Валентина Пономарева Грандмастер

Зачем брать быка за рога? Символика древнего образа

В сказках образ быка выполняет роль преобразователя социального мира, установителя справедливости («Иван Быкович», «Иван Коровий сын»), а также символизирует привлечение богатства («Бычок — смоляной бочок»). Откуда это повелось?

Бык — древнейший символ в культурной традиции народов.

Истоки его почитания просматриваются еще в древнейшем искусства. А в Египте найдено около 60 тыс. захоронений с саркофагами мумифицированных быков!

Бог Митра убивает быка Может показаться неожиданным, что бык в ряде случаев выступает противником Бога или героя:
 — в иранской мифологии об этом свидетельствует убийство первобыка Ахриманом;
 — в зороастризме один из основных подвигов бога Митры заключается в том, что он убил быка;
 — на шумерских печатях Гильгамеш сражается с человеко-быком;
 — наконец, Тесей одолевает критского минотавра.

Всё это связано с обрядом ритуального состязания и последующего принесения в жертву священного быка. К примеру, в Испании, Португалии и Латинской Америке до сих пор проводят корриду, представляющую собой отголосок древних игр и обрядов жертвоприношения. Во время греческих Буффоний убивали быка, съевшего жертвенный хлеб. Почему?

Испанская коррида Речь идет о быке как зооморфном божестве, связанном с громовержцами.

У индийского бога Шивы был священный бык Нанди, который олицетворял половую энергетику. В хеттской и хуритской мифологии у бога грозы по два быка. И в Средиземноморье бык был символом бога грозы.

Так, Зевс, похищая Европу, превратился именно в него. Божеств водной стихии, включая Посейдона (который изначально был богом земного плодородия, и только потом в его ведение перешло море), греки также изображали в этом подобии. Римляне быка приносили в жертву громовнику Юпитеру, а порой и изображали в этом образе.

Европа на быке. Ок. 540-520 гг. до н.э. Музей виллы Джулия, Рим Согласно Прокопию (VI в .н.э.), славяне жертвовали быков богу — творцу молний (речь идет, разумеется, о Перуне). На Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской, Орловской губерниях и др. вплоть до XX в. в Ильин день собиралась мужская скотоводческая братчина — пир, к которому закалывали специально откормленного всей общиной быка, мясо его съедали или раздавали, а кости обязательно сохраняли, потому что считалось, что они приносят удачу.

Но ведь Ильиным стал дохристианский Перунов день. Изначально именно громовнику Перуну посвящали эту жертву и удачу ждали именно от него. В Костромском крае при падеже скота закалывали бычка. На Орловщине кости жертвенного бычка закапывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме».

Кроме того, существовало поверье, что кости жертвенного быка обеспечивают ясную погоду при жатве и сенокосе. Иными словами, жертвенный бык связан с плодородием и удачей.

От Перуна к Велесу

В ранне-государственный период громовники всё больше и больше становятся покровителями дружин правителей, отчасти теряя при этом свою первичную земледельческую функцию. Так стало и с Перуном. В «Слове о полку Игореве» друг князя Игоря, предводитель воинов Всеволод именуется Буй Тур Всеволод, т. е. буйный, сильный бык. Быки или туры на Руси олицетворяли воинов, и, значит, посвящались Перуну в его воинской ипостаси.

Вот, например, отрывок из былины «Три года Добрынюшка стольничал», в котором колдунья Маринка Койдаловна превращает героя в тура, т. е. в быка:

Обвернула его, Добрыню гнедым туром,
Пустила его далече во чисты поля,
А где там ходят девять туров,
А девять туров, девять братников,
Что Добрыня им будет десятый тур,
Всем атаман-золотые рога!

В пору раннего христианства на Руси символ быка перешёл в ведение хтонического Велеса и ведущим стало обозначение им плодовитости (соответственно — и достатка). Б. А. Рыбаков в «Язычестве древней Руси»
описывает игру «турицы», по условиям которой парни, наряжаясь быками, гонялись за красными девицами и старались боднуть их в «непотребное» место. Это весьма прозрачный намёк на половую энергетику и связанную с плодовитостью роль образа.

Бычьи рога и маски как охранительные знаки известны на Балканах с 5−4 тыс. до н.э.: считалось, что голова этого животного и его рога отгоняют нечисть. С этим связан и обычай пить из турьих (бычьих) рогов на Руси и Кавказе.

Лунное божество

В незапамятные времена, за несколько тысячелетий до н.э. у жителей Двуречья, Средней Азии, древней Индии и др. бык воспринимался, в первую очередь, как образ лунного божества. В иранской мифологии был даже месяц, называемый «имеющим семя быка». В Шумере и Аккаде бог луны Син изображался в облике синебородого быка.

Корни выражения «взять быка за рога» происходят оттуда. Смысл его его заключается в работе воли над воображением, которое связано с чувственностью. Согласно этим представлениям, Луна обладает способностью воплощать вещи, делать их конкретными.

Как замысловаты пути человеческой речи, и какие древние истоки имеют порой расхожие выражения!

Обновлено 2.08.2008
Статья размещена на сайте 1.08.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: