• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Медведева Профессионал

Незрячий художник: абсурд или реальность?

Оказывается, реальность. Только не все об этом знают. Сложно себе представить слепого, берущего в руки кисть и садящегося за мольберт. Сложно, но возможно.

И подтверждением тому может служить группа незрячих художников и скульпторов, вот уже много лет (с 1961 года при Ленинградской школе-интернате для слепых детей № 1) существующая в Санкт-Петербурге под руководством замечательного русского художника и педагога Ю. А. Нашивочникова. Именно ему принадлежат разработки уникальных методик, которые в полной мере позволили людям, лишённым зрения, по-настоящему научиться рисовать и реализовывать себя в сфере изобразительного искусства.

Попытки заниматься художественной деятельностью предпринимались незрячими и раньше. Впрочем, по большей части, они были неудачными. Проблема заключалась в том, что к процессу перенесения на холст запомнившихся предметов, черт, панорам и мыслеобразов приступали взрослые, сформировавшиеся мастера, по каким-либо причинам утратившие способность видеть. При этом они пользовались старыми приёмами и наработками, пригодными исключительно для тех, кто может осуществлять визуальный контроль за происходящим. Наиболее успешными примерами из данной области могут считаться художник В. И. Нечаев и скульптор Лина По.

Ю. А. Нашивочников, набравший группу незрячих детей, желающих обучаться рисованию, поступил иначе: создал набор адаптированных методов, основанных на принципе постоянного тактильного контакта, возникающего между творцом и его будущим произведением. Причём, в его студии на равных правах занимались как слепорождённые дети, у которых, помимо всего прочего, приходилось ещё развивать образное и абстрактное мышление, необходимое для любого художника, так и поздноослепшие, т. е. потерявшие зрение в старшем возрасте, а потому обладающие некоторыми представлениями об устройстве окружающего мира: о красках, формах, объёме, перспективе и т. д.

Ежемесячно в помещении школы-интерната № 1 для слепых детей г. Ленинграда, где был создан ИЗО-кружок, проводились отчётные выставки работ будущих художников. К деятельности Ю. А. Нашивочникова в этот период проявила активный интерес академия педагогических наук СРСР. На конференции, посвящённой вопросам улучшения системы обучения слепых и слабовидящих детей, руководителем академии были особо отмечены и высоко оценены заслуги Ю. А. Нашивочникова, и он вскоре получил удостоверение внештатного члена Академии педагогических наук, а его достижения были внесены в картотеку передового опыта Академии.

С 1976 года ИЗО-кружок функционировал в рамках любительского объединения «Художник» при ДК им. Шелгунова Ленинградского общества слепых. В это время занятия проводились совместно со слепыми детьми и зрячими художниками, что, в свою очередь, не могло не способствовать активизации интегративных процессов и распространению широкого обмена опытом, приводящего ко взаимообогащению обеих сторон. А в 1991 году Ю. А. Нашивочников наконец-то сумел обосновать структуру и концепцию собственной художественной школы, получившей название «Храмовая стена».

Впоследствии из числа тотально слепых участников коллектива образовалась группа вполне сложившихся художников, назвавшаяся «Группой Лины По». Это люди, имеющие цель в жизни и достигшие определённых высот в области изобразительного искусства. Они имеют собственное художественное направление, которое развивают, а также комплект специализированных техник, которые применяют в своей деятельности.

Техники, используемые незрячими художниками, значительно отличаются от того, что мы привыкли называть живописью. И, тем не менее, это изобразительное искусство высокой пробы. Тем более важное и значимое, что картины, созданные руками незрячих мастеров, были представлены на нескольких популярных выставках и продемонстрированы в картинных галереях: в частности, на выставке 1990 года под девизом «Душа видит» в государственном музее истории города, а затем — в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Одной из учениц Ю. А. Нашивочникова — Л. В. Павловой (полная потеря зрения в 8 лет) — даже удалось благодаря этому получить статус члена союза художников Санкт-Петербурга, стать лауреатом премии «Филантроп» и организовать выставку авторских работ.

Кроме Л. В. Павловой, к списку наиболее известных и прославившихся учеников Ю. А. Нашивочникова можно отнести Е. Фомину и Т. Куренкову — участниц международной выставки детского творчества в Монреале, выставки в Финляндии, а также Всесоюзной выставки народного творчества в Москве, где они были награждены дипломами первой степени.

Статья опубликована в выпуске 22.10.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: