• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Опять двойка? И не только!

Классическая картина Федора Решетникова «Опять двойка!» — ее хотя бы один раз в жизни видел каждый. В каком учебнике она была? То ли в букваре, то ли в «Родной речи» — уже не помню. Но в память врезалась вместе с фамилией художника.

С удивлением для себя выяснил, что я об этом человеке практически ничего не знаю. Оказывается, это участник первых полярных экспедиций Советской России. Он много рисовал в полярных походах — и за одно это ему и слава, и почет. Он рисовал портреты, пейзажи, бытовые сценки. Причем (на мой взгляд) это не просто хорошая работа, это классика жанра. Сегодня его картины, рисованные и вылепленные шаржи смотрятся вполне современно.

И вот смотрю на двоечника — какая прелесть в этой картине! Во-первых, трое детей похожи друг на друга. Во-вторых, у каждого персонажа свой характер, выписанный предельно точно. В-третьих, быт передан в мельчайших подробностях.

Кто главный в этой картине? Первое впечатление — двоечник. Но центральное место в картине занимает пес! Он выделен и цветом — самое яркое пятно в картине. Случайно? Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь к нашему герою — и это самое главное! Единственное существо, которого не волнует, что он принес из школы!

Кто следующий? Опять не двоечник. Мама! Правда, она не на переднем плане, чуть сзади, но ее красное платье выводит ее на второй план (после пса).

Следом идет наш герой, за ним его брат на велосипеде, а потом уже сестра с учебниками.

Еще пару слов об обстановке. Перед нами квартира — отдельная квартира! Обстановка по тем временам — для небедных людей. Мальчик на велосипеде — квартира достаточно велика, в ней можно кататься. На полу ковер — это вообще предмет роскоши! На стенке — часы с боем.

Поэтому и у мамы на лице выражение, которое как бы говорит: «Чего тебе не хватает для учебы?» Кроме упрека, в лице и сожаление, и отчаяние. Что еще надо сделать, чтобы этот лентяй начал нормально учиться? И ее поза (бессильно опущенные на колени руки) тоже говорит об этом.

Каждый персонаж говорит! Младший (которому от старшего наверняка перепадают не только сладости, скорее, наоборот) с выражением торжества думает (это читается на его лице!): «Ага, опять! Сейчас тебе достанется!»

Сестра (отличница, по меньшей мере — хорошистка) смотрит на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: «Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?» У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще сушеная вобла!).

А вот верный друг — он всегда рядом, всегда готов разделить все забавы, погулять, побегать! И его любовь — до облизывания замурзанной мордуленции своего приятеля и хозяина!

Конечно, герой наш не рад, что он проштрафился в очередной раз, что он огорчил маму. Он знает: ему еще кое-что грозит. Что, как вы думаете? Должен появиться папа!

Так ведь и у мамы дополнительные заботы: как смягчить папину реакцию? Тоже задача не из простых. А почему? Мама — домашняя хозяйка (середина дня, а она дома), отец — глава семьи. Кормилец. Его слово — закон! Чем обернется эта двойка для всех?

И двоечник это понимает, но ничего не может поделать! Ну, не нравится ему учеба — и все тут! И плевать, что порван портфель, что шапка неизвестно где! Главное — вырваться на улицу, к ребятам, на каток!

Казалось бы, можно поставить точку. Но нет, это не конец истории. Этот лентяй получил-таки «Переэкзаменовку»! Логический финал. У всех каникулы, а он должен сидеть за учебниками, долбить науку. Вон в окне торчат сподвижники — а куда тронешься? И деревенский пес (не тот, который был в городе) сидит не шевелясь, сопереживая.

А обстановочка — еще та: бабушка только что поднялась с кресла, вышла попить или за чем-то еще. Но на стуле висит орудие наказания (так думается!) — полотенце, которым эта бабушка, обладательница капиталистических предрассудков в области воспитания детей, охаживает при необходимости своего строптивого внука. Судя по его совершенно убитому виду, такое уже случалось. Можно предположить, что рука у бабушки не из легких (а чего бы он был такой сумрачный?).

И получается, как в старой истории: папа — доктор наук, мама — кандидат наук, а сына к поступлению в институт готовит бабушка, которая кончила четыре класса церковно-приходской школы.

Ну, поскольку мы все-таки оптимисты, есть надежда, что этот паренек все-таки одолеет стоящие перед ним рубежи, выгрызет из науки кусок гранита и получит за это аттестат.

