Бык — древнейший символ в культурной традиции народов.
Истоки его почитания просматриваются еще в древнейшем искусства. А в Египте найдено около 60 тыс. захоронений с саркофагами мумифицированных быков!
Может показаться неожиданным, что бык в ряде случаев выступает противником Бога или героя:
— в иранской мифологии об этом свидетельствует убийство первобыка Ахриманом;
— в зороастризме один из основных подвигов бога Митры заключается в том, что он убил быка;
— на шумерских печатях Гильгамеш сражается с человеко-быком;
— наконец, Тесей одолевает критского минотавра.
Всё это связано с обрядом ритуального состязания и последующего принесения в жертву священного быка. К примеру, в Испании, Португалии и Латинской Америке до сих пор проводят корриду, представляющую собой отголосок древних игр и обрядов жертвоприношения. Во время греческих Буффоний убивали быка, съевшего жертвенный хлеб. Почему?
Речь идет о быке как зооморфном божестве, связанном с громовержцами.
У индийского бога Шивы был священный бык Нанди, который олицетворял половую энергетику. В хеттской и хуритской мифологии у бога грозы по два быка. И в Средиземноморье бык был символом бога грозы.
Так, Зевс, похищая Европу, превратился именно в него. Божеств водной стихии, включая Посейдона (который изначально был богом земного плодородия, и только потом в его ведение перешло море), греки также изображали в этом подобии. Римляне быка приносили в жертву громовнику Юпитеру, а порой и изображали в этом образе.
Согласно Прокопию (VI в .н.э.), славяне жертвовали быков богу — творцу молний (речь идет, разумеется, о Перуне). На Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской, Орловской губерниях и др. вплоть до XX в. в Ильин день собиралась мужская скотоводческая братчина — пир, к которому закалывали специально откормленного всей общиной быка, мясо его съедали или раздавали, а кости обязательно сохраняли, потому что считалось, что они приносят удачу.
Но ведь Ильиным стал дохристианский Перунов день. Изначально именно громовнику Перуну посвящали эту жертву и удачу ждали именно от него. В Костромском крае при падеже скота закалывали бычка. На Орловщине кости жертвенного бычка закапывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме».
Кроме того, существовало поверье, что кости жертвенного быка обеспечивают ясную погоду при жатве и сенокосе. Иными словами, жертвенный бык связан с плодородием и удачей.
От Перуна к Велесу
В ранне-государственный период громовники всё больше и больше становятся покровителями дружин правителей, отчасти теряя при этом свою первичную земледельческую функцию. Так стало и с Перуном. В «Слове о полку Игореве» друг князя Игоря, предводитель воинов Всеволод именуется Буй Тур Всеволод,
Вот, например, отрывок из былины «Три года Добрынюшка стольничал», в котором колдунья Маринка Койдаловна превращает героя в тура,
Обвернула его, Добрыню гнедым туром,
Пустила его далече во чисты поля,
А где там ходят девять туров,
А девять туров, девять братников,
Что Добрыня им будет десятый тур,
Всем атаман-золотые рога!
В пору раннего христианства на Руси символ быка перешёл в ведение хтонического Велеса и ведущим стало обозначение им плодовитости (соответственно — и достатка).
описывает игру «турицы», по условиям которой парни, наряжаясь быками, гонялись за красными девицами и старались боднуть их в «непотребное» место. Это весьма прозрачный намёк на половую энергетику и связанную с плодовитостью роль образа.
Бычьи рога и маски как охранительные знаки известны на Балканах с 5−4 тыс. до н.э.: считалось, что голова этого животного и его рога отгоняют нечисть. С этим связан и обычай пить из турьих (бычьих) рогов на Руси и Кавказе.
Лунное божество
В незапамятные времена, за несколько тысячелетий до н.э. у жителей Двуречья, Средней Азии, древней Индии и др. бык воспринимался, в первую очередь, как образ лунного божества. В иранской мифологии был даже месяц, называемый «имеющим семя быка». В Шумере и Аккаде бог луны Син изображался в облике синебородого быка.
Корни выражения «взять быка за рога» происходят оттуда. Смысл его его заключается в работе воли над воображением, которое связано с чувственностью. Согласно этим представлениям, Луна обладает способностью воплощать вещи, делать их конкретными.
Как замысловаты пути человеческой речи, и какие древние истоки имеют порой расхожие выражения!
Дорогие коллеги, спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как всегда - прекрасная статья, изысканные иллюстрации! По-моему, чем чаще люди будут задумываться над, казалось бы, самыми обычными выражениями и словами, тем понятнее становятся далекие события и другие народы. После такой публикации хочется узнавать больше, а древняя история кажется ближе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно (тем более после всей политической грязи), тяга к прекрасному у большинства людей есть
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья. 5
Когда-то красавица Европа одной из первых уверенно взяла быка за рога.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну ты смотри - это ж надо!
Как они - пути этих выражений-то наших "неисповедимы"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить