• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Про рябиновые ночи слышали? Их три в году...

Сразу предупрежу, что речь не о фильме с одноименным названием, который я, кстати сказать, и не видела.

«И бывши ночи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше молния, тако блещашеся оружие их, и елико же молния осветяше, толико мечи видяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна».

Так повествует Тверская летопись.

Так описывается битва князя Ярослава Мудрого с братом его, тоже князем Мстиславом Тмутараканским. Сражение это состоялось в Листвене осенью 1024 года.

По описанию В. Н. Татищева, предыстория его была такова: Мстислав потребовал за год до того у Ярослава увеличения земельного надела и получил Муромскую землю, коей показалось ему мало, и отправился в поход на Киев-град.

Столичным жителям-киевлянам сие не понравилось, и тогда претендент занял Чернигов. Попытавшийся выбить его оттуда Ярослав потерпел поражение как раз в Лиственской битве. Страшна она была, но не завершилась все же братоубийством. Напротив, то, что случилось дальше — просто удивительно.

Киевский князь отписал брату по Городецкому миру (1026) русские земли по левую сторону Днепра, и они стали союзниками, да еще какими! К примеру, по зову Ярослава Мстислав являлся с войском и участвовал в походах княжих, и был, по описанию знаменитого древнерусского певца Бояна «дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее». Словом, никогда больше эти родственники не ссорились и, тем более, не шли «на вы».

Но почему та ночь названа была рябинной?

По утверждению, высказанному еще в XIX в. признанным исследователем русского фольклора А. Н. Афанасьевым, речь идет о поверье, что «в каждом году непременно бывают три „рябиновые ночи“: первая — когда цветет рябина (конец весны), вторая — когда начинают зреть на рябине ягоды (середина лета), третья — когда ягоды эти совершенно поспеют (начало осени)».

И были те ночи особенными. Сохранилось немало повествований, отражающих поверье, согласно которому рябиновыми ночами называлось такое время, которое сопровождалось сильными грозами с молниями и зарницами, бурно и напористо уничтожавшими разгулявшуюся нечисть.

Отчего же противостояние тьме связывалось с рябиной?

Дело в том, что издревле на Руси ветка этого гибкого и в общем-то, не самого могучего, на взгляд несведущего человека, дерева была символом Перуновой палицы. А Перун, известное дело, — Бог-громовник. И без гроз и молний ему никак не обойтись, когда вершит свой Суд. Вот этот глас громовержца, вступившего на путь очищения подопечной территории от темных сил, и демонстрируют рябиновые ночи.

Любопытно, что по-иному их называют воробьиными. Кто-то объясняет это преобразованием «рябых» расцветок (свойственных упомянутой пичуге) в рябиновые, кто-то — сходством с украинским «горобиний», означающим одновременно и «воробьиный», и «рябиновый».

Однако, воробьиными ночами описанные фенологические явления (грозы, зарницы) стали позднее, и на то была дана особая версия, о которой лучше побеседовать отдельно. А вот рябина считалась священным деревом издавна, и не только у славян, а по всей Европе-матушке. Впрочем, это тоже заслуживает более продолжительного разговора, который и обещаю в ближайшее время.

До встречи!

Статья опубликована в выпуске 26.09.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: