Галина Аксенова Мастер

Какое искусство пользуется спросом?

С помощью красок для стекла можно превратить обыкновенную стеклянную вазу в оригинальный предмет интерьера — живописные узоры или тонкие, по-витражному просвечивающие на солнце пейзажи. Если в ваших руках кисть, то вам и решать, что вы будете созерцать каждый день. Новые материалы на полках магазинов так и повергают в соблазн самостоятельно создать какое-нибудь изделие. Например, из современных самозатвердевающих пластиков вполне можно вылепить игрушки, брелки, бусины… а, быть может, подсвечник?

Текстильное панно Стеллы Марковой Для многих декоративно-прикладное творчество становится увлекательным хобби. А поучиться мастерству и почерпнуть новые идеи можно на выставках профессионалов. Возможно, поэтому экспозиции произведений декоративно-прикладного искусства завоевывают все большую популярность.

В последнее время заметно возрос интерес людей к произведениям искусства, которыми можно не только полюбоваться в залах музеев, но еще и забрать с собой, чтобы украсить свой дом. Причем — не только с эстетическим замыслом, но и с практической пользой. Картины, вышитые на подушках, шторы с авторской росписью, шкатулки с тонкой резьбой собирают на выставках декоративно-прикладного искусства тех, кому интересны неповторимые вещи.

Глина, дерево, войлок и текстиль — вот основные материалы, которые по воле мастера становятся произведениями искусства. Шедевром декоративного творчества может стать любой предмет домашнего интерьера — от ваз, кувшинов и блюд до ковров и одеял. Их отличие от обычных в том, что они передают богатый внутренний мир автора.
По словам современных художников, мода на евроремонт приводит к тому, что квартиры и офисы стандартизируются, становятся в какой-то мере безликими и холодными. И именно поэтому люди обращают внимание на те вещи, которые могут придать интерьеру своеобразие и теплоту.

Панно из войлока Особенно необычно смотрятся на гладких холодных стенах панно из войлока. Возрождение традиции работы в этой технике стало мировой тенденцией. «Сказы Караидели», «Мировое дерево», «Охотник» — эти и другие работы стерлитамакских художниц Ольги Литвиненко и Гузель Мухамедьяровой никому не позволили пройти мимо. Светлые, темные, белые кусочки шерсти закатаны в причудливые многослойные загадки, которыми можно любоваться, разгадывать, а фактура материала передает ощущение тепла. Техника работы с войлоком весьма трудоемкая, работ таких на выставках (если это не специализированная экспозиция), как правило, немного, и стоят они весьма недешево.

Наряду с панно из войлока и текстиля интересны картины, выполненные в декоративной манере. Яркие краски, сказочные образы, использование инородных материалов для отделки привлекают внимание к жизнерадостным произведениям искусства. Зрителю и самому хочется прийти домой, взять в руки кисть с позолотой и усовершенствовать какой-нибудь пейзаж или натюрморт. К тому же декоративное направление не запрещает использовать для украшения картин блестки, бусинки и тому подобные вещи — главное, чтобы они не противоречили художественному замыслу.

Авторские игрушки Еще одна изюминка экспозиций подобного рода — авторские куклы. На одной из таких выставок сказочную атмосферу вокруг себя создавали Шаманка и Сирин уфимской художницы Веры Деркач и веселые персонажи ее коллеги Любови Лаврентьевой-Нафиковой. Четко вылепленные черты морщинистого чукотского лица с хитринкой, оригинальная одежда из кожи, своеобразная национальная обувка — украсить дом подобной игрушкой желали бы многие. Но — увы! — цена за подобную работу равняется среднестатистической зарплате по городу.

Шедевры из бересты Как правило, выставки декоративно-прикладного искусства проходят в форме ярмарок. Поэтому экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, и приобрести понравившиеся работы. Это могут быть огромные керамические вазы, деревянные резные доски или необычные бусы из войлока…

Количественно среди произведений декоративно-прикладного творчества преобладают текстильные работы. И это неудивительно: ткань — это самый доступный материал. Кто-то любит лоскутную технику — пэчворк — и, соединяя однотипные или разнофактурные материалы, добивается художественных эффектов, кто-то рисует по ткани специальными красками. Но есть и такие мастера, кто воплощает свои фантазии в текстильной скульптуре.

Работа Веры Деркач Декоративно-прикладное искусство, с одной стороны, близко к традициям народного творчества, с другой — к тенденциям современной культуры. Сочетая веяния последнего с практичностью первого, художники добиваются эффекта «одомашнивания» искусства. И каждому, кто приходит на подобную выставку, почему-то хочется унести с собой хоть что-то, сделанное талантливыми руками…

Обновлено 11.10.2010
Статья размещена на сайте 19.08.2008

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наталия Симкина Читатель 11 октября 2010 в 06:39 отредактирован 11 октября 2010 в 12:36
    автору статьи - об авторских правах Валяльщиков шерсти

    в вашей статье размещена фотография https://shkolazhizni.ru/img/content/i45/45147.jpg без ведома и согласия автора работы и фотографии,
    прошу вас подписать автора с указанием ссылки на портфолио
    с уважением, автор работы, Наталия Симкина
    портфолио http://nataliska-095.livejournal.com

  • Спасибо за чудесную статью. Очень люблю "любительские" работы народного творчества. Конечно, нецке, высокохудожественные картины - все это тоже душу греет, но мне ближе штучки народной мистерии.

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 10 октября 2008 в 22:33

    Люблю всякие такие творческие штучки. А после таких выставок меня тянет на создание чего-нибудь своего этакого...

  • Начала читать и сразу же вспомнила ту самую выставку, на которой я была в последний раз... Стараюсь не пропустить ни одну из них...

    Так вот - было много залов и жанры были всевозможнейшие. От пэчворка до вязания на коклюшках, от скульптур из бумаги до вышивки и авторских кукол. В нашем городе уже несколько лет существует Клуб авторской куклы. Помню, впервые увидела их гигантского пьяницу, с человеческий рост... Тело его было сделано из .. рваных колготок, набитых ватой и поролоном... Настолько необычна и сначала ужасна для меня казалась эта кукла... А теперь смотрю на нее с иронией...

    Люблю и сама поколдовать над какой-нибудь вещичкой... неплохо вяжу. Люблю, чтобы все полотенца в доме были обвязаны кружевами. Мама шьет очень красивые подушки. В доме много скатертей, салфеток. Люблю дарить вещи, сделанные своими руками...

    Моей бабушки нет уже много лет, а ее подзоры радуют меня до сих пор. Человек, занимающийся творчеством, выпускает негатив, наполняется новой энергией... Трудно передать словами тот поток озарения, когда все бросаешь и садишься за вязание. А уж когда видишь результат своего труда!!!

    Спасибо за статью, Галина!

    Оценка статьи: 5

  • Да, Галина,

    не легкую темы выбрали, объемную.

    Но на мой взгляд, вам удалось коротко и лаконично охватить практически все виды декоративно-прикладного искусства. Хороший обзор получился. Жалко без фотографий работ авторов, имена которых вы упоминаете в статье.

    Оценка статьи: 5

  • Да, забыла - хороши картинки, особенно удачна заголовочная фотка.

    Оценка статьи: 5

  • вполне можно вылепить игрушки, брелки, бусины…

    Словари рекомендуют: брелок, брелока, брелоки. Конечно, язык вовсю развивается, и форма "брелки" вместо каноничного "брелоки" становится уже вариантом, формой приемлемой... Но нам, воспитанным в прошлом веке, это еще кажется неприятным.

    Статья приятная и, кажется, должна вызвать хороший отклик у широкого читателя.

    Оценка статьи: 5

  • Упоминаются различные красивые изделия, а картинок нет. Было бы лучше с иллюстрациями.

  • Интересный взгляд на современное искусство. 5 за то, что взялись за крайне интересную для меня тему.
    Согласен, что декоративное направление в искусстве получает все большую популярность. Но утверждение, что Произведения традиционного искусства все чаще воспринимаются как непозволительная роскошь, спорно. Внимательно слежу за развитием живописи, откровенно пустые залы встречал только на выставках современного искусства (ржавые тазики, непонятные конструкции с названием "Обнаженные фигуры" и прочие подобные же изыски). А пейзаж, натюрморт, жанровые картины вызывают интерес как и раньше. И продаются очень не плохо, причем не только в Москве и Питере. Сам покупал чудесные пейзажи в Смоленске, Ярославле, Волоколамске у художников. Они подтверждают, что спрос есть и даже начинает возрастать. Ту же тенденцию вижу и в интернете.

    Оценка статьи: 5

    • Люба Мельник Бывший модератор 19 августа 2008 в 21:18 отредактирован 11 октября 2010 в 15:27

      Натюрморты, масляная живопись, офорты и акварели сегодня собирают не так уж много поклонников. Редко-редко ценители классического или современного искусства заглядывают в галереи, чтобы полюбоваться очередной персональной выставкой того или иного мастера. Произведения традиционного искусства все чаще воспринимаются как непозволительная роскошь, а то и вовсе просто непременный атрибут выставочных залов.

      Обо всем прочем говорить не буду, но вот этот абзац - не просто спорен, он бессмысленен.
      Начнем с этого перечисления. Натюрморты - это жанр, масляная живопись, офорт, акварель - техника. Почему они в одном ряду?

      Традиционное искусство - что это такое? Декоративно-прикладное искусство во всем спектре - что, разве не при египетских пирамидах вовсю расцветало?

      Ценители искусства редко-редко заглядывают в выставочные залы? Автор, вы когда в последний раз в музей заглядывали, хотя б в любой? Народу там - битком. Народ скупает живопись любого сорта не то что пачками - тоннами. Вот эти самые - масло, графику, акварельки. Народ побогаче спускает деньги на аукционах, на которых тоже покупателей полно.

      Тоннами народ скупает и изделия ДПИ, любого возраста - и современные, и антиквариат.

      Хотела говорить только о первом абзаце, но случайно взгляд дальше скользнул. Во:

      Картины, вышитые на подушках, а не настенные рисунки, шторы с авторской росписью, а не батик

      Почему противопоставляется вышитая наволочка и гобелен? Чем штора с авторской росписью отличается от батика? А если эта авторская роспись выполнена как раз в технике батика?

      Непонятен отбор художников для характеристики. Почему-то место бытования лишь одной художницы указано - а остальные где работают?

      Как я понимаю, текст представляет собой не адаптированный вариант статьи для другого издания. В исходном тексте наверняка существовало и указание на конкретную выставку. Здесь же этот элемент репортажности устранен - и это порождает недоумение: по какому поводу все наговорено?

      Оценка статьи: 5