София Варган Грандмастер

Есть ли золото на дне Селявы? Часть 1

Конец августа 1942 года. Вторая мировая война. Советская армия отступает, огромные территории захвачены врагом. На города падают бомбы, а сводки с фронтов неутешительны. Каждый день сообщается, что сданы новые города. Территория Белоруссии полностью оккупирована.

Тяжелый бомбардировщик ПЕ-8, груженый 4 тоннами золота, направляется в Англию. Золото — предоплата за поставки по ленд-лизу.

Бомбардировщик сверхнадежен, сбить его практически невозможно — высота полета недоступна ни зенитной артиллерии, ни истребительной авиации противника. Золото должно быть доставлено по назначению. Золото — это оружие, это солдатские пайки, это техника, необходимая армии, это танкеры с авиационным бензином… Ленд-лиз — это еще одна гирька на нашу чашу весов, дополнительный шанс победы.

Самолет спокойно летит в заданном направлении, вне пределов досягаемости возможного противника. Опытный экипаж. Инструкции — уходить от любого столкновения с противником. Главная задача — доставить золото по назначению.

Под крылом самолета — белорусские леса. Территория, захваченная противником в первые дни войны. Территория, на которой немцы уже успели солидно окопаться. Самолет пролетает над Белоруссией, стремясь к английским берегам… Ничто не предвещает катастрофы. Экипаж чувствует себя уверенно и спокойно. Самолет летит…

И исчезает.

В данных о потерях самолетов ПЕ-8 стоит лишь дата — 28 августа 1942 года. И все. Ни места катастрофы, ни причины, ничего. Самолет был. Самолета нет.

Но — 4 тонны золота! Золота, которое так необходимо было для победы. Золота, которое могло приблизить окончание войны не на несколько дней, но даже на несколько лет. Неужели оно пропало бесследно?

Версия первая. А было ли золото?

В конце сентября-начале октября 1941 года велись трехсторонние переговоры о взаимных поставках — ленд-лизе. Однако помощь Советскому Союзу отнюдь не планировалась бескорыстной. «Добрые» союзники потребовали оплаты золотом: «Кошелек или жизнь!». Тогда Сталин произнес свою знаменитую фразу: «Кровь советских солдат стоит дороже всего золота мира!» и — подписал соглашение.

Первоначально доставка золота в счет оплаты поставок ленд-лиза планировалась исключительно морским путем. Начали ходить морские конвои, охранявшие драгоценные грузы.

В мае 1942 года английский крейсер «Эдинбург» вышел в Баренцево море, имея на борту 5,5 т золота. Капитан, решив обмануть немецкие подлодки, оторвался от конвоя, решив, что одиночную цель выследить сложнее. Тем более, что немцы предпочитали ожидать весь конвой, а уж потом выбирали цели на свой вкус. Быстроходный же крейсер имел все шансы проскочить незамеченным — так думал капитан. Однако крейсер был атакован немецкими субмаринами, поврежден, лишен хода и затоплен командой. Золото ушло на дно. Как тогда думали — безвозвратно.

Правда, через сорок лет удалось поднять золото. В два этапа (первый — в 1981, второй — в 1986) с помощью водолазных колоколов было поднято 436 золотых слитков из предполагаемых 465. Но это — через сорок лет… А ведь золото нужно было в том, далеком 42-м году. Тогда его списали на военные потери, но терять такое количество золота всегда болезненно, а для воюющей страны — дважды.

Стаи немецких субмарин обложили Советский Союз. Практически весь Северный морской путь контролировался немцами. Вспомнили о бомбардировщиках ПЕ-8.

Эти бомбардировщики по праву считались сверхнадежными: пять моторов, высота полета такая, что не достанет ни зенитная артиллерия, ни истребители — в те времена на подобной высоте истребители еще не летали. Сбить такой бомбардировщик можно было только во время бомбометания — заход на цель и прицельное бомбометание предполагают низкую высоту полета. ПЕ-8 был испытан на дальних полетах, летал и в Англию, и в США. Техническая дальность полета бомбардировщика — 5600 км, а до Англии от Москвы — немногим более 3000 км. Так что доказано — бомбардировщик мог совершить подобный рейс.

ПЕ-8 мог нести 24,6 т бомб, что уж говорить о нескольких тоннах золота…

А безопасность доставки гарантировалась качествами самолета. О кораблях подобного сказать было нельзя. Потери на морском пути были чрезвычайно велики во время всей войны, до самого последнего дня. И перевозка золота морским путем была опасна — не было никакой гарантии, что корабль с ценным грузом дойдет до места назначения, даже при самом сильном конвое.

Так что получается, что доставка золота воздушным путем была более надежна и безопасна. Даже с учетом того, что часть маршрута пролегала над оккупированными территориями. Единственное, что требовалось для обеспечения безопасности — не снижаться.

Рассматривая вопрос — было ли золото — нельзя отбрасывать и народную мудрость: дыма без огня не бывает. Подобные слухи возникают отнюдь не на пустом месте. Ведь гораздо правдоподобнее говорить о золотых кладах Радзивиллов или о золоте, которое спрятал Наполеон, чем о золоте ленд-лиза. Тем не менее, молва упрямо твердит, что был самолет — и даже называется какой! — и самолет этот был гружен золотом ленд-лиза, и упал он на территории Белоруссии.

В 90-х годах, когда многих людей охватила лихорадка быстрого обогащения, а «черные археологи» стали обыденным и привычным явлением, на рынках можно было купить разнообразные карты. Даже карты генштаба, где отмечено абсолютно все, чуть ли не отдельно стоящие деревья. Особенно ценились карты «с легендой», то есть те, на которых было указано место захоронения клада. Продавались и карты, на которых было отмечено местонахождение бомбардировщика с золотом.

Так что весьма похоже, что «золотой самолет» действительно был. И действительно упал. Иначе — откуда же слухи, которые держатся с завидным упорством столько лет?

Но как же вообще мог упасть такой самолет, как ПЕ-8? Если он был настолько безопасен, настолько надежен — почему же он вообще упал? Сверхсовременный, сверхнадежный, сверхбезопасный самолет… И — катастрофа. Что же могло произойти? Предположить, что самолет, перевозивший золото, сбросил высоту над территорией, занятой противником, и подставился под удар зенитных пушек — смешно. Ведь высота, до которой «не достреливали» немецкие зенитки, была одним из основных преимуществ ПЕ-8.

Версия вторая. Надежность ПЕ-8 — миф

Оказывается, бомбардировщик ПЕ-8 вовсе не был таким уж сверхнадежным. Основная проблема заключалась в двигателях. Дизельные двигатели АМ-35А, которые устанавливались на ПЕ-8, славились своими отказами. Львиная доля потерь самолетов во время второй мировой войны связана, как ни странно, вовсе не с зенитной артиллерией противника или истребительной авиацией, а именно с отказом одного, а то и двух двигателей. При отказе двигателя самолет терял и скорость, и высоту, в результате чего становился легкой добычей противника.

Советский Союз вступил в войну, имея только один гарантированно надежный и мощный двигатель. Но эти моторы ставились только на штурмовики ИЛ-2 — ради этого были сняты с производства некоторые виды истребителей.

Значит, все-таки могли сбить. Хотя бы при отказе двигателей. Причем, сбить могли как немцы, так и белорусские партизаны — вряд ли их предупредили о следовании над территорией бомбардировщика, а зенитная артиллерия в некоторых партизанских отрядах была.

Но если сбили свои или хотя бы наблюдали за тем, как сбили, то должны ходить не просто слухи о том, что где-то на территории страны лежит самолет, набитый золотом, но и называться предполагаемое местонахождение самолета.

Оно и называется! И очень любопытное место. Оно само по себе может объяснить, почему самолет упал и почему до сих пор не был найден. Об этом — в следующей части.

Обновлено 11.10.2008
Статья размещена на сайте 3.10.2008

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: