• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Почему 8 сентября отмечается день памяти инока-воина Пересвета?

8 сентября на Куликовом поле первым принял смерть в бою инок-воин Пересвет, указав русской рати путь к победе. И победа, столь важная для Руси, была достигнута, хоть и была битва крайне тяжела и кровава. А Александр Пересвет с этого дня навечно вошел в народную память.

Сведения о великой битве и подвиге Пересвета сохранили многие литературные источники Древней Руси. В них имеются определенные разночтения, но в главном они все сходятся, описывая роль Пересвета в Куликовской битве.

Пожалуй, наиболее образно и эмоционально подвиг инока-воина отражен в «Сказании о Мамаевом побоище», созданном вскоре после окончания легендарного сражения. «Пришел из Орды ордынской князь Мамай с единомышленниками своими, со всеми князьями ордынскими, и со всею силою татарскою и половецкою, а еще нанял в войско басурман… А с Мамаем в единой мысли и в единой думе литовский князь Ягайло Ольгердович, со всею силою литовскою и с польскою, с ними же в союзе и князь Олег Иванович Рязанский со всеми своими советниками. И пошел на великого князя на Дмитрия Ивановича Московского».

Великая опасность нависла над Русью, но накопила она уже силы после страшных ордынских опустошений и готова была принять бой за свою свободу. Под знамя великого князя Дмитрия стекались полки со всей земли русской. Пока русские силы собирались в Москве и под Коломной, великий князь отправился в Троицкий монастырь, чтобы получить благословение преподобного Сергия Радонежского. Летописи повествуют, что после благословения князь обратился к Сергию: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь». И преподобный Сергий «повелел своим воинам, старцам Александру и Андрею, готовиться. Они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались».

В летописях подчеркивается, что до принятия иночества Пересвет был великим воином, не раз встававшим на защиту родной земли. «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел, величеством же и шириною всех превзошел и умел был к воинскому делу и наряду». Определенные разночтения есть в том, откуда богатырь родом, но большинство летописных источников называют его брянским боярином. А после того, как княживший в Брянске Дмитрий Ольгердович «отъехал» на службу к Дмитрию Московскому, перебравшись со своей дружиной и боярами в Переяславль-Залесский, Пересвет, как и Ослябя, стали послушниками в Троице-Сергиевом монастыре.

Утверждение летописей о том, что Пересвет и Ослябя братья, пожалуй, не стоит понимать в буквальном смысле. Более вероятно, что они были побратимами, что тогда было широко распространено среди воинов, или же братьями-иноками — монахами одной обители.

Отправляя монахов на воинский подвиг, Сергий дал им нетленное оружие — крест Христов, который иноки нашили на схимы (монашеское облачение). «И повелел им вместо шлемов возложить его на себя» — видимо, подразумевается монашеский головной убор в виде колпака с капюшоном, который носили схимники. Благословив иноков, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!». Завет Сергия Радонежского иноки-воины выполнили с честью.

Начало сражения подробно описано в летописях. «И поднялся царь Мамай с тремя князьями на высокое место, чтобы видеть кровопролитие человеческое, где съезжаются удалые люди с обеих сторон. Выехал из его войска громадный татарин, подобный древнему Голиафу, видеть даже страшно. Трею сажень высота его, а дву сажень ширина его, межу плеч у него сажень мужа доброго, а глаза его, аки пивной котел, а межу ушей у него стрела мерная, а межу очи у него, аки питии чары, а конь под ним, аки гора великая». Конечно, летописи преувеличивают силу ордынского богатыря, но, видимо, воином он был великим. В тот период общему сражению часто предшествовали схватки богатырей, и Челубей (Темир-мурза, Таврул), как называют ордынца летописи, готов был сразиться с любым русским воином.

Принять его вызов решил Пересвет, обратившийся к великому князю: «Тот ищет противника себе, я хочу выступить против него с оружием. Ведь если я не выступлю против безбожного, то все вы будете от него побеждены». Получив разрешение князя, он обратился к воинам: «Отцы и братья, простите меня, грешного, и благословите. И ты, брат Ослабя, моли Бога за меня». Направляя коня в сторону Челубея, Пересвет промолвил: «Святой преподобный Сергий, помогай своими молитвами святыми».

Бой богатырей был коротким, они сшиблись с такой силой, что оба упали мертвыми, но Пересвет на какие-то мгновения дольше продержался в седле и упал головой в сторону противника, а это для всего русского войска предвещало победу в тяжелейшем сражении.

Победа в Куликовской битве была полной, но далась очень дорогой ценой. Летописи передают, что после битвы Дмитрий Московский объезжал поле кровавой сечи. «Приехал князь великий на другое место и нашел тут лежащим Пересвета Александра, чернеца брянского, тут же лежит и Таврул татарин, уподобляясь древнему Голиафу. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Видите ли, братья, русские сыны, многим было испить от него смертную чашу, но его победил Пересвет».

Погибших русских воинов хоронили на поле битвы, но Пересвета князь распорядился перевезти в Москву. Похоронили инока-воина рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновом монастыре. Позднее рядом с ним похоронили и Ослябю, который был ранен в битве, но остался жив. В летописях есть упоминания, что после Куликовской битвы он несколько раз выполнял ответственные поручения великого князя Дмитрия и даже ездил в Царьград.

В XVIII веке при перестройке монастыря обнаружили кирпичный склеп, где на надгробных камнях не было надписей (так хоронили монахов). Под надгробиями находились гробы Пересвета и Осляби. С этого времени могилы иноков-воинов стали местом поклонения.

В 1928 году Симонов монастырь закрыли, и могилы героев Куликовской битвы оказались на территории завода «Динамо». Храм, где они находились, частично сохранился, перестроенный для заводских нужд. В 1980 году, когда отмечалось 600-летие Куликовской битвы, могилы Пересвета и Ослябя были отнесены к памятникам, охраняемым государством. Могилы были облагорожены, но продолжали оставаться на территории завода. Только в 1988 году церковь была отделена от территории завода, и к могилам иноков появился свободный доступ.

Память иноков-воинов всегда чтилась народом. Их именами традиционно называли боевые корабли русского флота. Уже в этом веке имя «Пересвет» дали скоростному поезду Москва-Санкт-Петербург.

Стоит отметить, что день памяти святого преподобного воина-схимника Александра Пересвета отмечается не только 8 сентября. Его и Андрея Ослябю поминают на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), а также в дни: «Всех Московских святых» — воскресенье перед 8 сентября, «Всех Тульских святых» — 22 сентября, «Всех Брянских святых» — 3 октября, «Всех Радонежских святых» — 19 июля.

Статья опубликована в выпуске 8.09.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Возможно, Пересвет постригся в монахи в Ростовском Борисоглебском монастыре.

    Вот это - пошлая чушь. Я сама наблюдала, как эта байка родилась и окрепла.
    В 1969 г. М.Н. Карасева в путеводителе писала: ""При его (Сергия Радонежского-Л.М.) содействии были основаны многие монастыри-крепости, не около городов, как раньше, а в глухих лесах на северо-востоке страны... Таких монастырей-крепостей в те времена построили около трехсот. Здесь сосредоточилась и культура Руси, ее грамотность. Отсюда выходили смелые и мужественные защитники Родины, например, Пересвет и Ослябя".

    А в 1986 г. эту фразу Кривоносов и Макаров в альбоме "Архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря" переложили вот так: "Знаменитый Пересвет, первым начаший Мамаево побоище, был сначала иноком Борисоглебского монастыря на реке Устье".

    Вот так сказка и народилась. Она страшно понравилась журналисту Толе Грешневикову, он написал очерк о святом иноке - так приятно знаменитость к своему "болоту" привязать.
    И все, после 1986 г. Пересвета прописала в этом монастыре. Притом, что в монастыре не существовало никакой традиции связывать обитель с именем этого монаха. Нет указаний на связь Пересвета с монастырем ни в древней Повести о БГ монастыре, ни в синодиках, ни во вкладных и кормовых книгах, не было ни икон, ему посвященных, ни фресок. В Троице-Сергевом монастыре также нет традиции связывать Пересвета с БГ монастырем.

    Завершилась история отливкой церетельевского Пересвета в бронзе и установкой статуи между умирающим универмагом и живущим ресторанчиком...

    Я считаю, не стоит подавать новодельные сказки в качестве даже версии. И положение здесь не спасает даже "возможно". С тем же успехом это "возможно" можно приспособить и любому из тех трехсот монастырей, которые основали ученики Сергия Радонежского. Слишком это жалко для допущения.

    Оценка статьи: 5

    • Поэтому я и написал "возможно". Эту информацию церковь поддержала, а достоверных подтверждений, как и опровержений, нет.

      Оценка статьи: 5

      • Достоверно - полное отсутствие традиции дореволюционной, когда преемственность имела место. А как родилась эта традиция - я вам показала. Достоверно - отсутствие в письменных источниках хоть каких-либо упоминаний. Вот это однозначно достоверно.

        Церковь, может, и поддерживает - но в народных изданиях. А в Истории русской церкви Макария - переиздании современном - эта версия даже не поминается, даже в примечаниях.

        Скажем, околоцерковные круги "поддержали" историю со старцем Арсением. Нигде в Ростове нет никаких упоминаний о нем - но если хочется, то все можно - и на пустом месте на кладбище устанавливают камень, фоткаются при нем.

        Владимир, надо же определиться - о чем пишем? Если о неких реальных событиях с реальными участниками - надо опираться на имеющиеся факты. Если сказки пересказывать - ну да, поле деятельности здесь огромное.

        Оценка статьи: 5

        • К сожалению, вся русская история до 17 века "полусказочная". Согласитесь, что достоверность древних летописей во многом сомнительна. Ведь и подвиг Пересвета описывается в былинном стиле. Хотя в том, что Пересвет реальный человек, сомнений нет.
          Достоверность его пострижения именно в этом монастыре и у меня вызвала сомнение, что я и отметил. Если церковь согласилась с этой версией, это её дело. По большому счету, особой разницы для наших современников в том, где он реально постригся, нет. Сути его подвига это не меняет.
          Кстати, почитания Пересвета на общецерковном уровне не было, поэтому долгое время и могила была потеряна, ведь хоронили его не как святого, а как обычного монаха. Канонизирован он был только в наше время, поэтому нет ни икон, ни фресок, ни упоминаний во многих церковных источниках.
          Спасибо, что осветили эту проблему столь подробно. Информация, которую вы привели, очень интересна.

          Оценка статьи: 5

          • Смотря что вы называете "древними летописями".
            читать дальше →



            А в этом жутком комментарии, который вряд ли кто возьмется до конца читать, хотелось просто показать, как на самом деле богато прошлое Руси документальными свидетельствами. Если бы только мы обращали внимание на них, а не повторяли тысячекратно противоречащие фактам, но идеологически такие воодушевляющие истории.

            Оценка статьи: 5

            • Люба, вы провели громадную работу. С искренним уважением преклоняю голову. Попросил эту фразу убрать.
              В тексте специально не стал писать "брянский (любутский)", т.к. городок Любутск тогда находился на территории Брянского княжества в составе Литовского.
              В свое время интересовался реформами Ивана Грозного, соответственно и челобитными Пересветова. Похоже, что выведение им своего рода от Александра Пересвета всего лишь попытка "удревнить" родословную. А мысли у него были удивительные, как будто не саблей всю жизнь махал, а государственными делами занимался. Просто самородок, под стать Адашеву.

              Оценка статьи: 5

  • Кстати, и вот это:

    В тот период общему сражению часто предшествовали схватки богатырей

    неправильно. Летописи упоминают только два (!!!! - за все-то столетия!) таких сюжета, которые, при трезвости подхода, лучше бы счесть легендарными:
    В лето... (922) - юноша-кожемяка и печенег некий,
    В лето... (1022) - Мстислав и Редедя.

    Поединки существовали лишь в судопроизводстве. А также - в былинах, что как документальное свидетельство вообще грех рассматривать.

    Оценка статьи: 5

  • И я с пятеркой

  • Сергий жжёт!

    Тот, что радонежский.
    Помог, так помог. Молитвой и двумя монахами в помощь.
    Тем и стал знаменит, как изгонятель нечистых захватчиков.
    Столько людей погибло в бою, а запомнили только никчемных монахов, никак не повлиявших на исход сражения. Пошло это.
    Россия, вперёд в прошлое! К теократии!

    Оценка статьи: 3