Валентина Пономарева Грандмастер

Соберем грибное лукошко... в фольклоре?

Грибов в мифах, легендах и преданиях множество: то в качестве героев, то в виде магических знаков. Давайте посмотрим, чем характеризовалась их символика в разных культурных традициях.

Связные иномирья

Представления о принадлежности грибов к потустороннему миру имеют место у славян. Чешское присловье «тогда ты еще ходил по грибы» или «…еще грибы пас» употребляется в значении «тебя еще на свете не было».

Индейцы и сибирские народы с давних времен принимали галлюциногенные грибы во время религиозных праздников. В ненецкой ворожбе по количеству съеденных шаманом мухоморов определялось число изгнанных им злых духов.

В японской сказке бедняк Коскэ, аналог нашего Емели, отведал красных грибов и веселился весь день, а на следующий накормил ими местную Несмеяну вместе с ее отцом — правителем и царедворцами, которые сразу впали в буйное веселье, быстро перешедшее в свадьбу героя с принцессой.

В Индонезии считалось, что поев неких грибов, люди обретают способность говорить на разных языках. В Мезоамерике на рубеже новой эры появились скульптуры грибов-идолов, а за 3,5 тыс. лет до этого — изображения танцующего шамана с грибом в руках. На Среднем Западе говаривали: «Растущие на соснах грибы в конце февраля кричат «Хохохохо!» (их тоже применяли в магических целях).

Демонические существа

Достаточно привести названия некоторых грибов, чтобы убедиться в том, насколько они выразительны. У русских: «собачий гриб», «чертов табак»; у словаков: «вороний помет», «борода еврея», «цыганский гриб»; у поляков: «бычьи яйца» и т. д.

В славянской народной демонологии грибы являются живыми существами, обладают даром речи, превращаются то в жаб и червей, то в золото, способны отбирать у людей силу и здоровье. Растущие кругами грибы русичи испокон веку называли «ведьмиными кольцами».

В палеоазиатской мифологии широко распространены сюжеты о «мухоморных людях», на Чукотке тоже сохранились предания о лесных девушках-мухоморах, которые заманивают охотников в лес.

Нивхи не ели грибы, полагая их пенисом черта или его ушами. Поляки и белорусы считали грибы заколдованными ведьмами или карликами. На русском Севере, напротив, верили, что грибов в лесу не будет, если под дождем искупалась ведьма. Народ куива не сомневается, что в этом образе предстают подземные люди в сине-зеленых шляпах, а иногда злые духи, насилующие женщин.

Зато освященные грибы служили оберегом от нечистой силы, от сглаза, использовались в народной медицине.

Божественные дары и дарители жизни

Широко распространена версия о происхождении грибов от грома, например, в результате наказания богом-громовержцем своих детей (античные государства, Индия, Аравия, Дальний Восток, Океания, Северная Америка и т. д.). Это отразилось и в названиях: русский «громовик», словенский — molnjena goba, «молнийный гриб», маорийский whatitiri и т. д.

На тихоокеанских островах, что между Австралией и Америкой, существовала легенда о том, как мужчина Nimei и женщина Niwong, плавая в море, в процессе творения суши создают два гриба и закидывают их в небо: мужской стал Месяцем, женский — Солнцем. Африканские пангве убеждены, что земля возникла из нижней, а небо — из верхней половины древесного гриба.

Славяне сообразно форме грибов делят их на мужские и женские и наделяют брачной символикой. Песенный фольклор белорусов для весенних и свадебных гуляний включал сюжет о том, как девушка приносит из леса мухомор и кладет с собой спать.

По австралийской легенде аборигенов караджери два брата нашли по грибу, удлиненный и уплощенный, подули на них, и в результате те стали мужскими и женскими гениталиями, тотчас возникшими у всех членов племени.

А предание кетов повествует, что мужчины и женщины выросли из семян, брошенных в землю богом Есеем (или Есем), и поначалу жили отдельно: бабы — в чумах, мужики — в лесу, в виде фаллосов-грибов, где их навещали жительницы чумов.

Однажды женщине надоело ходить на свидания, она вырвала мужскую особь из земли и принесла домой, но та увязла на полу и стала совершенно непригодна для использования по прямому назначению. Тогда бог прислал на выручку мужчину, не имевшего собственных гениталий, тот выдернул грибной фаллос, который прирос к нему на радость всему женскому населению. Те же, что остались в лесу, захирели без привету от бывших посетительниц и стали всего лишь грибами, которые едят только русские, не зная их происхождения.

Грибы со шляпками - символ Каппадокии Греки называли грибы пищей богов, а ацтеки — божьей плотью. В даосизме они считаются пищей гениев и бессмертных. А вот в Ягнобской долине Таджикистана существует поверье, что когда Великая мать вытряхивает из своих одежд вшей, то они, падая на землю, превращаются в грибы.

Происхождение грибов связывается и с пищей, которую втайне от Христа ели и выплюнули апостолы. Так, у немцев, украинцев, белорусов и словаков существует легенда о том, что женщина даёт св. Петру хлеб (пирог), тот ест украдкой; Христос спрашивает, что Петр ест, тот давится, хлеб превращается в грибы.

У австрийцев — другой вариант. В пору солнцеворота св. Петр и Господь проголодались, крестьянин дал Петру три золотистых пончика; оба съели по одному, а третий Петр спрятал; по пути стал откусывать понемножку, но каждый раз, когда хотел проглотить, Господь его о чем-нибудь спрашивал, он выплевывал кусок — так появились грибы лисички, вырастающие ко дню летнего солнцеворота.

Много значений у грибного символа. Собрав их в лукошко, не торопясь разберем, что понравилось — оставим и запомним, что не нужно — отложим в сторонку. Так?

Обновлено 23.01.2009
Статья размещена на сайте 1.08.2008

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: