Светлана Губанова Мастер

Что такое суми-ё?

Япония — страна от нас далекая, загадочная, а значит, очень интересная. Все у них не так как у нас. Даже живопись. Всегда меня завораживали картины японских художников, люблю я их рассматривать. И вот совсем недавно познакомилась с неизвестной мне ранее техникой суми-ё.

Суми-ё (его еще называют суйбокуга) — это рисование тушью. Примерно в седьмом веке японские монахи завезли его из Китая. Так что изначально родиной суми-ё можно считать Китай, хотя название этой техники японское.

Японские монахи дзэн-буддисты использовали суми-ё в качестве дзэн-упражнения. Картины в этой технике подходят для медитации. Рассматривающий их человек концентрируется на линиях, тенях и душевном волнении. Одноцветность картин лишь увеличивает сосредоточенность.

Техника исполнения суми-ё несложная, она основана всего лишь на четырех мазках, которые называют Четыре благородных. Откуда такое странное название? Существует несколько версий. По одной, такое уважительное название дали древние художники, считая что в них, этих мазках, заключаются все формы и образы мироздания. Вторая более прозаична: считается, что только у богатых имеется свободное время для сосредоточенного занятия суми-ё.

Каждый мазок имеет свое собственное название: «Бамбук», «Хризантема», «Дикая орхидея» и «Ветка сливы». Освоив эти четыре мазка, можно считать, что вы освоили и технику суми-ё. Но тут и начинается самое интересное. Осваивание этих четырех мазков может длиться всю жизнь. Мазок должен быть идеальным, и, чтобы достичь этой идеальности, требуется постоянная тренировка и оттачивание мастерства.

Примеры этих мазков можно посмотреть на картинах художницы Darlene Wood-Harvey, работающей в технике суми-ё.

«Бамбук»:

«Хризантема»:

«Дикая орхидея»:

«Ветка сливы»:

Суми-ё основано на вдохновении. Картина в этой технике рисуется сразу, без всяких предварительных эскизов. Вдохновение само управляет кистью художника, ведет за собой. Никакой медлительности, никакой задержки. Вот поэтому так важно мастерство, отточенность движений.

Сознание при занятиях суми-ё должно быть незамутненным. Ведь каждая ваша картина существует именно в вашем сердце. Она там, и не надо ничего придумывать. Просто позвольте кисти наносить линии. Именно потому, что картины в технике суми-ё рисуются не головой, а сердцем, они очень индивидуальны. Скопировать и повторить картину нельзя. Ведь в картинах суми-ё важна не только композиция, форма, тема, но и каждый нажим кисти, каждый толчок руки.

Сюжеты суми-ё чаще всего незамысловаты. Художники рисуют ветку дерева, листок, скользящий по ветру, бабочку, замершую на цветке, то есть все то, что видят вокруг себя, то, что наполняет теплом их сердца.

Для занятий суми-ё требуются три вещи: кисть, бумага и тушь. Кисточка, которая называется fude, имеет особую форму. Она должна быть длинной, заостренной, с очень тонким кончиком. Такая форма помогает удерживать большое количество туши. Обычно ее изготовляют из щетины какого-нибудь животного. Главное — одного, смеси щетин разных животных не должно быть.

Используемая для суми-ё тушь может быть разного цвета, но чаще всего черная. Хотя применение и других цветов не противоречит технике. И, наконец, бумага. Конечно, идеальный вариант — это рисовая бумага. Но при отсутствии таковой, вполне можно использовать бумагу для акварелей.

Сегодня искусство суми-ё покинуло пределы Японии. Тысячи людей по всему миру предаются этому занятию. Если и вас замучил повседневный быт, если проблемы навалились со всех сторон, если жизнь вам кажется злой и несправедливой, возьмите кисточку и нанесите один мазок Четырех благородных. И, поверьте, ваши затруднения сразу отойдут на задний план.

Обновлено 9.11.2010
Статья размещена на сайте 27.08.2008

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: