• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Автограф на память? А почему бы и нет!

В 1834 году в одном из петербургских журналов появилось стихотворение А. С. Пушкина «Красавица» с указанием, что оно вписано в альбом адресата…

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей…

Предположений по поводу того, к кому обращался поэт, было много. В 1929 году писатель В. Вересаев приобрел рукопись этого стихотворения у одного из коллекционеров. За помощью он обратился к известному пушкинисту М. Цявловскому, которого попросил определить подлинность текста. Листок бумаги был вырезан из альбома, вложен в конверт, на нем была надпись, что рукопись внесена поэтом в альбом петербургской красавицы, графини Е. М. Завадовской.

Долгое время стихотворение находилось в семье В. Вересаева. И только после смерти писателя альбомный листок обнаружил редактор его произведений Ю. Фохт-Бабушкин в бумагах В. Вересаева. К стихотворению была приложена записка М. Цявловского в подлинности пушкинской рукописи. В 1967 году она была передана в Пушкинский дом (музей института русской культуры), где сегодня хранится около 12,5 тысяч автографов А. С. Пушкина.

Любопытна судьба коллекционера А. Ф. Отто (Онегина), взявшего себе фамилию героя пушкинского произведения. Находясь в Париже, Онегин создал один из первых музеев, посвященный известному поэту. Коллекционер всю жизнь собирал рукописи А. Пушкина, вел переписку со многими писателями, актерами и художниками. Он собрал около 800 прижизненных изданий Пушкина. Сегодня они находятся в музее А. С. Пушкина в Москве.

Слово «автограф» имеет греческие корни. Оно произошло от сочетания двух слов «сам пишу». И в первоначальном значении имело смысл как текст автора, его подлинность. В древности ценились автографы знаменитых людей. Среди них известны рукописи Цицерона, Вергилия.

Историки, изучающие материалы древности, были удивлены, когда обнаружили на страницах молитвенника Архимеда, известного специалистам как «Палимпсест Архимеда», кроме уже найденных заметок самого обладателя книги и афинского оратора Гиперида IV века до н.э., еще и записи Аристотеля. Кстати, записи Гиперида обнаружила группа рижских экспертов, в них шла речь о битве персов с греками (480 год до н.э.).

Однако наиболее популярным коллекционирование автографов становится в конце 16 века во Франции. Известно, что Ломени-де- Бриенн, секретарь короля Генриха IV, имел большую коллекцию, затем собирательство автографов проникло в Англию, Германию и Россию.

В 1801 году в Париже был организован аукцион, на который основатель французской академии Арман Ришелье впервые выставил для публики собрание автографов. Стоимость автографа определялась значимостью лица, писавшего его, уделялось внимание рукописи автора (если таковая была), ее содержанию.

Когда в конце 18 века в России формировался фонд первой Публичной библиотеки, по просьбе ее директора А. С. Строганова в него были переданы Александром I рукописи, которые принадлежали русскому чиновнику в парижском посольстве П. П. Дубровскому. Этот человек собрал около 8 тысяч автографов известных людей Франции.

Зная об особенной «страсти» П. Дубровского, многие писатели сами передавали ему свои рукописи. Так в его «архив» попали рукописные сочинения Г. Державина, А. Писарева, Д. Фонвизина и другие. П. Дубровский стремился «зародить соревнование в своих соотечественниках — привозить из дальних странствий не кружева и сервизы, а предметы, которые бы обогатили нашу культуру».

Его примеру следовали и другие. Известными коллекционерами 19 века были меценаты П. Щукин, А. Бахрушин, ученый Е. Барсов. Русский литературовед и искусствовед И. Зильберштейн привез из Парижа в Россию около 20 тысяч редких документов, принадлежащих известным людям из мира искусства. Он мечтал о музее частных коллекционеров, в который бы люди сами передавали собранные ими реликвии. Сейчас такой музей существует. В 18 веке издавались книги с собранием автографов авторов. Среди наиболее известных — сочинения Г. Державина (5-й том. 1831 г.) и Е. Баратынского «Наложница» (1831г.)

Как вы заметили, любой автограф имеет свою историю. Так писатель С. Экшут, написавший книгу о Ф. Тютчеве, решил украсить ее автографом поэта. За помощью Экшут обратился в государственное книгохранилище, где находились документы с автографами поэта.

Этому факту есть объяснение. В 1872 году поэт и барон Ф. Бюлер принимали участие в одном из заседаний общества «духовных просветителей». Слушая выступающих, Тютчев что-то писал на бумаге. Но, погруженный в свои мысли, он, уходя, оставил рукопись на столе. Так стихотворение поэта, посвященное супруге Эрнестине, случайно попало в личный архив барона Ф. Бюлера. Подобным же образом стихи Тютчева сохранил граф П. Капнист после совещания при Совете управления по делам печати.

Известный писатель Корней Иванович Чуковский часто общался с писателями, поэтами, актерами, певцами. Всем своим гостям он стал предлагать на страницах его книги оставлять короткие записи с автографом. Художник Илья Репин был одним из первых, кто оставил в этой книге автограф. Для альбома придумал Репин и название — «Чукоккала». В основе его первые буквы фамилии писателя и название финского поселка, где жили писатели и художники — Куоккала.

На страницах этой удивительной книги автографы со стихами и рисунками Л. Андреева, М. Горького, И. Бунина, А. Куприна, А. Толстого, В. Маяковского, А. Блока и многих других знаменитых людей.

Чуковский мечтал об издании альбома. Но при жизни это осуществить ему не удалось. В 80-е годы над книгой работала внучка писателя Е. Ц. Чуковская. Но в те годы цензура лишила этот альбом многих рисунков, экспромтов, в том числе и автографов В. Ходасевича, А. Солженицына, Н. Гумилева, А. Ахматовой. 41 автограф не вошел в первое издание книги. И только 2 года назад она была издана в том виде, в каком ее хотел видеть К. Чуковский.

Библиофилы России знают 75-летнего смоленского коллекционера П. Пропалова. Вся его квартира — это музей из книг. Но самая большая коллекция — книги и рукописи С. Есенина (600 книг).

Интересную коллекцию автографов собрал фотограф газеты «Неделя», лауреат премии «Золотой глаз России» В. Ахломов. Фотографируя знаменитостей для газеты, он стал собирать их автографы. Сегодня у Ахломова 400 автографов.

С появлением спроса на автографы стали появляться у торговцев ими документы-подделки. Французский эксперт в области коллекционирования Фредерик Кастан считает, что настоящий автограф легко определить. Прежде всего, по времени, в которое писалось то или иное сочинение, чернилам и почерку. Фредерик заметил, что «каждый лист бумаги еще 2−3 века назад имел водяной знак».

С годами изменился стиль автографов. Раньше они начинались со слов: «Любезнейшему другу», «Вашему превосходительству» и т. д. Как правило, подобные надписи были достаточно многословными. Сегодня знаменитости могут «черкнуть» автограф на любом предмете собеседника, его одежде, руке.

Ежегодно общество научной фантастики в Европе вручает литературную премию имени писателя А. Беляева (автор книги «Голова профессора Доуэля»), которая была учреждена 18 лет назад писательской организацией в нашей стране. Премию за эти годы получили многие писатели, критики, издательства и журналы. Характерно, что премия представляет собой медаль с автографом А. Беляева.

В 2006 году на ХIХ Международной книжной ярмарке в Москве посетители впервые увидели новую книгу «Автограф века», в которой 25 фотографий известных людей России с автографами. Думается, что ярмарка стала началом в «новой» жизни автографов.

Статья опубликована в выпуске 22.09.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: