Елена Шуваева-Петросян Мастер

Какой была первая и последняя главная роль Андрея Краско?

Год назад вышел в прокат новый фильм — юмористическая история о жизни и смерти — «Я остаюсь» с участием Андрея Краско, который сыграл героя, уставшего от жизненного бытия. Удивительно, но это первая и последняя главная роль в кино любимого многими актера. И мало кто знает, что режиссер фильма — Карен Оганесян. «Я остаюсь» — дебютная работа молодого режиссера. Успешная работа…

Карен Оганесян родился в Армении в 1978 году. В Ереване, учась на курсах телережиссуры, поставил короткометражную ленту «Двери в себя». А далее была Москва и мастерская Юрия Грымова при РГГУ. Работал с ним в качестве второго режиссера и режиссера монтажа, участвовал в создании музыкальных клипов, в том числе и ролика фильма Грымова «Коллекционер». С 2003 года Карен Оганесян начал работать режиссером монтажа в компании «Централ Партнершип». Там же и дебютировал как режиссер картины «Я остаюсь».

Первоначально фильм носил иное название — «Вторая жизнь Тырсы». Именно так зовут героя Краско. Остается только догадываться о присутствии мистики в фильме. «Есть ли жизнь после смерти?» — главный вопрос фильма. Многим хочется верить, что да, но доктор Тырса, человек приземленный, практичный и скептически настроенный по отношению ко всему, в такую чушь никогда не верил. Пока по вине неловко брошенного шара для боулинга не оказался на пустынной равнине вместе с такими же, как он — людьми, уже не принадлежащими этому миру, но еще и не принятыми в мир иной. Тырса впал в кому. Тут-то и понял Виктор Палыч, что жизнь, которой он жил до сих пор, не так уж и плоха, и ему есть зачем к ней возвращаться.

Последний съемочный день фильма оказался последним днем жизни Андрея Краско. У него болело сердце. Карен предложил отложить съемки, но тот отказался.

«Когда сообщили о его смерти, у меня было просто шоковое состояние, которое не проходило две-три недели. Я даже не мог фильм монтировать, ни одну склейку не мог сделать. Каждая фраза напоминала о нем — мы очень сблизились за время съемок. Андрей мне снился каждый день. Но в один день я все же собрался и за 24 часа сделал черновой материал», — вспоминает Карен. Картину он посвятил Андрею Краско, изменив первоначальное название, ведь актеры остаются в своих ролях навечно.

Кинокритики в один голос твердят, что для современного кинематографа это очень странная, абсолютно не коммерческая картина. Просто хорошее кино, что на сегодняшний день большая редкость. Сам же режиссер говорит, что фильм вышел в прокат без каких-либо коммерческих ожиданий — компания решила, что зрителя иногда следует радовать просто честным и хорошим кино.

Режиссером этого фильма мог быть и не Карен Оганесян — проект первоначально был предложен Андрею Панину. Однако сценарий случайно попал в руки Карена, он тотчас же позвонил своему главному редактору Сергею Данеляну и заявил, что если не снимет этот фильм, то просто-напросто умрет. Но сценарий уже обещан Панину. Четыре месяца Карен пребывал в тяжелейшей депрессии, потом решил встретиться с Паниным и объяснить, что это фильм всей его, кареновой, жизни, что именно он должен его снять. Спустя какое-то время позвонил Андрей и сообщил, что, возможно, это какой-то знак, если Карен так ухватился за сценарий. …И отдал его.

В фильм Карен вложил всю душу. «Для режиссера очень важно попасть в свою тему, где он наиболее комфортно себя чувствует. Мне предлагали много различных проектов, но я от всего отказывался. Меня не понимали друзья: „У тебя же ничего нет, почему ты от всего отказываешься?“ Я же считаю, что взяться не за свою тему — это то же самое, что идти оперировать человека, не зная его диагноза», — говорит Карен.

Дебют Карена Оганесяна оказался успешным. Удержит ли молодой режиссер установленную им самим же планку качества в будущем, неизвестно, но сейчас он вдохновенно работает над своей второй картиной — психологическим триллером, рассказывающим о писателе детективных романов и киллере по прозвищу Домовой. Встреча этих двух людей в корне меняет отношение писателя не только к своим книгам, но и к жизни вообще. Актерский состав фильма «Домовой» что ни на есть самый звездный: Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян, Владимир Машков, Сергей Газаров.

«Я не знаю, чего ждут от меня сейчас. Но я точно знаю, что многие удивятся тому, что увидят, потому что это совсем другое кино, другая режиссура и другой я. Но для меня главное, чтобы всё было сделано профессионально. Я считаю что режиссер, снявший фильм, который прошел более или менее успешно, не должен повторяться. Нужно снять другой фильм, и этим быть интересным для зрителя. Мне не интересно снимать поверхностные фильмы, о которых ты забываешь, выйдя из кинотеатра. Фильм должен нести эмоциональную нагрузку. Русское кино всегда было глубоким, а сейчас, к сожалению, появляется много всякой ерунды. Все стали гоняться за спецэффектами, забывая про сюжет. Все научились хорошо взрывать и драться… И что? Мы видели это пятнадцать лет назад. Голливуд все это давно делает, а у нас только деньги появились, и мы ещё не наигрались. Хочется идти вперед, во всяком случае, не так сильно отставать, как сейчас», — утверждает Карен Оганесян — режиссер, о котором, думаю, мы еще не раз услышим. Увидим и оценим его фильмы.

Обновлено 22.11.2008
Статья размещена на сайте 29.08.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: