• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кто назвал Берингов пролив именем Беринга? Часть 1

Странный вопрос, скажете вы. А кто вообще в те времена присваивал названия тем или иным географическим точкам на карте планеты? Наверное, какое-нибудь Российское географическое общество, которое и снаряжало экспедиции в честь славных заслуг командора. Но в случае с Беринговым проливом история более чем запутанная. Вот сегодня мы и постараемся ее распутать.

Из Дании через Голландию на русскую службу

Несколько слов о самом командоре. Витус Беринг родился в 1681 году в датском городе Хорсенс. Кем были его родители, сказать трудно, но он выбрал путь моряка вряд ли случайно. Потому что сразу после окончания школы поступил в кадетский корпус. Причем в один из лучших в Европе рубежа XVII и XVIII веков — в Амстердаме.

Доподлинно неизвестно, видел ли гардемарин Беринг российского императора, но факт остается фактом: сразу после окончания корпуса в 1703 году он отправляется в Санкт-Петербург, где поступает на русскую службу в чине подпоручика. К 1707 году он дослужился до поручика, а в 1710 году ему присваивается звание капитан-лейтенанта.

За шесть лет до описываемых событий на Олонецкой верфи была заложена шнява «Мункер». Шнява, по определению Владимира Даля, — двумачтовое морское судно вроде шкуны. Орфография Даля сохранена. Строили «Мункер» корабельный мастер Петр Михайлов (под этим псевдонимом скрывался царь Петр I) и корабельный подмастерье Иван Немцов. Позже эту быстроходную шняву царь неоднократно использовал, а потому довольно часто на ней развевался его личный штандарт. Так что командовать «Мункером» (что в переводе означает «Сердце мое») была высокая честь для каждого капитана и особый признак доверия.


Америка и Азия неразделимы?

Последующие три года, вплоть до 1713-го, Витус Беринг со своим кораблем принимает участие в русско-турецкой войне. Как мы знаем из истории, она закончилась территориальными потерями для России. По Прутскому (1711 г.) и Адрианапольскому (1713 г.) мирным соглашениям Россия уступала Турции Азов с примыкающей к нему территорией по реке Орели. Но это нельзя было назвать поражением хотя бы потому, что Россия тем самым развязывала себе руки на Балтике.

Кстати, наш герой, Витус Беринг, был переведен на Балтийский флот чуть раньше, в 1712 году, а спустя три года в жизни датчанина произошли сразу два события: во-первых, он женился на русской девушке и стал таким образом россиянином, а во-вторых, ему было присвоено звание капитана IV ранга (тогда было и такое).

По всей видимости, он был с молодой женой на своей исторической родине в Дании, но это была его последняя поездка в родные места.

Между тем в 1714 году к России была присоединена Камчатка, и европейские географы сгорали от нетерпения узнать больше об этих местах. Но понадобилось три года для того, чтобы Петр I согласился отправить на Камчатку экспедицию, чтобы доказать, что заокеанская Америка — не что иное, как… продолжение Азии.


Первая Камчатская экспедиция берегов Америки так и не достигла, она дошла только до Курильской гряды и повернула обратно. Но одной цели она, безусловно, добилась: были подтверждены географические карты Чукотки и Камчатки, составленные ранее.

Вместе с картой Каспийского моря Петр I отправил их в Париж. Местные географы могли поверить русским только на слово, но, тем не менее, избрали Петра I в почетные члены Парижской академии наук, к чему русский самодержец так упорно стремился. Одно дело — быть ученым в глазах своих придворных, и совсем иное — в Париже.

Как видим, Петр был довольно-таки тщеславным человеком. Правда, составляли карты его подданные, а не он сам, но царя это нисколько не смущало!

Карьера Беринга

Но вернемся к Берингу. Его служба и карьера продвигались в целом успешно, хотя ради этого он менял корабли, как перчатки. Так с 1716 по 1723 годы он успел покомандовать кораблями «Пёрл», «Селафаил», «Мальбург» и «Лесное». Он не скрывал своего стремления стать поскорее капитаном I ранга, но этим честолюбивым планам на тот момент не суждено было сбыться — военно-морское начальство упорно не желало повышать капитана II ранга Беринга в звании.

От отчаяния Витус настрочил рапорт с просьбой уволить его в запас из-за того, что он не видит перспективы в службе. Возможно, он рассчитывал на то, что такими ценными кадрами разбрасываться не станут, а преподнесут ему очередное звание на блюдечке с голубой каемочкой. Но иностранец жестко просчитался — рапорт был подписан если и не с превеликим удовольствием, то без промедлений.

Так будущий великий мореплаватель оказался на берегу. Он не сдался, а постарался напомнить о себе ставшему к тому временем императором Петру I. Как ни странно, но это удалось. У Петра была отменная память, и когда ему доложили, что бывший командир его шнявы «Мункер» оказался на берегу из-за нерадивости начальства, он тут же отдал распоряжение — восстановить Беринга в российском флоте, присвоив ему звание капитана I ранга.

И практически тут же, незадолго до своей смерти, Петр I поручил Витусу Берингу секретную миссию: построить один или два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а после этого спуститься вдоль североамериканского побережья на юг…

А пролив-то давненько знали

А теперь о самом интересном. Открывателя пролива, который впоследствии был назван именем Беринга, мы так, по всей видимости, уже и не узнаем. Но во времена Марко Поло (XIII век) он назывался Анианским.

Пролив Аниан, отделяющий американский континент от Азии, стал изображаться на картах достаточно давно — Северная Америка отделена от Азии уже на карте Вальдземюллера 1507 года. Впервые название «Аниан» появилось в брошюре итальянского картографа Дж. Гастальди в 1562 году. Первая карта, показывающая «пролив Аниан», была составлена венецианским картографом Залтиери в 1566 году.


За 80 лет до путешествия Витуса Беринга пролив, отделяющий Америку от Азии, в 1648 году прошел знаменитый русский мореплаватель Семен Дежнёв.

Еще более удивительно: Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, он ограничился плаванием в его южной части, тогда как Дежнёв прошел пролив с севера на юг, по всей его длине.

Что же получается? Как в известной поговорке: «Му-му» написал Тургенев, а памятник поставили почему-то Толстому…

Часть 2
Часть 3

Статья опубликована в выпуске 11.09.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: