Валентина Пономарева Грандмастер

Какова история и будущее легендарного Синь-камня?

Синь-камень — удивительный валун, что находится возле Плещеева озера и является значимой достопримечательностью древнего русского города Переславля-Залесского. Первые поселенцы здешних земель были из угро-финского племени меря. Более двух тысяч лет назад они пришли на них, сочли святыми и обосновались.

И Синь-камню, обнаруженному на вершине холма, у северо-восточного берега озера поклонялись, т.к. считали вместилищем священного духа, приносили к нему жертвы в виде рыбы, украшали цветами и лентами, водили хороводы. Чтобы приблизить почитаемый объект к небесной сфере, нарастили холм и воздвигли его на новую высоту. Пришедшие позднее славяне разделили мерянские убеждения, заведя собственную традицию поклонения чудесному камню на холме, прозванном Ярилиной плешью, и признали в качестве атрибута этого бога.

Правда, некоторые исследователи утверждают, что обнаруженные на валуне следы славянских рун свидетельствуют о том, что он — Перунов камень, но мы не будем вступать в дискуссию по этому поводу, оставив решение вопроса специалистам. Главное — ему приписывалась сила исполнения желаний и чаяний страждущих.

После христианизации Руси Синь-камень, которому продолжали поклоняться местные жители, был проклят, а обряды их обличены как греховные. В 1152 г. он был сброшен со своего «тронного места». Но это не прекратило паломничества. На холме возвели православный храм, который, однако, сгорел, не простояв и ста лет.

По преданию, в XIII в. на его месте были построены княжеские палаты Александра Ярославича (Александра Невского), который владел Переславлем. Тогда холм и получил название, сохранившееся до наших дней: Александрова гора. Впрочем, и это сооружение долго не простояло, так же как монастырь, воздвигнутый впоследствии после смерти князя.

В летописи XVI в. значится: «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть».

В начале XVII в. по велению влиятельнейшего ростовского монаха Иринарха, будто бы подсказанному ему Василием Шуйским, дьякон Ануфрий (или Онуфрий) выкопал огромную яму и (вряд ли единолично, ведь 12 тонн весу было в «осужденном»), свалил в нее «каменного беса» и закопал, притоптав место захоронения и прикрыв его дерном.

Через полтора десятка лет, как ни странно, смертник вдруг показался из земли. Снова туда потянулся народ со своими просьбами и мольбами о помощи. Полтора века священники думали, как быть, и наконец решили поместить упрямца под православную колокольню, использовав в качестве фундамента таковой для церкви в Духовской слободе.

Зимой 1788 г. его не без труда погрузили на дровни и повезли по замерзшему Плещееву озеру, однако лед лопнул, и камень ушел под воду на глубину пять метров. Но дальше было еще удивительнее. Внимательные рыбаки заметили, что «утопленник» передвигается по дну. Так продолжалось, пока он не вылез на берег, и к весне 1850 г. достиг подножия холма.

Что же собой представляет эта глыба сегодня? Это округлый валун вытянутой формы, как говорят геологии, ледникового происхождения, с разными показателями радиационного уровня на противоположных оконечностях. По породе отнесен к мелкозернистому кварцевому биотитовому сланцу. Он никогда не покрывается снегом (снежинки мгновенно тают), иногда светится голубизной по ночам. Синь-камень вовсе не всегда имеет оттенок, давший ему название. Чаще он серый, но если полить водой из озера, посинеет. А еще синеву ему добавляет яркое утреннее солнце.

В наши дни продолжается движение уникального валуна, но теперь он перемещается в сторону озера и уходит под землю, над которой виден уже всего на 20−30 см. А ведь согласно мифологии, сложенной народом вокруг феноменального объекта, перед наступлением благоденствия для России он возвышается, перед бедствием — пропадает.

Уж насколько это верно, судить не нам. Церковь считает, что прячется Синь-камень от божественной благодати, не выдерживая силы молитв. Материалистические объяснения включают ссылку на топкие берега Плещеева озера, ветра и течения в озере, геомагнитные поля. Без космической версии тоже, конечно, не обошлось, как и без лей-линий, т. е. пересечения энергетических потоков. Но точного знания пока нет.

Паломники и туристы украшают ленточками ближайшее деревце, кидают монеты к камню, садятся на него и… откалывают кусочки, т.к. считается, что растертый в порошок, он исцеляет от всех болезней. Как бы не разнесли по крошкам!

…Синь-камень уходит. Но может, вернется?

О других передвигающихся камнях можно прочитать здесь.

Обновлено 28.09.2017
Статья размещена на сайте 3.10.2008

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алатырь

    АЛАТЫРЬ
    Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве.
    Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел- горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.
    читать дальше →


    http://www.telegraph.ru/misc/legend/index.htm

    Оценка статьи: 5

  • А вот был такой алатырь-камень, под которым сохранилась Голубиная Книга во время Всемирного Потопа. Об этой легенде вы не слыхали?

  • Надо же, что бывает, поневоле в нечистую силу поверить можно. 5

    Оценка статьи: 5

  • Ну вот - и НА тебе:

    "...А ведь согласно мифологии, сложенной народом вокруг феноменального объекта, перед наступлением благоденствия для России он возвышается, перед бедствием - пропадает."

    "...То тарелкими пугают - дескать, подлые летают,
    То у них собаки лают,
    То у них Бермуды говорят..."
    /Высоцкий/

    ...То у них, ппа-нымаешь, камни ползают...

    Оценка статьи: 5

  • Валюша, а ты оказывается, ювелир! Камешками интересуешься...

    Оценка статьи: 5

  • Чудеса!

    Оценка статьи: 5