В начале статьи я указал на то, что картина «Опять двойка!» была непременной принадлежностью школьных учебников (в мое время). Есть подозрение, что она присутствует в них до сих пор: в Сети есть методическое пособие, как написать сочинение по этой картинке (проверьте, эта статья соответствует методичке или нет).

С глубоким прискорбием констатирую факт, что педагоги не учитывают достижений психологии. Помещение такой картинки в учебники настраивает учеников на получение двоек, а не на хорошую учебу. Почему? Да потому что она несет в себе отрицательный заряд! Она портит настроение всем, кто на нее смотрит (кроме самих двоечников, которые смеются при взгляде на нее — они узнают сами себя). Есть в этом некоторое противоречие: прекрасная картина великолепного художника, а приводит вот к такому эффекту!

Ну, и последний вопрос: как же все-таки пробудить интерес ребенка к учебе? Точного ответа дать не могу, даю только рекомендацию: прячьте от него эти картинки подальше, пока он учится! Допускайте к просмотру картин только после окончания школы!

Статья опубликована в выпуске 16.08.2008

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • С ужасом вспомнила экскурсоводш, которые рассказывали что, по их, одобренному сверху, мнению написано, нарисовано, отражено... Люблю ходить в музей "без сопровождения".
    Статья вообще непонятно о чём. Пересказать то, что и так видно? Описать методы, почему-то названные капиталистическими: Но на стуле висит орудие наказания (так думается!) - полотенце, которым эта бабушка, обладательница капиталистических предрассудков в области воспитания детей, охаживает при необходимости своего строптивого внука.
    Да и методы ли это, да и воздействия ли, да и на что и почему? Почему частное и спорное мнение одного из зрителей (тут не восприятие произведения искусства присутсвует, а именно зрение его) нужно считывать почти всю статью?

    С глубоким прискорбием констатирую факт, что педагоги не учитывают достижений психологии Странный вывод по одной картине, при чём без уверенности, что она есть в учебниках. Но мнение такое у автора почему-то есть!
    А "отрицательный заряд с испорченным настроением" - так это хороший повод обратиться к психотерапевту, по поводу личных комплексов и стрессов автора.

    Ну, и последний вопрос: как же все-таки пробудить интерес ребенка к учебе? Точного ответа дать не могу, даю только рекомендацию: прячьте от него эти картинки подальше, пока он учится! Допускайте к просмотру картин только после окончания школы!
    Не можете, так и не надо вообще об этом писать. Словоблудие получилось.
    Вывод один: бояться и прячутся всегда только от собственных комплексов и стрессов. И видят в других тоже только их, родных.

    Оценка статьи: 3

  • Борис, спасибо! В очередной раз порадовали! В закладки и в распечатку для мужа! Звонила сейчас ему. Обрадовался! Привет вам от него и рукопожатие. Спрашивает -а еще будут статьи о картинах?

    Оценка статьи: 5

  • При заголовке - не тот Федор Решетников. При заголовке - фото беллетриста середины позапрошлого века, современника Некрасова, этот Решетников помер еще в 19 веке. Картины же - художника Федора Решетникова, годы жизни не знаю, но если и жил в 19 веке он, то лишь в самом конце - вы ж видите, картинки-то советскую действительность изображают.

    • Люба, картинку поставил редактор. Я ничего не могу поделать - я его уважаю.

      • Ну как это - "ничего не могу поделать". Не может оформитель знать в лицо Федоров Решетниковых, ищет по фамилии. И коли случилась ошибка, она должна быть исправлена, уважение ведь не в том, чтобы сделать вид, что всё в порядке.

        • Марианна, я просто не знал, как реагировать. Здесь и по времени не было много разгона. Ничего страшного, так даже веселее.

          • Уважаемые друзья, могу Вас заверить, что и сейчас в школах России нашим-вашим чадам в начальных классах демонстрируют сею картину и знакомят с художником.
            И, если Вы послушаете высказывания детей об этой картине, то у Вас изменится мнение, что подобные картины нужно спрятать.
            Что для ребёнка главное в учёбе? Интерес. Когда учитель, может сделать урок ярким и интересным, заставить ребёнка думать, размышлять, анализировать, высказывать свои мысли, тогда ни от каких картин вреда не будет.
            С уважением.

            • Элла, спасибо за комментарий. В нем отражается не взгляд на картину как таковую, в нем взгляд на систему воспитания. В России генетически заложено в педагогов стремление подавить ученика, заставить его думать, заставить учиться. И от этого никуда не денешься. Если учитель хочет показать, что двоечник на картинке - плохой человек и поэтому художник изобразил его в темных тонах, он это сделает.

