Галя Константинова Грандмастер

В чем же тайна знаменитых скрипок?

Вот уже несколько столетий кто только не пытался создать инструмент, подобный скрипкам Страдивари, Гварнери или Амати. Или хотя бы угадать секрет звучания, который невозможно ни объяснить, ни воссоздать. Попытки вызнать тайну Кремонской династии скрипичных мастеров были сплошь безуспешны, а на эту тему написаны даже романы (вспомним братьев Вайнеров, «Визит к Минотавру»). А тайна так и остается тайной.

Уже применялись и всевозможные химические трюки, американские ученые высказали предположение, что существует особый химический состав, убивающий микроорганизмы (грибки, личинки), обитающие в древесине, чем вызвали крайнее и понятное недовольство наследников скрипичных мастеров. Много говорили об особом лаке. Также обсуждалась форма и толщина дек.

В этом году за дело взялись основательно — и физики, и компьютерные программисты, и даже палеоклиматологи (те, кто изучает погоду и климат в различные исторические периоды). Более того — медики!

Десять знаменитых скрипок сканировали с помощью медицинской рентгеновской установки, которая позволяет определять наличие легочной эмфиземы. И сравнили их с современными инструментами уже с помощью компьютерной программы, которую использовали для изучения плотности легких у пациентов, страдающих эмфиземой. Плотность больных легких и плотность волокон годовых колец старой древесины… Идея, признаться, нестандартная, даже гениальная.

Результаты показали поразительное различие между этими инструментами, точнее, в плотности дерева, из которого они были сделаны. А ведь именно эта плотность влияет на вибрацию, то есть на самое звучание музыки. В дело вступили климатологи и сообщили, что деревья, росшие в Европе в XVII—XVIII вв.еках, обладали узкими годовыми кольцами, что в свою очередь, было связано с небольшим периодом похолодания и пониженной солнечной активностью (некий мини-ледниковый период).

Но ведь в то время скрипичных дел мастеров было много, а значит, и сделано инструментов было огромное количество! Получается, что климат на свойства древесины одних скрипок влиял, а на свойства других — нет? Или для «плохих» скрипок пилили другие елки?

А волшебных скрипок осталось в мире не более 600, и стоит каждая из них миллионы долларов. Играют на них очень редко, и только самые прославленные музыканты.

Да, конечно, уже слышны победные реляции: теперь мы все знаем и будем делать инструменты, как делал их Страдивари, только с помощью всей мощи современной науки! Может, и так. Но, если вы — незадачливый, да и просто бездарный мастер, даже использующий все томографы, программы и химикалии — не родится из ваших рук волшебной скрипочки…

У Андрея Вознесенского недавно вышел цикл стихов «Скрипка Страдивари». И образ этих несравненных инструментов часто мелькает в поэзии.

Николай Гумилев вряд ли слышал знаменитые инструменты. Зато есть у него изумительное стихотворение, очень яркое, как всегда. И очень сложное…

Мальчик милый, — ты так весел,
Так светла твоя улыбка,
Не проси ж об этом счастье,
Отравляющем миры, —

Ты не знаешь, ты не знаешь,
Что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас
Зачинателя игры…

Тот, кто взял ее однажды
В повелительные руки, —
У того угас навеки
Безмятежный свет очей

Духи ада любят слушать
Эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки
По дорогам скрипачей…

Надо вечно петь и плакать
Этим струнам, звонким струнам, —
Вечно должен биться, виться
Обезумевший смычок

И под солнцем, и под вьюгой,
Под белеющим буруном,
И когда пылает запад,
И когда горит восток…

А когда устанешь, иль замедлишь, —
И на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть,
Шевельнуться иль вздохнуть, —

Тотчас бешеные волки
В кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами,
Встанут лапами на грудь

Ты поймешь тогда, как злобно
Насмеялось все что пело, —
В очи глянет запоздалый,
И пронзительный испуг

И тоскливый смертный холод,
Обовьет, как саван, тело, —
И невеста зарыдает,
И задумается друг…

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь
Ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься,
Эти взоры — два луча…

На ж, владей волшебной скрипкой,
И взгляни в глаза чудовищ,
И погибни славной смертью, —
Страшной смертью скрипача!..

Николай Гумилев «Волшебная скрипка»

Обновлено 2.11.2008
Статья размещена на сайте 22.08.2008

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Тайна сия в гениальности их создателей.

    Оценка статьи: 5

  • Только что слушала Минухина. Звучал сверхъестественно! И в самом деле, в чем тайна? Мистика какая-то...

    Оценка статьи: 5

  • Мнение ремесленника...

    Когда меня спрашивают: как у тебя это получается? Отвечаю: Бог помог! ... и действительно, порой вопреки человеческой логике. Чаще всего это называется - Мастерство. Только Мастер может понять другого Мастера.

    Коммерсант не сможет этого понять!

