Иван Пазий Мастер

Какие существуют памятники в честь освобождения Болгарии от турок?

Героической страницей в историю России вошла военная кампания 1877−1878 годов. Русские войска принесли освобождение народам Балкан от турецкого гнёта.

Петербургский Троицкий собор, построенный в 1856 году по проекту архитектора В. П. Стасова, украшен трофеями этой военной кампании.

Память об этих событиях сохраняется и в Болгарии. На местах крупных сражений установлены часовни и храмы — памятники русским воинам-освободителям. Крупный мемориальный комплекс расположен на Шипкинском перевале. Здесь летом 1877 года шли тяжелые, кровопролитные бои. Перевал имел исключительное значение в ходе боевых действий. Он связывал Северную Болгарию с Южной и открывал дорогу для соединения турецких Южной и Восточнодунайской армий, что для русских войск могло иметь самые тяжелые последствия. Отряд генерала Н. Г. Столетова, состоявший из русских воинов, и болгарских ополченцев, не пустив турок на перевал, сорвал их наступление на русские позиции на Дунае. Зимой в сильные морозы и при плохом снабжении отряд Столетова продолжал удерживать перевал.

«Шипкинское сидение» показало беспримерное мужество солдат, кровью скрепивших братство по оружию болгарского и русского народов.

Вершина над перевалом, на которой находились русские укрепления, впоследствии была названа именем генерала Столетова. Здесь теперь высится памятник Свободы — часовня над братской могилой воинов. Она выполнена в виде высокой (34 метра) крепостной башни, символизирующей неприступность этих рубежей.

У подножия башни установлены орудия. В начале XX века были воссозданы укрепленные пункты обороны. Таким образом, вокруг часовни сформировался мемориальный комплекс, посвященный героям Шипки.

Памяти павших на Шипкинском перевале посвящена церковь у подножия Балкан в небольшом селе Шипка, построенная по проекту архитектора А. Н. Померанцева. Она имеет камерный характер и решена в стиле древнерусских церквей XVII века. Главный объем, увенчанный традиционным пятиглавием, окружает крытая галерея, украшенная по углам четырьмя небольшими главками. Церковь над могилами русских воинов напоминает уголок России.

Посвящение ее празднику Рождества Христова связано с конкретными событиями. В рождественские дни 1877 года происходили жаркие бои на Шипкинском перевале: в самый разгар зимы русские войска начали переход через Балканы, чтобы помочь поднявшемуся в Болгарии восстанию против турок. В районе Шипки, на Адрианополь, наступал отряд Ф. Ф. Радецкого. 24 декабря он начал обход турецких позиций у Шипки. Праздник Рождества, 25 декабря, встречали уже над перевалом. При поддержке отряда Столетова воины Радецкого перешли Балканы и 27−28 декабря уже по ту сторону Балкан окружили армию Весселя-паши и заставили его сдаться.

В память об этих событиях освящен главный придел церкви. Боковые приделы посвящены Александру Невскому как символу русского воинства и почитавшемуся на Руси святому Николаю Чудотворцу. На стенах храма укреплены мемориальные доски с именами погибших. В интерьере храма — иконы святых, посвящённых наиболее отличившимся героям и военачальникам этой войны. В склеп под церковью впоследствии были перенесены останки погибших. Там же был устроен небольшой музей, в котором собраны оружие, документы и другие предметы, найденные на полях сражений.

Величественный храм-усыпальница стоит на братской могиле русских воинов в центре крупного болгарского города Плевна. Храм решен в византийском стиле, подчеркивающем духовное родство русского и болгарского народов. Перед храмом на постаменте установлено тяжелое крепостное орудие. Оно напоминает о кровопролитных пятимесячных боях за Плевну.

Южнее города, на холме, за овладение которым велись самые ожесточенные бои, раскинулся прекрасный Скобелевский парк, названный так в честь знаменитого русского генерала, отличившегося в боях за Плевну. Позже здесь был создан музей освободительной борьбы. В Москве в память о погибших при взятии Плевны на средства русских гренадеров была устроена часовня. В ней помещены мемориальные доски с именами павших.

Важнейшим памятником признательности болгарского народа русской армии-освободительнице стал храм Александра Невского в Софии. Решение о его строительстве было принято 13 апреля 1879 года на заседании Народного собрания Болгарии. Первоначально предполагалось установить его на самом высоком месте старой болгарской столицы Тырново, но после перенесения столицы в Софию, было решено строить храм-памятник в новой столице и посвятить его русскому святому князю Александру Невскому и соименному святому императору России Александру II, названному освободителем болгар.

Строительство храма велось по проекту русского архитектора А. Н. Померанцева при сотрудничестве инженера А. Н. Смирнова. В оформлении интерьеров участвовали видные русские и болгарские художники. Для храма-памятника братству народов был выбран византийский стиль — символ духовного родства славянских народов, их происхождения от одного корня, от одного духовного наставника — Византии. Эту идею подчеркивало соседство в интерьере храма изображений русских и болгарских святых. Росписи на сюжеты из священной истории напоминали о событиях освободительной борьбы. Перед входом были укреплены две мемориальные доски на русском и болгарском языках, рассказывающие о значении храма-памятника.

Знаменательно, что был выбран именно такой вид памятника. Ведь многие века православные народы Балканского полуострова находились под гнетом мусульманской Турции. Всё это время единственным защитником православия оставалась Россия, отстаивавшая интересы православных народов во время всех конфликтов. И поэтому именно храмы стали символом единства русского и болгарского народов.

Обновлено 19.11.2017
Статья размещена на сайте 10.08.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: