• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Почему Салтыков-Щедрин сравнивал цензуру с «намордником для пса»? Часть 1

В конце 19 века сотрудники Императорской публичной библиотеки обнаружили неизвестный им документ. Назывался он «Реестр произведений „вольного русского книгопечатания“». Он хранился в закрытой на замок коробке. В ту пору руководил библиотекой А. Бычков, который знал самые потаенные углы своего ведомства. А тут вдруг на глаза ему попался совершенно неучтенный документ.

Но по рукописи текста А. Бычкову не составило труда установить, что она принадлежала его предшественнику, М. Корфу, известному сановнику, сумевшему сделать себе прекрасную карьеру. Можно было предположить, что Николай I неофициально возложил на М. Корфа обязанности «верховного цензора», ведь в библиотеку поступали все книги, которые печатались в России и за границей русскими писателями.

Известно, что сам Корф давно лелеял мечту о создании в России комитета «безгласного надзора» за печатью. В 1848 году он активно принимал в этом участие, как и российское правительство, напуганное французской революцией. Позже в одном из писем библиофилу С. Полторацкому он напишет: «Мерзости Герцена из его типографии дошли и до нас, теперь они хранятся за моей печатью».

Сын аристократа И. Яковлева и немки Л. Гааг, русский писатель А. Герцен был воспитан вольнодумцем. Еще в молодости он и его друг Н. Огарев поклялись в вечном служении людям, на это повлияло восстание декабристов (14 декабря 1825 года). Герценом были написаны романы «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», которые были направлены против крепостничества. Основав в Лондоне типографию, Герцен занялся изданием журналов «Полярная звезда» и «Колокол», в течение многих лет он отстаивал позиции свободы слова, утопически веря в то, что все преграды на пути развития общества можно устранить «сверху»…

Создание М. Корфом «реестра» стало одной из первых попыток библиотек оградить читателей от изданий, «таящих в себе горючий материал»…

Как возникла цензура? Название этого слова имеет интересную историю. В Древнем Риме слово «ценз» (cengus) имело значение переписи или оценки имущества. Должностные лица, которые занимались этой деятельностью в V веке до нашей эры, назывались цензорами, избирались они народом. Римские граждане сообщали цензорам о возрастном, семейном и денежном положении. Кроме этого, цензоры «надзирали» за нравами в обществе, осуществляли контроль над государственным имуществом. С созданием Римской империи эта должность перестала существовать.

Цензура как государственное учреждение довольно долго пробивала себе дорогу. Ученые считают, что самая ранняя цензура — церковная. Известно, что папа Римский Сикст IV в ХIV веке издал указ, согласно которому не разрешалось печатать книги без предварительного их рассмотрения духовными служащими. Как правило, в церковной области этим занимались епископы, в светской жизни эту роль выполняли гражданские чины. В ХV веке увлечение цензурой охватывает все государства Европы.

В разные времена в разных странах цензуру то вводят, то отменяют. Но даже и там, где она формально была отменена, существуют судебные преследования, применяют денежные налоги и т. д. Так, в Англии парламент в 1694 году решает отменить цензорскую службу, которая, по их мнению, мешает правительству проводить политику в отношении авторов книг. Цензура не раз отменялась в Швеции, Дании, Франции (в период революции).

Цензура развивалась по мере развития печатного дела. Замечу, что основы набора букв были известны еще в древности. Учеными были найдены штампики для оттиска знаков на острове Крит. Наборный принцип печатания был известен и во времена Цицерона. Основы подобного печатания применялись в Китае. В Европе период книгопечатания тесно связан с именем И. Гуттенберга, который создал ручной станок. В процессе подготовки оттисков текста он использовал матрицу. В ней пуансонами выдавливались углубления для букв, куда и заливали типографский сплав, получая стререотип для печати.

Эксперты считают, что в 1553 году, 455 лет назад, была открыта первая типография в России при Иване Грозном. А уже через год в ней была напечатана книга апостольских посланий — «Апостол». Первопечатники И. Федоров и П. Мстиславец украсили книгу изящным орнаментом. Тираж «Апостола» составил 2 тысячи экземпляров, но до нас дошли лишь десятки.

Некоторые ученые пришли к выводу, что типография работала до ХVII века, ей покровительствовал руководитель государства. Следовательно, большой нужды в цензуре не было. Однако есть предание о том, что народ сжег типографию. И Федоров со своим товарищем вынужден был бежать в Литву. По мнению других исследователей, Федоров не подвергался гонениям со стороны государства и церкви, его поездка была связана с культурной миссией.

Надо сказать, что вплоть до ХVI века в Москве печатались в основном богословские книги. Но по-прежнему люди охотно раскупали рукописные издания, которые в то время пользовались большой популярностью. Привлекало богатство их исполнения, и стоимость их была ниже печатной продукции.

В Европе в эти же годы начинают печатать новости на листовках с помощью печатного станка. Так, люди узнали о путешествии Х. Колумба, о землетрясении в Гватемале, об итальянском турнире сильнейших легкоатлетов и т. д. Листки с новостями в Венеции были известны под названием «авизи» (avizi) или «газетте» (gazette). Первая газета в Германии появилась в 1609 году, в Англии — в 1621 году, во Франции — в 1631 году…

Уже в эти годы типографии строго контролировали печатное производство и вели редакторскую деятельность. Власти же могли попросту закрыть любую из типографий за неугодные публикации.

В 1621 году по распоряжению царя Михаила Федоровича в России в рукописном варианте стала выходить газета «Куранты». Газета длиною в несколько метров в основном освещала события в Европе. И только в 1703 году по Указу Петра I вышла в свет первая печатная газета. Называлась она «Ведомости», имела тираж около 4-х тысяч экземпляров. С 1729 года газета получила название «Санкт-Петербургские ведомости».

Со временем церковный шрифт был заменен на гражданский. Происходит деление цензуры на светскую и духовную. Можно сказать, что редактировал газету сам Петр I, писал статьи и следил за ее регулярным выходом. Газета выходила 215 лет, она была закрыта лишь в 1917 году.

В период правления Петра I было открыто много типографий в стране, управление их деятельностью вел граф Мусин-Пушкин, приближенный царя. Однако после смерти Петра I все церковную литературу стали печатать в Москве, в Петербурге остались только светские типографии. Во времена царствования Елизаветы Петровны деятельность цензуры была неупорядочена. Сенат осуществлял контроль выпуска светской литературы. Но, по сути, ученые Академии наук самостийно занимались рецензированием газет и книг.

Многое изменилось в этой области с началом эпохи Екатерины II. В 1763 году она издает указ, регламентируя новую организацию цензуры. В Москве эту деятельность Екатерина поручает университету, в Санкт-Петербурге — Академии наук. За работу в регионах теперь отвечают градоначальники. Работа типографий иностранных граждан подчиняется общим порядкам. При их нарушении владелец может лишиться типографского имущества.

Вошел в историю указ Екатерины II, принятый в 1783 году, 225 лет назад, который касался деятельности «вольных» типографий. Это имело свои плюсы. Производство книг стало массовым. Тем не менее, указ усилил функции цензуры. Согласно новым требованиям, осуществлялся жесткий контроль над публикацией изданий и их содержанием. Если выявлялись нарушения в деятельности типографии, вся печатная продукция подвергалась конфискации, и нарушителей указа наказывали в судебном порядке.

Продолжение в следующей части.

Статья опубликована в выпуске 10.12.2008
Обновлено 22.05.2019

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: