Валентина Пономарева Грандмастер

Почему же тот мост звался Калиновым?

Приезжают к реке Смородине, видят — по всему берегу
кости лежат человечьи, всё кругом огнём сожжено,
вся земля Русская кровью по­лита. У Калинова моста стоит
избушка на курьих ножках…

В русских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: «Бой на Калиновом мосту», «Иван Быкович», «Иван, крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст» и др. С легкой руки талантливого и скрупулезного исследователя сказок В. Я. Проппа повелось считать, что река Смородина представляет собой границу между мирами. Стало быть, мост через нее — переход из одного мира в другой.

Одна из версий символики и географических координат этого места уже описывалась в нашем журнале.

Ой, цветет калина... В частности, была приведена точка зрения, согласно которой этимология Калинова моста связана со словами «калить» (сильно нагревать) или «калеть» (коченеть, цепенеть от жара или стужи). Впервые она была высказана еще в XIX в. знатоком русских сказок А. А. Потебней, ссылавшимся на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и т. п. Правда, впоследствие автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, что, мол, Калинов мост был металлическим.

Академик Б. А. Рыбаков объясняет исходную сущность понятия «калинов мост» следующим образом: «Мост, по которому пойдет массивное мифическое чудище изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать что-либо, но не строить из них… Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников калины».

Но если так, то почему о калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестинских причитаниях, девичьих напевах? И в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегий» в качестве образа народной женской песни звучит:

Уж как по мосту — мосточку, по калиновым досочкам!
Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,
По калиновым досочкам…

Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться не к этимологии, а к символике калины.

Много народных сказаний повествует о калине.

Свадебный рушник Украинцы из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи саблями супостаты героинь, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. В общем, было у кого поучиться Ивану Сусанину.

Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.

Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор и стали горчить — как слезы неразделенной любви.

Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь.

Ее выращивали возле хаты — на счастье. Она была непременным атрибутом свадебных ритуалов, начиная с украшения ветками, венками и ягодами горницы и обрядовых калачей и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной.

Обряды похорон калины означали принесение девственности в жертву при замужестве во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же А. А. Потебни, утверждают, что «Калиновые мосты — обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост — соединение, связь)». Позднее это дерево стало символом женщины и любви вообще.

С другой стороны, оно было погребальным, памятным и высаживалось на могилах воинов, павших в боях за Родину, или безвременно погибших возлюбленных.

Считалось, что калина способна видеть, слышать и думать.

Калина красная, калина вызрела... Наши предки верили, что она помогает от сглаза и нечистой силы, успокаивает и облегчает душу. «Если тебе тяжело, горько от судьбы своей, обними калину-матушку, проведи несколько раз рукой по ее стволу, поведай-открой все тайны свои горькие, прижмись к ней осторожно, не поломав веточек, сразу станет легче на душе» (любопытно, что настой из ягод калины применяют в том числе и в качестве успокаивающего средства при неврозах).

Вот как относился народ к калине.

И мост неслучайно был назван в ее честь.

И в бою богатыря с чудовищем на границе миров Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба — инициация, посвящение. Калина при этом выступает защитницей, заступницей, помощницей. Во всяком случае, основанием для подобной версии является символическое значение глубоко почитаемого древними славянами дерева.

Обновлено 23.01.2009
Статья размещена на сайте 15.09.2008

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: