отбился от врагов сапогом — «чоботом». Факт отсутствия имени Ильи в Киево-Печерском Патерике свидетельствует о том, что в монашеском чине герой провел немного времени. Точные даты жизни неизвестны, данные противоречивы, некоторые исследования относят его к ХІ-ХІІ вв. По версии исследователя Сергея Хведчени, Илья мог жить в период с 1148 по 1204 годы.

Былинные рассказы подтвердились научными исследованиями, причем сравнительно недавно. Труднообъяснимым фактом долгое время считалось то, что богатырь тридцать лет и три года не мог ходить, а поднялся с печи он только после того, как «калеки перехожия» исцелили его и сказали идти в Киев служить в княжеской дружине. Впоследствии слабые ноги не раз подводили его в боях, когда он падал, и отбивался лежа.

Ответ на эту загадку был дан только в наше время. Мощи Ильи подвергались тщательным исследованиям, и в 1988 году комиссией Минздрава УССР был установлен приблизительный возраст — 40−45 лет, рост 177 см, что в те времена было на голову выше среднего роста, и то, что у героя была болезнь позвоночника, которая вызвала паралич конечностей. Его позвоночник был искривлен вправо с явно выраженными дополнительными отростками, которые защемляли нервы спинного мозга. Кроме того, было обнаружено несколько переломов ребер.

Смерть наступила в результате обширной раны в области груди, скорее всего от удара копья, пробившего грудь и пригвоздившего левую руку к телу. По одной из версий, умер Илья в 1188 году, по другой — во время штурма Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1203 году, когда Печерский монастырь был захвачен и разграблен.

Еще одна версия предполагает, что последним для Ильи стал бой с Соловьем-разбойником. Герой выступил на усмирение непокорного племени, жившего в районе Вышгорода, севернее Киева. Интересно, что еще в ХІХ веке крестьяне показывали курган, где, по преданиям, похоронен князь этого племени Соловей. Разбойник, как рассказывают былины, свистал по-соловьиному и рычал по-звериному. В реальности это воинское умение часто использовалось для борьбы с конным противником.

В более ранних версиях Соловей предстает как глава рода и после своего пленения уговаривает Илью отпустить его, обещая кормить его «ествушкой сахарной», поить «питьицем медвяным» и принести много даров. Илья на уговоры не поддался, более того, полностью разрушил все поселение за то, что люди живут по звериному обычаю и в Бога не веруют. Возможно, этот факт послужил тому, что Илья был канонизирован церковью, ведь он боролся с родо-племенной общиной, которая сохраняла веру предков и не принимала христианства.

Образ Соловья-разбойника также полон загадок и противоречий. Сохранились предания о разбойнике Могуте, который жил в лесах во времена князя Владимира. Жил еще один Соловей — богатырь племени вятичей или финских племен. Основными промыслами вятичей были звероловство, птицеловство и бортничество, и вот именно последний промысел был связан с лазанием по деревьям. Возможно, поэтому былинный Соловей и живет на деревьях.

В советское время было сделано многое для того, чтобы отстранить имя героя от церкви, например, нигде не упоминалось, что в дореволюционных изданиях былин к Илье приходили не «калеки», а Христос и два апостола. Не обходилось и без фальсификаций. Первые исследования мощей были сделаны еще в 1963 году, и комиссия вынесла решение, что тело принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения были имитированы монахами.

Сказания об Илье из города Мурома создавались на протяжении многих веков. Первые былины относятся ко времени «Слова о полку Игоревем» и «Слова о погибели Русской земли». Но и позднее создавались новые творения народного эпоса, в которых Илья предстает уже не древнерусским героем, а казаком. Они пользовались популярностью среди казаков. В 30-е годы ХІХ века в Симбирской губернии была записана былина «Илья Муромец и татарченок». Имя героя упоминается также в германских эпических поэмах ХІІІ века.

Но вот в древнерусских летописях сведений об Илье мы не найдем. Объяснением этому может служить то, что боярская знать специально избегала упоминания о народном герое, который возвысился от простолюдина, завоевал всеобщую славу и изначально был похоронен в великокняжеской усыпальнице собора Святой Софии, что было огромной честью. Возможно, поэтому гробница мужицкого сына впоследствии была разрушена, а останки перенесены в пещеры Лавры.

Хотя и это объяснение часто подвергается критике. К примеру, в былинах старых записей нигде не упоминается о происхождении богатыря. Согласно одним былинам, Илья получил силу от калик, другие повествуют о том, что он изначально был богатырем, и его сила возрастала под руководством Святогора. Также остается загадкой тот факт, что имя Ильи Муромца тесно связано с князем Владимиром Красное Солнышко, хотя, согласно последним исследованиям, жили они в разное время.

Загадок больше, чем ответов, и вряд ли мы когда-нибудь узнаем всю правду. Но удовольствие от чтения былин о народном герое при этом не уменьшается.

Обновлено 29.07.2008
Статья размещена на сайте 26.07.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Насчёт того что И.Муромец жил во времена Владимира КС, можно предположить что жил он во времена другого Владимира, также весьма знаменитого...
    Владимира Мономаха... (1113-1125)..
    Кстати последнего Великого Князя Киевской Руси..После него РУсь начала дробится на уделы.

    Оценка статьи: 5

  • 5++

    Очень интересно, а то что моши Ильи Муромца находятся в Киево_Печерской Лавре для меня очень поучительное открытие. Большое спасибо Елена.

    Оценка статьи: 5

  • Решение загадки Ильи Муромца

    Статья хороша тем, что не умалчивает о тех противоречиях, которые не позволяют нам идентифицировать настоящего Илью с былинным образом, созданным режиссёром Птушко и актёром Борисом Андреевым.
    Статья также показывает, что историю действительнро бывшей Руси многократно фальсифицировали и опять пытаются фальсифицировать и сегодня.
    Прямых доказательств об Илье действительно нет. Но косвенных - хоть отбавляй.
    Вот, к примеру упоминание о том, что мощи богатыря относятся к человеку МОНГОЛОИДНОЙ расы. Это соотчветствует действительности.
    Дело в том, что по былинам Илья патрулировал южную границу, т.е. Степь. Патрулировать степь могут только великолепные конники - КАЗАКИ.
    Т.н. "славяне" не были прирождёнными конниками, так как занимались земледелием, а конником мог быть только пастухи лошадей, такие, как КАЗАХИ, МОНГОЛЫ.
    На Руси конниками были наёмные Торки и Берендеи - монголоидные племена, частью исповедующие тенгрианство, частью - арианское христианство. Часто конницей на Руси были союзные печенеги и половцы. Поэтому-то Илья мог быть Торком или берендеем, принявшим ортодоксальноке православие.
    Однако положение пальцев мощей, сложенный в троеперстие ЯВНО сфальсифицированно в середине 17 века при Алексее Михайловиче. Являются ли мощи "Ильи" 12 века или 17 - могут сказать только учёные.

    Неупоминание Ильи в летописях 12 века объясняется тем, что Илья не был... Ильёй, а носил какое-то другое имя. Если в советское время не упоминали, что к Илье, сидевшем сиднем 33 года напечи (как Емеля!) приходил сам Христос, то выскажу предположение, что к "Илье" приходил Господь в образе... Илии-пророка, т.к. עלי יה /Или Я - "Мой всевышний - Бог Йа(хве)".

    Интересно упоминание о Соловье- разбойнике, как к представителю какого-то неизвестного племени, жившего севернее Киева. Севернее и восточнее Киева жило неславянское племя "север", что в переводе с иврита означает ... "мудрецы". А слово
    Cоловей-----/להב/ -
    . שלהבי /шилави – "тот, кто разжигает пламя». Корень здесь же и Шалава - . שלהבה /шилава – "она разожгла пламя, она зажгла речами, обещаниями"
    Соловей-разбойник никакого отношения к соловью не имеет:
    1. שלו וי/шело вай – «его горе»
    2. שלח וי/шалах вай – «посланный на «Ой-вэй», на беду».
    Вот вам и РАЗБОЙНИК.

    Много прямых доказательств стёрли власти в своих интересах.
    Но главные доказательства, хранящиеся в Русском языке, никто стереть не может. Нужно только вооружиться соответствующим инструментом, чтобы правильно "КОПАТЬ", что и делют археолингвисты.

    Оценка статьи: 5

    • У казаков есть специфическое слово СИМА, которое означает знак, метка.


      КТО ТАКОЙ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
      Как попали шемитские арамейские и ивритские слова в русский язык? 2600 лет назад ТРЕТЬЯ ВОЛНА учителей-"амораим", ХРАНИТЕЛЕЙ древних знаний из страны ШУМЕР ("хранитель") и "Бар Исраэль", заключив союз со скифами-ариями, переселились на север от Ассирии - сначала на КАВКАЗ ("Линия трона"), а затем на Великую реку РА (ИТИЛЬ, ВОЛГА). По Волге ("сдержанная"), по МОЛОГЕ ("Царская река"), они пришли к озёру Неро и основали там свою первую "ХОРОШУЮ СТОЛИЦУ" ("Рош-Тов) (КИДЕШ-град?). По КАМЕ ("подниматься") они пришли в Великую Пермь, по КАРЕ ("холодная") добрались до КАРского моря, поплыли в Югру через пролив Югорский ШАР ("ворота"). Бар Исраэль поднимались и по Оке. Шомеры-самары обкладывали данью местные племена и смиряли (ЗАМИРЯЛИ) непокорных.
      B статье В. С. Кулешова о происхождении названия города Мурома сказано: Известна древнескандинавская форма названия города Мурома – Móramar (Джаксон Т. Н. Austr í Gördum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М., 2001). Далее Кулешов пишет: "древнескандинавская форма во всех отношениях раньше древнерусской, что полностью согласуется с другими подобными фактами, говорящими о большей временнóй глубине скандинавской традиции по сравнению с древнерусской. Как мы уже отметили, древнейшая форма этнонима - morama. Не вызывает сомнений суффиксальный характер форманта -ma, поэтому первоочередную задачу составляет этимологическое исследование основы *mora-. На сегодняшний момент в литературе не предложено не только его финно-угорской этимологии, но и вообще никакой этимологии. Нам неизвестно никаких работ, где было бы доказано финно-угорское происхождение хотя бы нескольких топонимов Муромского Поочья.".
      В Корневом словаре "Маскилон" слово "МОРЕ" "מורה" ( корень "מרה") означает не "учитель", а "НЕПОКОРНЫЙ". С точки зрения иврита "Móramar" - Мурмар ( корень "מרמר ") означает "был ожесточён, озлоблен". Может быть население жёстко встречало варяжских пиратов. Но могут сказать, что по одному топониму судить о его ивритском происхождении рано? В таком случае посмотрим на названия рек, протекающих в окрестностях Мурома –Владимирского:
      Название реки на современной карте Перевод с иврита
      Теша "Слабая, обессиленная", а может быть "Девятая";
      Ушна "Изменяющаяся";
      Мотра "Дождевая";
      Велетьма "Хозяин тумана", "Хозяин Нечистоты";
      Большая Кутра "Большое жертвоприношение"
      А вот названия и их ивритский подтекст мест рек бассейна реки Суры, которая впадает в Волгу в районе г. Чебоксары:
      Название Как могло
      звучать на иврите Переводы на русский язык
      Р.Сура 1,2,3)Шор
      4,5) шура
      1)Бык, вол, на небе Телец;
      2)высокая стена;
      3)враг;
      4)Ряд, шеренга.
      5)строка.
      Скорее всего название реки Суры связано со словом "ШУРА". На востоке (в Афганистане) ШУРА – это Совет старейшин.
      Р.Вад ועד/"ваъд область
      Р.Сатис Сотес Сотис – священная звезда "глаз Тельца" – "Сириус"
      Р.Сивинь שביה/шивъя – пленение (м.б. на берегах этой реки поселили пленённых)
      Р.Исса ישע/йешеа спасение, вызволение, удача
      Р.Урей /אוריурей светоносец (изображение кобры на короне фараонов тоже называлось Урей),
      Р.Алатырь אלתרה/Элтара алтарь, жертвенник
      Р.Пьяна בינה/бэяна – в заблуждении.

      Муром, что в Мещере

      Мещера - название это не расшифровано ни одним этнографом. Мещерская местность - важнейшая на окском пути из Москвы реки по Оке в Волгу. Там всегда жили непокорные люди, не подчиняющиеся никому. Там город Муром - родина КАЗАКА Ильи Муромца.
      Мещера - казачий край, край пограничья.
      А слово КАЗАК - это ивритское חזק /хазак - "СИЛЬНЫЙ". Илья Муромец - это עילי יה /Или Йа - "Всевышний бог".
      Значит, и слово Мещера - ответ надо искать в иврите, и только там.
      И действительно - משרה /месара - "Борющийся", а
      משער /мешаъра - "Ворота". В данном случае - "Ворота на Волгу".
      Муром же - מרומה /мерома - "Высотный", "Стоящий на высоте, на холме".



      Теперь, когда мы убедились в ивритском происхождении древних топонимов Муромской округи, обратимся к главному герою русских былин – к Илье Муромцу. Посмотрите на знаменитую картину Репина "Три богатыря". Справа (почётное место!) от Ильи стоит Добрыня Никитич. Добрыня – имя чисто славянское. Добрыня – славянин, может быть поклонник Перуна. Слева от Ильи Муромца – Алёша–попович (именно с маленькой буквы!). Алёша – Алексей – имя греческое, кроме того он сын православного священника, с наибольшей степени вероятности – грека!

      Оценка статьи: 5

  • Забавно.

    Вот если бы ещё об этом подробнее:
    "Былинные рассказы подтвердились научными исследованиями, причем сравнительно недавно".

    Было бы 5+

    Имею в виду, откуда ясно, что это мощи именно Ильи Муромца, как бы ни звали его прототип? Остальное вторично.

    Оценка статьи: 5