• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Чему нас учит «Школа Жизни» Сократа?

Когда мы говорим о Сократе, то представляем себе босого бородача с всклокоченными волосами, в залатанном-заплатанном хитоне. Имя Сократа (в переводе с древнегреческого означающее «сохраняющий власть») стало нарицательным. Сократ, его жизнь и смерть стали символом «любомудрия».

Сократ (ок. 469−399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Родился в семье скульптора (каменотеса) Софрониска и повитухи Фенареты. Жил и учил в Афинах, где ему, раскрыв рты и уши, внимательно внимали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристипп, Эвклид из Мегары, Ксенофонт…

Сократ участвовал в трех сражениях Пелопонесской войны (432, 424, 422 гг. до н.э.). Разменяв пятый десяток, женился на Ксантиппе, родившей ему трех сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена.

Учение Сократа знаменует крутой поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он опустил философию с небес и сделал ее доступной простым смертным, поставив в центр своего философствования Человека, его сущность.

Об учении Сократа, который ничего не писал, мы можем судить лишь на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. По Сократу, строение мира, физическая природа вещей непознаваемы. Познать мы можем только самих себя. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию.

Краеугольные камни философии Сократа — самопознание и нравственность. Профессию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери — повитухи, потому и назвал он свой метод извлечения скрытого в человеке Знания с помощью искусных наводящих вопросов «майевтикой» (в переводе с древнегреческого — «повивальное искусство»).

Чему нас учит «Школа Жизни» Сократа? Каковы же они, основные «сократовские истины», иногда называемые принципами Сократа?

• Основным принципом своей философии Сократ избрал страстный призыв дельфийского оракула «Познай самого себя!» (Nosce te ipsum). Эта надпись была начертана на храме Аполлона в Дельфах спартанцем Хилоном. В юности, посетив Дельфы и увидев эту надпись, Сократ был до того взволнован и очарован, что избрал этот призыв своим основным жизненным принципом, дополнив концовкой «…и ты познаешь весь мир». Истинное Знание уже содержится — в скрытом виде! — в человеческой душе, но вывести его на свет сознания каждый должен сам.

«Истина дороже всего». Крылатое выражение «Платон мне друг, но истина дороже» (Amicus Plato, sed magis amica veritas) своим рождением обязано опять-таки Сократу. Ученик Сократа Платон в сочинении «Федон» вкладывает в уста своего учителя такие слова: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине».

• Основными признаками истинности являются отчетливость и ясность суждений.

• Истина и справедливость — одни и те же для всех, они направляются внутренним голосом, который звучит в душе каждого в «момент истины».

• Высшая цель знания не теоретическая, а практическая — искусство жить.

• Знание — это добродетель. Зло порождается только не-Знанием; никто не бывает злым по доброй воле.

«Я знаю только то, что ничего не знаю» (иногда Сократу приписывают такую концовку этого афоризма: «…а другие не знают и этого»). По свидетельству Платона («Апологии Сократа»), Сократ любил повторять этот афоризм.

• Основное занятие человека «по жизни» — это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения.

• Основным жизненным принципом является обретение истинного Знания и реальная жизнь в соответствии с этим Знанием.

• Нельзя научить высшим добродетелям, им можно только научиться!

• Главные цели педагогики — освобождение человека от всех дурных внешних влияний и создание гармоничного единства его способностей и жизненных потребностей.

• Основные принципы педагогики — отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством воспитания.

• Процесс получения Знания (по-Знание) не менее важен, чем результат. Искреннее стремление к истинному Знанию — это уже важнейший шаг на пути раскрытия тайн человеческой души (даже если эти тайны человек никогда не сможет или не успеет разгадать!).

• Власть должна принадлежать лучшим представителям рода человеческого (то есть честным, порядочным, справедливым, мудрым, обладающим искусством управления).

«Из двух зол выбирай меньшее». По свидетельству Платона («Протагор»), Сократу принадлежит изречение «Избрать меньшее зло».

• Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть (букв. Non ut edam vivo, sed ut vivam edo — Я не живу, чтобы есть, а ем, чтобы жить).

«Ничего сверх меры!» Однажды Сократ воскликнул: «О сколько существует вещей, без которых я могу прожить!»

• После сократовского метода нахождения истины при помощи бесед (диалогов) и споров родилось крылатое выражение «В споре рождается истина».

• Сократовский метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

С легкой руки Сократа многие «сократовские истины» плавно переросли в крылатые выражения.

***
Считается, что Сократ не создал законченного философского учения. Но он зажег огонь жажды Истины в душах своих многочисленных учеников (взалкавших и возжаждавших Истины!), а они, как новоявленные прометеи, разнесли этот огонь по свету…

Статья опубликована в выпуске 5.10.2008
Обновлено 14.06.2021

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: