Светлана Медведева Профессионал

Что мешает плохому поэту? (Советы вопреки)

В действительности, мешать может очень многое. Но прежде, чем следовать хотя бы одному из приведённых здесь советов, хорошенько задумайтесь на тему: какова Ваша цель в творчестве? Чего бы Вам хотелось добиться? Какие результаты получить?

От ответов на эти вопросы будет зависеть, насколько вообще Вы нуждаетесь в чьих-либо рекомендациях. Может быть, Вы совершенно самодостаточны. Знаете что и для чего делаете. Тогда подобные рассуждения способны вызвать у Вас негативные эмоции. А стресс, волнения и тревоги — не лучшее подспорье при чтении.

Итак, если Вы для себя всё уже решили и с самоанализом покончено, то давайте перейдём к тому, что же, как правило, становится камнем преткновения для человека, пишущего стихи?

Начнём, пожалуй, по порядку. Самое главное — желание написать хорошо. Если Вы всё время сосредотачиваете внимание на мысли о необходимости соблюдать ритм и размер, придерживаться некой оригинальной формы, вкладывать неординарный смысл в своё произведение, то в результате ничего путного, скорее всего, не выйдет. Любое творчество, будь то создание компьютерной программы или сочинение поэмы, прежде всего, требует полного погружения в процесс.

Поэтому расслабьтесь, абстрагируйтесь от окружающей действительности. Закройте глаза и представьте себе сюжет будущего стихотворения. Например, Вы хотите написать посвящение любимой девушке. Припомните до мельчайших подробностей её черты, движения, жесты, манеру говорить, одеваться, вести себя. Мысленно поместите свою героиню, допустим, на пляж. В шезлонг под пёстрым зонтиком. Вокруг шумит море, шелестит под ветром золотой песок, синеет небо… И золотисто-рыжие лучи жгучего солнышка рассыпаются сияющими бликами по гладкой загорелой коже. Увидите, что этот красочный мыслеобраз весьма подстегнёт Ваше вдохновение и поможет быстрее найти нужные слова.

Второй по значимости бедой, одолевающей юные дарования, на мой взгляд, является упорное стремление соблюсти все придуманные правила стихосложения. Почему-то считается, что стихотворение, написанное согласно классическим канонам, при любых обстоятельствах будет гармоничным и благозвучным. В связи с этим многие начинают свою карьеру поэта с того, что прилежно изучают учебники по стихосложению или заканчивают литературные институты. Как показывает практика, знание литературных приёмов и безукоснительное следование им — это ещё даже не половина дела.

Не надо старательно высчитывать количество гласных и согласных в строке. Не стоит художественно выстукивать по столу ритм стихотворения. И тем более незачем мучительно припоминать: как называется размер, которым Вы сейчас пользуетесь? Всё это, конечно, неплохо знать для повышения общеобразовательного уровня и пополнения теоретической базы, однако в самом творчестве, идущем из глубины души, подобная наука бессмысленна и бесполезна. Она только сбивает настроение, опускает с заоблачных высот стремительного полёта сказочного Пегаса на грешную и бренную Землю. Придавливает осознанием собственного несовершенства, ограничивает заранее установленными рамками, фактически лишает свободы выбора и права на персональное изобретение.

Выбросьте из головы все наукообразные гипотезы. Освободитесь от гнёта жизненного опыта, подавляющего Ваше воображение своими циничными насмешками над романтическими представлениями о реальности. Целиком и полностью отдайтесь во власть девяти прекрасных древнегреческих муз, которые обязательно придут к Вам и сядут рядышком, чтобы помочь и подсказать, если что-то пойдёт не так. Девиз поэта: «Думаю чувствами и чувствую мыслями».

Ещё одним существенным препятствием на пути к славе и красоте изложения оказывается отсутствие достаточного лексического запаса. Если обратиться к исследованиям социологов в данной области, то мы увидим, что современный человек в возрасте от 16 до 25 лет, главным образом, задействует в своей обыденной речи лишь несколько тысяч слов, тогда как русский язык в сотни тысяч раз богаче. Отсюда и неубедительность в стихотворениях, и неуверенность автора, и шероховатости в стилистике.

Чтобы избежать этой напасти, следует как можно больше времени уделять чтению. Книги — вот неисчерпаемый источник не только новых знаний, но и обогащения повседневной лексики. Кроме того, есть и другой вариант — прибегать к словарям, энциклопедиям и специальным программам, которые называются «Помощник поэта». К примеру, одна из них функционирует на национальном сервере современной поэзии stihi.ru.

Помимо этого, отдельного упоминания заслуживает проблема подбора рифм. Часто молодые поэты (да и не они одни) прибегают к широко распространённым клише, стереотипным или устоявшимся выражениям. К ним можно отнести, например, такие пары, как «Любовь-кровь», «Судьбой-тобой», «Города-никогда» и т. д. Подобная практика вряд ли способна украсить поэтическое произведение и доставить эстетическое удовольствие как самому автору, так и его читателям.

Выход, безусловно, есть и из этого тупика. Он заключается в смелых экспериментах со словами и созвучиями, в использовании непрямых рифм или многозначных слов («Ключ», «Блок», «Лук», «Пол» и т. п.), избегании рифмовки глагольных форм, которые, говоря по правде, легче всего ей поддаются.

Это, разумеется, далеко не единственные причины, по которым у начинающих или уже относительно опытных стихотворцев ничего не получается. К настоящему перечню, пожалуй, необходимо добавить и чрезмерное увлечение экзальтацией или эпатажем, особенно присущие поэтессам, и эмоциональную сдержанность или грубоватую чеканность, в которых чаще замечены мужчины, и ряд иных недостатков, которые, впрочем, вполне могут компенсироваться искренностью, живостью, эффектностью и доступностью, почти физической близостью изложения, вызывающего у читателя невольное отождествление себя с персонажем стихотворения.

Обновлено 29.08.2008
Статья размещена на сайте 26.08.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • энциклопедиям и специальным программам, которые называются «Помощник поэта». К примеру, одна из них функционирует на национальном сервере современной поэзии stihi.ru.

    Это вы серьезно рекомендуете использовать этот помощник поэта?
    Там ведь ко введенной строке подбирается подходящая строка из УЖЕ НАПИСАННОГО. То есть ни о каком творчестве и ни о каком смысле даже речи быть не может. Механический подбор.

    Этот помощник поэта очень хорош как забава от скуки - результаты введения туда строк из классики всегда бывают невероятно смешны. Рекомендую всем попробовать подставить туда пионерские песни, или письмо Татьяны. Результат годится для развлечения компании гостей, например - хохот обеспечен.

    Но говорить об этом в контексте СОВЕТОВ для начинающего поэта - как минимум странно.

    • Кроме того, о чем Вы говорите: механический подбор строк при введенной первой строке, на stihi.ru существует возможность введения слова для подбора рифмы. Именно это я и рекомендую начинающим поэтам, которые далеко не всегда (особенно, простите, если таланта не хватает, но есть желание его развивать), чувствуют точность и правильность рифмы. Такие упражнения, с одной стороны, конечно, способны приучить к постоянному использованию подсказок, но с другой - дают представление о том, что такое рифма, какая она бывает и помогают выйти из затруднительного положения: пока не путём применения собственного воображения, а при поддержке стороннего помощника.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 18 октября 2008 в 19:04

        К сожалению, и рифму этот сервис предлагает только из уже имеющихся стихов. Более того, эта рифма - вовсе не эталон точности и правильности, ведь плохих стихов на стихи-ру хватает. Сервис даже предупреждает, что слово может и не быть рифмой... Можно использовать, например, "обратный словарь". Но если человек не чувствует, точна ли рифма, точно ли подобрано слово, надо ли ему быть поэтом?..

        • Совершенного механизма, который мог бы дать точное представление о рифме, разумеется, нет. И на сайте стихиры предлагают не лучшее, из того, что можно найти. Но то, что предлагают, тем не менее существует и пользуется определенным спросом среди пишущей братии. А если человек не чувствует ритма и рифмы и при этом все же продолжает писать, то лучше ему предоставить возможность пользоваться подсказками, своеобразными костылями, чем совсем лишить поддержки. Если человек пишет, значит, он в этом нуждается. Значит, этот процесс приносит ему облегчение или удовлетворение каких-то духовных потребностей. Любое творчество имеет право на существование, даже самое бездарное. Другой вопрос, что оно вряд ли доставит кому-то эстетическое наслаждение... Но это уже читателю решать: знакомиться с творчеством такого автора или нет.