              Хорошо это или плохо для ученика? Я думаю, что плохо. Второкласснику внушают страх перед наказанием. Не стремление сделать хорошо, а страх. Потому что так легче, потому что так учили самого учителя. Результат такого воспитания - агрессивность.

              • Разрешите, Борис, с Вами не согласиться. У Вас искажённое представление об обучении детей в в школе. Боже упаси подавлять ученика, нужно вызвать интерес к учёбе, желание бежать на урок и познать.Не заставить детей думать, а научить находить истину. И почему же двоечник на картине плохой человек, если его так любит собака??? Значит, он добрый мальчик, если животные к нему тянуться. А двойки? У кого их не бывает. Ведь учитель может преподнести сюжет картины по-своему усмотрению...
                Зачем же внушать страх пред наказанием, лучше вообще не допускать ситуаций с наказанием. Верьте или нет, а у моих учеников просто нет двоек, даже троек нет. Они настолько любят гражданское образование с использованием информационно-компьютерных технологий, что бегут в кабинет не дожидаясь звонка и первый вопрос:"А что сегодня? А куда будем путешествовать? А мистер Кластер придёт? А тесты будут? А блиц-турнир?"
                Так что оставайтесь при своём мнении, Борис. Я давно работаю в школе и знаю какие достойные педагоги есть в наших школах.

                • Мне кажется, что вы перевели разговор в плоскость, которой я не касался и которая сама по себе мне кажется непродуктивной: есть хорошие учителя и есть плохие.

                  Последнее утверждение верно на сто процентов, оспаривать его нет смысла. А что касается подхода (моего) и моего искаженного, как вы пишете, взгляда на образование - у меня громадная база для сравнения. Когда я оказался в Израиле, было совершенно непривычно наблюдать за терпеливыми, как шимпанзе, мамами. На уровне закона подавляются всякого рода агрессивные действия.

                  Конечно, элемент принуждения присутствует в образовании, без этого нельзя, но он не агрессивен. То же самое могу сказать про своего младшего сына, у которого было очень много проблем с учебой - и точно так же меня поражала и поражает до сих пор система - не подход отдельных выдающихся учителей, а система.

                  • Борис, мы с Вами смотрим на образование под разными углами.
                    Многие педагоги давно ратуют на то, что нужно поменять систему в образовании!!! И многие из нас её уже меняет, идут по совершенно новому пути, порой он труден и тернист, но результаты на лицо.
                    Кстати сказать, самое неинтересное в моем детстве - школа. Поэтому я делаю всё, что в моих силах, чтобы процесс образования для детей был увлекательным путешествием в страну знаний.
                    Я поддерживаю Татьяну и с удовольствием бы прочла Вашу статью о системе образования в Израиле. С уважением.

                    • К сожалению, это невозможно. Слишком трудоемко для меня. Хотя, наверняка, открылась бы масса интересных подробностей.

                      Если мне что-нибудь удастся - постараюсь.

                      Что касается жалоб - есть они и в Израиле на местную систему образования. Мало того, русские учителя открыли свою школу. И она пользуется популярностью. Но есть два фактора, по меньшей мере, которые надо принять во внимание: 1) это сделали не рядовые учителя,
                      2) они знали, что надо исправить в местном преподавании. По-моему, именно это обеспечивает этой школе успех.

                      • а и интересно не общее "о системе", а взгляд родителя-родственника... У меня подруга, учитель английского, уезжала в Израиль, сестра ей сказала: готовься переучиваться, здесь навряд ли сможешь преподавать , тут дети не те...

                        Оценка статьи: 5

                        • Об этом говорят все - и ученики, и учителя, и родители. А что такое - те? Каких надо? На каких учили в стране исхода?

                          И там, и здесь хотят послушных, старательных, внимательных. И здесь преподаватели разные по подходу, по квалификации, по характеру. Но система другая. К ней не могут привыкнуть родители, а тем более учителя, которым надо ломать свою систему, сложившуюся в совершенно других условиях.

                          • В связи с этим я всегда удивляюсь вот чему. Советская школа постоянно была в горячке от каких-то идей, от каких-то педагогов-самородков – одни писали книги о проникновении в детскую душу, другие изобретали чудернацкие приемы… А выходили оттуда в массе в общем-то невежды. И историю мы как следует не знаем, и языки – совсем никак. Ну разве что математику-физику еще туда-сюда...

                            А вот как почитать про царские гимназии – хоть Кассиля, хоть Чуковского, хоть Паустовского, да много кого! – учителя гимназий все какие-то уроды да монстры. Никаких приемов, чуть что – единица! Вон из класса! И сплошная зубрежка. Никакой методики-педагогики. А выходили оттуда блестяще образованные люди: и гвельфа с гибеллином не спутают, и латынь-греческий знают, не говоря уж о 3-4 современных языках… Вот почему ж такое, а?

                            http://beltsy.lit.com.ua/stetliz1.htm - адрес цитаты

                            • ну, насчёт гимназий, я бы не была так категорична. во-первых туда отдавали после основательного домашнего воспитания. и языки дети начинали осваивать с боннами и гувернантками, а не в гимназии.
                              во-вторых, классики люди конечно великие, но как не крути, документальные записки они не вели, и по большому счёту их произведения лишь часть окружавшей их реальности, к тому же переделанной их воображением.

                              но если говорить исключительно о системе и методах..у всех свои плюсы и минусы. лично я бы ориентировалась на результат. вокруг меня столько "жертв" системы образования ходит, не перечесть. кого-то надо учить из под палки, кого то в игровом процессе. но дело ведь не в этом. в любой системе будут успевающие люди. но вот успешные ли?

                              зачем вообще мы учимся? зачем отдаём в школы детей? чтобы много знали? ну так развивайте им память, и будут у вас ходячие энциклопедии.

                              как по мне, то всё что делает человек, учится там, или работает, или отдыхает, должно нести радость. а иначе зачем? это садо-мазохизм тогда.

                              одно дело когда ты учишь сложный, но интересный тебе предмет: ломаешь голову, ночами не спишь, забываешь про еду и отдых, но потом такое удовольствие получаешь-я сделал, я смог, теперь я буду, теперь я знаю и умею. вот это кайф.
                              а другое дело когда тебе по голове всю жизнь начиная с родителей, учителей, и заканчивая знакомыми и друзьями, долбят по голове что ты должен быть вот таким и таким, и будет всем счастье. а ты мучаешься, и задаёшься вопросом: ну вот я учусь, ну вот уже знаю то и это, но почему ж так паршиво при этом себя чувствую?

                              так что это палка о двух концах. можно и отличником быть, и знать много, и спиться потом от того, что всю жизнь жил как надо, а не как хотелось.

                              на мой взгляд система образования и объём знаний ничего общего со счастьем не имеют.

                              Оценка статьи: 4

                              • Вот-вот, Наталья, очень верный вывод Вы сделали: ИНТЕРЕС - двигатель человеческого прогресса.
                                Если нам интересно, мы приходим общаться на этот сайт, познаём что-то новое и т.д.
                                Моя цель в работе: ребёнку-ученику должно быть ИНТЕРЕСНО учиться, познавать, он должен комфортно чувствовать себя в школе, учитель должен быть не суровым наставником, а другом, которому можно доверить всё...

                • Замечательно, Элла! Я всегда считала, что моей дочери повезло с учителями, что они были талантливые и мудрые. и они такими для неё и были! Я вспоминаю свои сочинения по литературе, как тихий ужас. А для неё это было нормально и интересно(!) многое от преподавателя зависит!
                  А заставить... есть, наверное, моменты, когда надо и нажать. И не только учителям, а и родителям. В средних классах, когда набирается "техника", азы, бывает нудновато и сложно детям. Ну обычные они: что-то нравится, что-то нет, лень и прочие отвлекающие составляющие. А уже так, как маленького, не увлечёшь. На такие пряники не купишь

                  Оценка статьи: 5

      • Да я понимаю, ну, сошлись два Федора Решетникова. Кстати, не тема ли для размышления - эти тезки, один - тот, что на портрете - мрачный, ущербный, язвительный, беллетрист второго, если не третьего ряда, и второй - живописец, и этот соцреалист середины двадцатого века с "опятьдвойкой", сын иконописца, почти разночинец, как и первый, только родился на век позднее, ученик Моора, график, шаржист, карикатурист - и соцреалист, лауреат сталинской премии...

  • замечательная статья..есть только одно но...концовка смазана советом прятать картинки от детей..нелепость. каждый сам находит то, что ему необходимо. вот вы увидели одно, а судя по комментариям все остальные видели каждый чтото своё. так что прячь не прячь, но если пациент хочет жить, медицина бессильна.

    Оценка статьи: 4

    • Наташа, спасибо за комментарий и за оценку. Действительно, прячь - не прячь, ее извлекут и покажут. Так привыкли воспитывать: угрозами и принуждением. И если педагоги захотят - ученик обязательно получит в назидание угрозу быть наказанным.

  • А картинка эта, кажется, в учебнике русского языка было. Только не помню за какой класс.

    Оценка статьи: 5