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 2 ноября 2008 в 14:20 отредактирован 2 ноября 2008 в 14:21

      Знаете, Вячеслав, больше всего мне нравится роль подмастерья, особенно, дома. Главное, чтобы кто-нибудь на себя взял ответственность сказать, что он - мастер. Тогда я с наслаждением одеваю кепочку с надписью Apprentice, беру в руки нужный инструмент и очень усердно помогаю, восхищаясь внезапно открывшимися способностями и умениями в моих близких.
      Если серьезно, я не знаю "Кто" помогает. На всю жизнь запомнила слова моей подруги: "последнюю ресницу уронила на холст". Химиотерапия и непрерывная работа, работа, работа. Выздоровела и вполне успешный художник. Вот где сила духа, вот в каком аду ковалось мастерство...Вопреки всей логике.

      К сожалению, вынуждена уехать а дачу, есть там обязанности. Ответить смогу только через сутки, наверное.

  • Уважаемая Галя Константинова! Прошу вас в одной строке ответить - так в чем же тайна знаменитых скрипок? Убедительно прошу ответить именно на этот вопрос.

    Оценка статьи: 1

    • Тайна остается, какие бы сенсации в науке не звучали,а, может, тайна - это просто талант (он-то, тайна, надеюсь?) - я ответила одной строкой?

      • Гм-м. Прошу не обижаться. Вы не ответили на вопрос. Дело не в том, что какие-то вопросы, безусловно, так и останутся без ответа. Дело в том, что вы все время пытаетесь на что-то такое ответить, но все время обманываете своего читателя. Как коммерсанту мне это понятно; как человеку - нет.

        Оценка статьи: 1

        • Вы разделяете себя на человека и еще кого-то? Коммерсанта, да? А я вот только человек. И рада этому обстоятельству. Еще раз: если Вы не поняли, что речь шла о научном эксперименте, в котором, с помощью, кстати, этих скрипок, было доказано, что в Европе был мини-ледниковый период, - то я не виновата.
          Если Вы полагаете, что в разделе "культура-искусство-история" можно на все дать по пунктам ответ, то это тоже не ко мне.

          • Вам ли, с вашей-то логикой, придираться к словам! Ясно же, что у непредвзятого человека логика одна, у коммерсанта - совсем другая (даже если в роли этого самого коммерсанта выступает тот же самый человек).

            Если Вы полагаете, что в разделе "культура-искусство-история" можно на все дать по пунктам ответ, то это тоже не ко мне

            Именно потому, что в короткой статье нельзя дать ответ на все вопросы, какие только вам взбредают в голову по ходу писания статьи, положено отвечать только на тот вопрос, который вы задаете в заголовке. Вы же, как оказалось, рассказывали о том, что "с помощью, кстати(?), этих скрипок(,) - ?) было доказано, что в Европе был мини-ледниковый период", а вовсе не о том, "в чем же тайна знаменитых скрипок". И уж Гумилев-то в вашей статье каким боком?

            Это всё вопросы риторические, и вашего ответа мне не надо, я его знаю.

            Оценка статьи: 1

            • Хоть Вы и не ждете ответа, придется дать его дать для других. Не на все вопросы можно дать ответ. Из этого вовсе не следует, что вопросы не нужно задавать. Человество тысячелетиями задает себе вопросы, на которые до сих пор не может дать однозначного ответа. Тем не менее эти вопросы полезны хотя бы потому, что будят мысль и воображение. Кроме того, следует учитывать, что латентно ответ всегда присутствует в вопросе, что было блестяще доказано Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате".

              • Вы забавная. За это на многое можно закрыть глаза. Учту на будущее.

                Ответ, присутствующий латентно в вашем вопросе, таков - в знаменитых скрипках существует тайна. Вас выкинули бы из суда с такими вопросами, потому что вы утверждаете то, что требуется доказать, а этого-то вы и не делаете. Кстати, Витгенштейн там же, на что вы ссылаетесь, сказал: "Если вопрос вообще может быть поставлен, то на него можно также и ответить".

                Оценка статьи: 1

                • То, что я забавная, - это хорошо. И глаза на меня закрывать не нужно. Кроме предисловия, есть в трактате еще 3 части. Можно продолжать обмениваться цитатами оттуда , например, "Большинство вопросов и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка. ....И не удивительно, что самые глубочайшие проблемы на самом деле не есть проблемы. ".
                  Еще можно почитать очень содержательную работу Александра Зиновьева "Логика науки", где также затрагивается эта животрепещущая тема.
                  А есть Гегель "Наука логика"....Продолжим дискуссию?

                  • Что касается суда (буду знать впредь, что такое раздел "культура-искусство-история") - то даже суд не всегда выносит окончательный вердикт (тое сть дает ответ), отправляя дело на дополнительное рассоедование.
                    В статье дан ответ, основанный на научных исследованиях. А также поставлен и новый вопрос.

  • Очень, очень! Браво, Галина!

    Я слышала, один из секретов звучания этих скрипок - в особом лаке (его варке и нанесении), которым они покрываются.

    Оценка статьи: 5

  • Верно. ТОлько вот елки все одинаковые тогда были (низкорослые, чахловатые), - а скрипки - разные, и все тут!...........

  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 23 августа 2008 в 08:44 отредактирован 31 октября 2008 в 21:52

    Истинное Мастерство + ... деревья, росшие в Европе в XVII – XVIII веках, обладающие узкими годовыми кольцами, что в свою очередь, было связано с небольшим периодом похолодания и пониженной солнечной активностью (некий мини-ледниковый период)... =

    Оценка статьи: 5