• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Реальность или аллегория? Мастерская масок

Замусоренная, неухоженная комната, скорее, сарай. Стойка для инструмента, шкаф для масок, рабочий стол, рамка для расчесывания париков. На стене — еще одна маска. В правом углу на полу — жаровня с горящими углями, на ней какой-то горшок.

Кошка на сидушке как бы наблюдает за происходящим (если верить комментаторам, кошка — символ разврата и лени. Лень присутствует явно — везде грязно).

Основательно сморщенный и почти беззубый старик (у него нет коренных зубов, поэтому щеки провалились), молодая цветущая женщина. Она раскрашивает маску, он режет новую.

Странная для Сведомского картина, у него нет жанровых сцен. Почему вдруг эта выпала из сюжетного ряда?

Может быть, это аллегория — художник изобразил самого себя в недалеком будущем: запустение, грязь, маски вместо картин? Одна радость — рядом сидит прекрасная женщина. И он предвкушает свою победу! (Еще бы не торжествовать: он такой потрепанный, а она — сама свежесть!)

Как связаны персонажи? Кто она ему? Кто он ей? Учитель? Допустим, что это так. Тогда откуда она появилась? Это внучка, дочь или воспитанница (скажем, дочь родственника или друга)? В любом случае, это не просто ученица: женщин вне семьи не учили такому ремеслу.

Молодая женщина похожа на всех героинь Павла Сведомского. Одна и та же натурщица? Возможно, что у нее были способности к рисованию (об этом нигде ничего не написано). Возможно, он пытался ее учить. Может быть, это обучение не было специальным, а как развлечение? Может быть, для нее это был шанс продлить общение с мастером? Может быть, мастер был для нее больше, чем учитель? Что касается самого Павла Сведомского: одно то, что женское лицо переходит из картины в картину на протяжении многих лет, говорит о многом (не секрет: натурщицы становились любовницами).

Если между ними есть какая-то связь, то о чем говорят маски? В шкафу женская маска — портрет героини. Вторая — какой-то другой мужчина. Может быть, это персонаж из прошлого женщины?

Каким-то ужасом веет от маски на стене. И маска обращена прямо на героиню, как бы предупреждает о чем-то неприятном, трагическом. А когда это будет — это трагическое? Связано ли оно с наставником?

Маска на коленях героини еще без волос, но парик для нее уже расчесан (на стойке), а на жаровне стоит горшок с клеем. Еще немного — и маска будет закончена и займет место на полке. У нашего героя в работе, похоже, трагическая маска.

Лицо женщины какое-то мечтательное, светится радостью. На лице мужчины — зловещее торжество. Что бы это значило? Поединок интеллектов? Он думает, что она уже сдалась, а она — что он в ее власти полностью?

Тип женщины, пожалуй, цыганский (хотя для цыганки она слишком бледна). Если это так, она по жизни ни к чему не может относиться серьезно. Тогда почему такая трагичность маски на стене? Может быть, ей уготована участь Кармен? И в руках мастера — долото…

И если художник видит именно так свое будущее, чем вызвано такое видение? Какие события в его жизни привели его к такому более чем странному изображению? Может быть, это была проекция его тогдашних связей? (Если исходить из того, что известно, жизнь Павла Сведомского закончилась без трагических поворотов; у него остались наследники, которые в конце прошлого века побывали в России.)

Что бы это все значило? Что всем этим хотел сказать автор? Может быть, у этой картины есть литературная основа: рассказ, роман, повесть, баллада, предание? Или это все-таки зарисовка с натуры?

Увы, ответа нам не дождаться: художник от нас далеко, его мысли ушли вместе с ним, и мы вряд ли до них докопаемся. А картина — завораживающая, настораживающая, таинственная …

Статья опубликована в выпуске 22.11.2008
Обновлено 5.08.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: