Борис Рохленко Грандмастер

За что наградили мастера по свету? Не только за хорошее освещение!

Однажды мы были случайными свидетелями съемок на натуре. Популярный актер и певец Коби Оз снимал рекламный ролик как раз в том месте, где мы обычно прогуливаемся по субботам. Сцена включала в себя проход главного действующего лица с его спутницей, длина прохода — метров 30. Под камеру положили рельсы. Команда — актер и его спутница, приплясывая и напевая, идут на камеру, камера соответственно отъезжает, а рядом с ними идет человек, в руках которого легкий складной экран для подсветки лиц снизу. Так мы впервые увидели кусочек работы осветителя. (Дублей было — не счесть, не меньше десяти, было очень интересно на все это смотреть!)

Ави Либман, лауреат приза "Офир". Фото автора И вот я беседую с осветителем высочайшего класса, обладателем специального приза израильской академии киноискусства «За вклад в развитие израильского киноискусства» Ави Лейбманом (у приза есть собственное имя — Офир, в честь знаменитого израильского киноактера Шайке Офира).

Ави — мой давний знакомый. У него есть маленький бизнес в нашем поселке — фотомагазин, в котором проявляют пленки и можно купить всякого рода вещи для фотографа.

Приз "Офир". Фото автора Работает он довольно напряженно, ему приходится делить свое время между киносъемками и магазином. Нелегко: и возраст уже далеко не молодой, и здоровье дает о себе знать. А еще почему тяжело — по принятой в Израиле схеме съемочный день длится не меньше 12 часов. Хоть днем, хоть ночью. Днем это может быть с 8−9 утра до 8−9 вечера, ночью — с 6 вечера до 6 утра.

Но тяжело не только из-за продолжительности рабочего дня. Как правило, у осветителя есть несколько помощников, до полутора десятков человек в одной смене. И если их двое или трое — резко возрастает физическая нагрузка. Надо расставить прожекторы, выверить освещенность, поставить экраны. И во время самой съемки надо перемещать экраны и прожектора.

Надо ли говорить, что в готовом фильме (будь то реклама или художественная лента) должно быть хорошо видно то, что должно быть хорошо видно. В этом — главная забота мастера по свету — так называется должность Ави.

И вот я расспрашиваю его обо всем. Первое: как осветителя привлекают к съемкам? Так сначала появляется продюсер — человек, который за все платит. Он выбирает сценарий и режиссера. Режиссер подбирает себе оператора. А вот уже оператор находит себе мастера по свету (кстати, во время нашей беседы с Ави ему позвонили и предложили участие в съемках. Первый вопрос, который задал Ави: «А кто оператор?»)

Итак, есть предложение, есть сценарий, есть режиссер, есть оператор, есть деньги (то есть — продюсер) — начинается работа над фильмом. На самом первом этапе работа осветителя состоит в разговорах: вместе с оператором он обсуждает, как и что он должен осветить во время съемки. Затем определяются потребности мастера по свету: вид и количество аппаратуры и принадлежностей, состав бригады.

На съемочной площадке. Фото автора Теперь, когда осветитель знает свои потребности, в дело вступает ограничитель по финансам. Продюсер может сказать, что у него на такое количество аппаратуры и людей нет денег. Тогда мастер по свету действует по деньгам. Естественно, что ниже определенного уровня он спуститься просто не может, иначе не получится фильм.

Второе: что делается во время съемок? Один из главных моментов в производстве фильмов — определение носителя: фотопленка, магнитная лента или диск.

С чисто технической точки зрения большой разницы в съемках нет, но магнитную ленту или диск проще обрабатывать. У фотопленки есть неоспоримое и непревзойденное до сих пор преимущество: лучшая разрешающая способность и цветопередача.

Съемки с фотопленкой обходятся дороже, поэтому главный регулятор в этом вопросе — деньги. (Игровые фильмы стараются снимать на фотопленку, это своего рода гарантия качества.) Когда основные вопросы организации съемок решены (есть режиссер, оператор, мастер по свету), начинаются пробы фотопленки. Делаются кинопробы: как ведет себя эмульсия, насколько она чувствительна, как передает цвет…

Ну, а дальше — обычная работа, до конца фильма.

Третье: где приходится работать? Ави снимал фильмы в разных странах: в Венгрии, в Польше, в России… Везде есть какие-то особенности в организации съемок. Самое необычное было в Венгрии, в 1988 или 1989 году. И в России не обошлось без приключений. Цитирую рассказ Ави:

«Как я уже говорил, в Израиле работают 12-часовыми сменами. В Венгрии не было такого порядка — 7 часов и все. Кроме того, нужно их собрать до начала рабочего дня, а потом возвратить их в конце дня. Отмечать рабочие часы надо было не на месте съемки, а на студии. После съемочного дня они все садились на автобус, ехали на студию, там отмечались — и только потом возвращались домой. И это не только с утра, это в любое время суток. И даже если до места съемки от дома ближе, чем от студии, сначала — отметка в студии, потом — домой. Когда начались съемки, было дико: все уходят, никого не остается, не с кем работать. Потом приходит другая смена, но им приходится все снова объяснять. Понадобилось 2−3 недели, чтобы приспособиться.»

«В России снимали рекламный ролик для авиакомпании «Эль-Аль». Прилетели из Израиля в Москву, дальше перелет в Ленинград. Надо отправлять все оборудование, съемочное, осветительное… Дорого самолетом. Я посоветовал администратору нанять грузовик. Нашли грузовик. Надо погрузить в машину оборудование — не можем подвезти все, что сгрузили с самолета. Нет тележек. За тележку надо заплатить (смехотворная сумма, полдоллара), но заплатить рублями. Доллары не берут, а разменять негде: ночь, все закрыто. Хорошо, что среди тех, кто прилетел с нами, нашелся человек с рублями, он дал нам денег, мы заплатили за тележки и вывезли свой груз к фургону. Погрузили. Даю водителю 50 долларов: «Не останавливаться, не брать пассажиров, не открывать ящики. По прибытии получишь еще 50 долларов.» Поехали.

Мы садимся в самолет, летим в Ленинград. День, другой, мы облазили и Ленинград, и студию «Ленфильм». Изумительная студия, музей! Грузовик не пришел. Третий день, четвертый… Я начинаю волноваться: груза нет, а совет дал я! Я виноват!

На пятый день прилегли днем отдохнуть — стук в дверь: «Внизу вас ждет грузовик». Выходим, смотрим — машина в грязи по самую маковку. Водитель рассказывает: «У меня было восемь запасных колес. Проколов было пятнадцать. Так ведь с проколотым колесом надо добраться до места ремонта, а потом доставить его назад!»

Все прошло благополучно, съемки закончились. Кстати, в съемках участвовала теннисистка Аня Смашнова, тогда новая репатриантка. Ей тогда было, если не ошибаюсь, 15 лет"

За долгие годы работы в кино и на телевидении Ави не только хорошо ставил свет, но и обучал тех, кто с ним работал. Десятки специалистов по свету впитали его знания. Именно это и сформулировано как «вклад в развитие израильского киноискусства».

В начале нашего разговора я начал расспрашивать Ави, как все это делается, и он предложил: «Поехали, посмотришь на месте». Я ответил согласием и теперь жду подходящего момента. Для меня очень интересно — узнать эту работу в деталях. Пригодится! Видеомагнитофон уже опробован!

Обновлено 25.09.2008
Статья размещена на сайте 8.09.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: