• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Шомин Мастер

Откуда у дирижера «волшебная» палочка?

Кто не видел дирижера симфонического оркестра, «вооруженного» небольшой деревянной палочкой? Однако сегодня далеко не все дирижеры используют ее в своей работе. Выходит, она не так и нужна. Но откуда же она взялась, и какое волшебное действие она оказывает на музыкантов?

Люди, далекие от музыки, часто не представляют себе роли дирижера. А поборники эстрады да и джаза с роком часто отрицают необходимость такой профессии. Обходятся же рок-музыканты без дирижера.

Но давайте представим себя альтистом симфонического оркестра. Он сидит прямо перед дирижером в центре оркестра. Ему более-менее слышны и скрипки, и контрабасы. Можно и без дирижера обойтись, главное слышать своих коллег. Но сзади примостился какой-нибудь тромбон и дует альтисту прямо в ухо. Для справки: тромбон один спокойно перекрывает весь оркестр. Так что нашему альтисту довольно трудно слышать всех остальных. Приходится поглядывать на дирижера.

А теперь представим себя скрипачом, сидящим на самом краю оркестра. Кроме скрипок он, бедный, ничего не слышит. И тут дирижер может пригодиться.

Кто же такой дирижер?

Слово дирижер происходит от французского «управлять, направлять, руководить». Англичане дирижера зовут «кондуктором». Нам это слово говорит гораздо больше, чем русское, а вернее французское, название. Таким образом, понятно, что дирижер направляет музыкантов. Но как он это делает и зачем ему «волшебная» палочка?

Дирижер выполняет несколько задач. Основная — задавать темп и указывать размер. (Размер в музыке показывает количество долей в такте. Например, вальс — трехдольный размер, а рок-н-ролл — четырехдольный). Делается это как раз палочкой в правой руке, иногда, правда, и двумя руками одновременно. А вот левой, да и мимикой тоже, он указывает, когда кому вступать, с какой громкостью играть. Дирижер обычно стоит спиной к публике, а вот музыканты в течение всего концерты любуются своеобразным «театром мимики и жеста». С непривычки это может и рассмешить.

Но многие современные дирижеры часто обходятся без палочки. И жесты их могут быть более свободны. А палочка — это просто символ, «музыкальный инструмент» дирижера. На ум приходят сравнения с царем, держащим скипетр, или атаманом с нагайкой. Символ власти. Но все не так просто. Посмотрим шире и глубже.

Ближайшие родственники

Ближайшим родственником симфонического оркестра является духовой оркестр. Они бывают очень велики по своему составу, и музыкантам требуется такой же координатор (дирижер). Когда оркестр сидит или стоит, перед ним как раз и красуется такой руководитель, все с той же палочкой.

Но вот стоит только военному оркестру отправиться на марш, как дирижер становится совершенно бесполезен. Не может он пятиться задом наперед впереди оркестра. Да и не видно его задним рядам. И вот тут появляется первая осмысленная палочка. А вернее целая палка, или жезл. Держит его в своих руках тамбурмажор. Жезл может быть богато украшен, привлекает внимание. Машет им хозяин высоко над головой, указывая музыкантам все тот же темп и размер. А все остальное — как получится, партию надо хорошо знать и соседей слушать. Но как же все-таки этот здоровый жезл стал маленькой тонкой палочкой?

Немного истории

История дирижирования своими корнями уходит в глубь веков. Там, где надо было исполнять музыку большим количеством музыкантов, требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику. В средние века появилось так называемое «шумное» дирижирование с помощью большого посоха (жезла). Им активно махали и стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора.

Сначала руководил оркестром один из музыкантов (обычно композитор). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры. Дирижеров (из числа музыкантов) требовалось несколько, их число могло доходить до пяти. Один руководил хором, другой — струнной группой.

В конце концов выделился «главный» дирижер с той самой небольшой палочкой, которой он махал периодически над оркестром. Им оказалась так называемая «первая скрипка», или концертмейстер — скрипач, сидящий теперь ближе всех к дирижеру. Тот самый, которому дирижер обычно пожимает руку. А его палочка — просто-напросто… смычок. Из него-то и произошла «волшебная» палочка дирижера. В связи с ростом оркестров концертмейстера пришлось освободить от игры на скрипке. Так и появился дирижер со своей «волшебной» палочкой. Впервые это случилось около 1812 года.

А как же квартеты?

Речь идет не только о квартетах, а вообще о небольших составах. Когда они выходят на сцену, дирижера мы не видим. Но он все-таки есть. Чаще это все та же первая скрипка. Ею дирижировать проще. Все дирижирование сводится к малопонятным непосвященным кивкам и покачиваниям скрипки. Здесь роль «волшебной» палочки играет гриф скрипки, а не смычок. Смычком играть надо.

Дирижер с двумя палочками

Поклонники эстрады, джаза и рок-музыки часто отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, вроде бы, без него. Но это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это — барабанщик. Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.

Но барабанщик не одинок. У него есть один, а то и два, помощника. Эти помощники — гитаристы. Один — бас-гитарист, другой — обычный гитарист, исполняющий ритмическую функцию. Вся эта «группа дирижирования» называется «ритм-секцией». Именно от этой «секции» зависит согласованность игры всего состава. И все солисты подчиняются им.

Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно контрабас. Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару (уж больно он велик). У нее первоначально было всего четыре струны, в отличие от обычной шестиструнной. И настроены они так же, как на контрабасе. Иногда ритмическую функцию исполняет и банджо.

Ирландское «дирижирование»

Речь, конечно, не об ирландских симфонических оркестрах, а о народной музыке. Дирижера как такового там нет, как обычно в маленьких составах. Собираются несколько человек и играют. Кто на скрипке, кто на гармошке, кто на дудке или гитаре. Ирландская музыка обычно танцевальная, а, следовательно, довольно ритмичная. Вроде все просто.

Но среди музыкантов часто можно заметить одного, который странно сучит ногами (а играют всегда сидя). Вроде как бы ходит, сидя на стуле. Это он так дирижирует! Одна нога указывает сильную долю такта, другая слабую. То есть, все тот же темп и размер.

Конечно, такое дирижирование характерно не только для ирландцев. Оно плавно перешло и в эстрадную музыку. Но там чаще обходятся одной ногой. Обычно такой вид «дирижирования» можно видеть в составах без ритм-секции, то есть без ударников и басов.

Вот такое разнообразное дирижирование существует. С одной «волшебной» палочкой, с двумя и даже совсем без них.

Статья опубликована в выпуске 3.11.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: